Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
К новому учебному году

Продолжаем публикацию разработок выпускницы МАДИ Е. Канаевой. В этом номере – примерная разработка уроков ОБЖ для вторых классов средних школ. 

Поурочный план по предмету ОБЖ,
раздел «правила дорожного движения»
Разработка выпускницы

Махачкалинского филиала МАДИ
Е. Канаевой

Рецензенты:
Ректор Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров профессор Ч.А. Абдулгамидов;
Зав. кабинетом «ОБЖ» Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров М-Н. К. Алиев;
Директор МОУ средней школы № 9 г. Махачкалы, заслуженный учитель Республики Дагестан Ш.А. Насруллаева.

Введение
Дети как дети. Растут, развиваются, играют, обращаются к старшим с тысячами «почему?». Удивляют и радуют своими пусть еще совсем маленькими открытиями и... получают травмы, потому что не умеют ориентироваться в сложных дорожных ситуациях, потому что полны уверенности: взрослые не могут обидеть маленького человека.
А между тем в травмпункты Дагестана ежемесячно попадают с травмами много детей, некоторые из них погибают.
Целью обучения школьников правилам безопасного поведения на дороге является формирования у них умения принимать правильные решения в реальных условиях дорожного движения, без чего невозможно обеспечение безопасности на дороге. Практическая необходимость и жизненная значимость предмета состоит в том, что он является предметом прямого действия, и от того, как он преподается, реально зависят безопасность и здоровье каждого школьника.
В настоящем пособии представлены разработки нестандартных уроков по Правилам дорожного движения. Уроки предлагаются разных типов: уроки изучения нового материала, контроля знаний и умений учащихся, повторения и обобщения изученного материала, комбинированные уроки.
Предложенная новая, усовершенствованная методика обучения детей младшего школьного возраста Правилам дорожного движения в Дагестане, г. Махачкале, разработана с учетом результатов проведенного исследования и местных специфических особенностей в соответствии с утвержденной Министерством образования Российской Федерации программой.
В предлагаемых уроках преобладают активные формы и методы обучения, значительное внимание уделяется методу инсценировки на уроках, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности.
Материал пособия поможет начинающим учителям в подготовке и проведении уроков по Правилам дорожного движения, опытным учителям - в совместной творческой деятельности с учащимися развивать коммуникативные, организаторские навыки у детей.

I. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УЛИЦЕ, ДОРОГЕ. ДЕТСКИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ
(3 часа)


Урок 1.  Детский дорожно-транспортный травматизм
Цель: образовательная
Закрепить правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденные в 1 классе.
Форма занятия: групповая, фронтальная работа.
Материал: схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными местами на них, плакаты «Виды ДТП» и «Причины ДТП», схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма», макеты перекрестков, средств регулирования и набор дорожных знаков, фотодокументы.
Ход урока
I. Вступительная беседа
Учитель рассказывает детям о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в России и в вашем регионе (сколько произошло аварий, сколько детей погибло и получило ранения, по чьей вине произошли все эти аварии) и к чему может привести несоблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Приводит примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми в городе, поселке (по материалам местной Госавтоинспекции). Указывает наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
II. Использование иллюстративного материала
Для лучшего понимания детьми сложившейся ситуации необходимо использовать наглядный материал: схему микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными местами на них, плакаты «Виды ДТП» и «Причины ДТП», схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма».
III. Проведение игры
Закрепление правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах, пройденных в 1 классе.
ИГРА 1. «Угадайка»
Класс разбивают на три команды, по рядам. Каждой команде раздается несколько табличек с дорожными знаками (перевернутыми рисунками вниз). Такой же комплект знаков есть у учителя. Он открывает любой знак из своего набора. Выигрывает та команда, которая быстрее отыщет этот знак, а потом правильно назовет его значение.
ИГРА 2. «Загадки и вопросы»
Кто правильно ответит - получает фишку. У какой команды будет больше фишек в конце занятия, та и побеждает.
Указания: «Чтобы ответить, нужно поднять руку».
Совет: «Внимательно, до конца слушайте загадку или вопрос».
1.    От дома начинается,
    Не живая, а идет,
    Неподвижна, а ведет.
    У дома и кончается.
(Дорога)
2.    Не летает, не жужжит,
    Жук по