Предлагаем вашему вниманию разработку учебного кабинета по ПДД, который можно оборудовать в школе силами учащихся.
Оборудуем школьный кабинет
по безопасности дорожного движения
Разработка выпускницы Махачкалинского филиала МАДИ Е. Канаевой
Рецензенты:
Ректор Дагестанского института повышения педагогических кадров, профессор Ч.А. Абдулгамидов;
Зав. кабинетом «ОБЖ» Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров М-Н. К. Алиев;
Директор МОУ средней школы № 9 г. Махачкалы, заслуженный учитель Республики Дагестан Ш.А. Насруллаева.
Создание учебного кабинета ПДД, оснащённого в полном соответствии с учебно-методическими требованиями, дело трудоёмкое и дорогостоящее. Поэтому будет рационально эту работу осуществлять поэтапно по мере возможностей. Значительную часть пособий и оборудования можно изготовить и осуществить оснащение ими кабинета силами учащихся, используя уроки рисования, черчения, труда, кружковые занятия, а также помощь родителей, сотрудников ГИБДД.
Введение
Практическая необходимость и жизненная значимость преподавания правил безопасного поведения на дороге состоит в том, что это предмет прямого действия, и от того, как он преподается, реально зависит безопасность и здоровье каждого школьника.
Методы обучения, как и их содержание, определяются общей целью, достигнуть которую можно только путем демократизации и использования пособий и средств наглядности, для чего необходимо иметь кабинет по Правилам дорожного движения. Он должен быть оснащен учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения.
Все занятия должны проводиться с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движения (знаки, разметку, сигналы регулировщика и светофора и т.д.) и правила их применения; иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования; раскрывают особенности регламентации движения в различных условиях (действия пешеходов, скорость и расположение транспортных средств на проезжей части и т.д.); наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.
Систематическое использование на занятиях наглядных пособий позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений ПДД, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности и безопасности других участников движения.
Можно выделить следующие основные формы работы с учащимися по изучению ПДД:
обсуждение и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;
анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний;
выполнение на магнитных досках или на печатных схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, правилам движения на перекрёстках и другим темам;
выполнение заданий с выборочными ответами по каждой теме, в том числе с использованием видеофильмов и компьютерных программ.
Результаты занятий - это усвоение знаний и умений, которые обеспечивают безопасность учащихся на дороге.
ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Примерный перечень оборудования и учебных пособий кабинета по изучению Правил дорожного движения.
№
п/п |
Наименование оборудования и учебных пособий |
Примечание |
1. |
Классная доска |
|
2. |
Стол-макет (или доска макет) «Перекрёстки дороги» (на стальном листе) с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков (на магнитных держателях)
|
|
3. |
Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами. |
|
4. |
Стенд «Дорожные знаки» |
с подсветкой |
5. |
Стенд «Дорога и её составные части»
|
|
6. |
Стенд «Дорожная разметка»
|
с подсветкой |
7. |
Набор дорожных знаков (на картоне) |
По 2-3 штуки из каждой группы |
8. |
Плакаты «Правила длоя пешеходов» |
|
9. |
Плакаты «Правила для велосипедистов»
|
|
10. |
Плакаты «Виды ДТП»
|
|
11. |
Плакаты «Причины ДТП» («Ловушки») |
|
12. |
Схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма»:
- виды ДТП (в % %);
- распределение ДТП по времени суток, дням недели, месяцам, по возрастным категориям |
|
13. |
Макеты средств регулирования дорожного движения (светофоров): транспортные, пешеходные, для велосипедистов (желательно электрофицированные) |
|
14. |
Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков» |
|
15. |
Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП»
|
|
16. |
Плакаты «Дорога глазами водителя» - (остановочные и тормозные пути, признаки движения автомобиля и т.д.)
|
|
17. |
Жезлы, головные уборы |
|
18. |
Компьютеры |
|
19. |
Видеомагнитофон |
|
20. |
Диапроетор (кадропросктор, фильмоскоп) |
|
21. |
Учебные программы для компьютера, видеофильмы, диафильмы |
Выпуск не
ранее 1999 года
|
22. |
Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (комплекты для учащихся)
|
23. |
Методическая литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учителя) |
24. |
Настольные игры по ПДД |
25. |
Сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД |
Варианты размещения учебных пособий
Рис.1
1 и 3 - стенды: дорожные знаки и разметка
2 - классная доска
4 и 5 - стул и стол учителя
6 - стол-макет «Перекрестки и дороги»
7 - компьютер
8 - парты
9 - стулья
10 - желоба для плакатов и таблиц
Рис.2
1 и 3 - стенды: дорожные знаки и разметка
2 - классная доска
4 и 5 - стол и стул учителя
6 - стол-макет «Перекрестки и дороги»
7 - компьютер
8 - парты
9 - стулья
10- макет светофора
11 - желоба для плакатов и таблиц
12- подставка с диапроектором
13 - книжные стеллажи, шкафы, плакатницы
Рекомендации по размещению
оборудования и учебных пособий Для оборудования кабинета по Правилам дорожного движения требуется обычная классная комната. В кабинете устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 35 учащихся.
На лицевой стороне класса устанавливаются классная доска и экран для демонстрации диафильмов и кинофильмов. На доске укрепляются указка и коробка для мела, в которой кроме обычного мела обязательно должны быть цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения.
Если в кабинете будут использоваться кино- и диафильмы, то для их демонстрации необходим экран. Для его крепления над классной доской необходимо предусмотреть специальные крепления.
При наличии видеомагнитофона и компьютера надо предусмотреть удобное их размещение, обеспечивающее хороший обзор экрана.
Выше классной доски в несколько рядов устанавливаются электрифицированные дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола учителя, для чего на нем устанавливается пульт управления подсветкой дорожных знаков.
Для показа различных наглядно-учебных пособий на столе учителя устанавливается демонстрационное устройство.
По обе стороны классной доски укреплены вешалки с зажимами для плакатов.
Макет-доска с металлическим основанием может быть размещена на стене рядом с классной доской, а если место не позволяет, то доска с металлическим основанием может подвешиваться непосредственно на доску (как подвешивается экран). Она может быть установлена также и на специальном столе, на котором следует предусмотреть возможность наклона доски для удобства обзора её учащимися.
Комплект макет-доски включает:
1. Планшет из листовой стали толщиной 0,8 мм (на фанерном или рамном основании). На планшете должно быть изображение основных типов перекрестков и дорог. В зависимости от размеров планшета это может быть одна общая схема с несколькими перекрестками или несколько сменных планшетов с изображением отдельных перекрестков.
2. Макеты (на магнитах) транспортных средств: автомобили разных типов и назначений, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, пешеходы.
3. Макеты (на магнитах) светофоров и регулировщиков.
4. Дорожные знаки (желательно на магнитах), плакаты и схемы для постоянного их хранения следует размещать в специальных шкафах или ящиках (плакатницах), обеспечивающих удобство пользования ими и расположенными ниже классной доски.
Вывешивать плакаты и схемы (на приспособленных для этого местах - на стойках или классной доске) следует только непосредственно в тот момент занятий, когда это требуется по теме. Развешивать их заблаговременно не надо, как и другое оформление кабинета, они не должны отвлекать внимание учащихся и поэтому не должны находиться в поле их зрения.
Неплохо у классной доски установить стол-макет с поднимающейся в сторону класса крышкой. Макет, помещенный на столе, представляет собой миниатюрные улицы, дороги, перекрестки, площади и т.п. Особое внимание на этом макете должно быть уделено микрорайону школы (на занятиях с младшими школьниками по правилам дорожного движения можно наглядно знакомить учащихся с подходами к школе, показав наиболее безопасный и удобный путь в школу и обратно). В одном из ящиков стола располагаются макеты автомобилей и другого транспорта, средств регулирования, фигурки регулировщика, пешеходов (макеты могут быть намагничены). В нерабочем состоянии крышка стола-макета находится в горизонтальном положении. Стол-макет изготавливается в школьных мастерских на уроках труда.
Справа от стола-макета устанавливается стол учителя с демонстрационным устройством.
На задней стене класса устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. В специальные желоба, параллельно укрепленные на правой стороне, устанавливаются таблицы: «Российские автомобили», «Мотоциклы», «Городской пассажирский транспорт», «Сельскохозяйственные машины», «Велосипеды и мопеды» и пр.
Размещение оборудования и внешний вид кабинета должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы по безопасности дорожного движения.
Очень большое значение имеет оформление и размер учебного пособия. Размеры наглядных пособий выбирают в зависимости от особенностей и площади стен помещения. Наряду с настенными пособиями можно изготовить альбомы в соответствующем художественном оформлении.
При отсутствии в школе возможности иметь отдельный кабинет ПДД, следует организовать в кабинете ОБЖ или в других классных помещениях уголок ПДД. Кстати, таких уголков ПДД лучше иметь несколько, лучше - если каждый учебный класс в начальной школе будет иметь в своем помещении свой уголок ПДД.
Что касается оснащения уголка оборудованием, учебными и методическими пособиями, то это должно быть оборудование и пособия из перечня, необходимого для кабинета. Их состав определяется возможностями школы, но должен обеспечивать для занятий необходимый минимум.
Поскольку школ, располагающих кабинетами ПДД, в районах нет, то следует организовать посещение имеющихся кабинетов учащимися других школ.
ШКОЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛОЩАДКА
Ребята начальных классов на школьной транспортной площадке закрепляют знания Правил дорожного движения.
Рекомендации к оформлению и эксплуатации
школьной транспортной площадки
Размер площадки:
длина - 30-100 м; ширина - 10-25 м.
При оформлении площадки необходимо иметь следующие дорожные знаки и элементы дорожной разметки:
1. Тротуар;
2. Линия, указывающая разрешенные направления движения;
3. Пешеходный переход;
4. Линия разметки, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях;
5. Перекресток;
6. Линия, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в одном направлении;
7. Стоп-линия;
8. Знак «Пешеходный переход»;
9. Знак «Главная дорога»;
10. Велосипедная дорожка;
11. Газон, городская застройка;
12. Знак «Уступите дорогу»;
13. знак «Круговое движение»;
14. Светофор;
15. Знак «Движение прямо и направо»;
16. Знак «Велосипедная дорожка»;
Если позволяют возможности школы, желательно иметь на школьной транспортной площадке электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров.
Занятия могут проводиться учителями, сотрудниками Госавтоинспекции.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ УГОЛОК ДЛЯ ШКОЛЫ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы.
Примерный перечень материалов,
располагаемых на стендах
1. Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, имени, отчества, фамилии).
2. Информация о ДТП, произошедших с учащимися школы, и краткий разбор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с ДТП.
3. Информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.
4. Информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные). В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по правилам безопасного поведения на дороге. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности на дороге» и т.п.
5. Информация для родителей. Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых занятий по ПДД. Это необходимо, чтобы избежать противоречий в обучении ребенка в школе и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях.
6. Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема несет весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, таких схем в школах нет.
Весьма полезно помимо схемы, вывешиваемой в вестибюле школы, иметь второй её экземпляр в кабинете ПДД, где она может служить хорошим учебным пособием.
Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах, должны нести свою, вполне определённую нагрузку, должны работать на выполнение конкретной задачи. Прежде, чем вывешивать какой-либо материал, необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален.
При подготовке использован «Сборник материалов для работы по профилактике ДДТТ», Санкт-Петербург, 2001 г. |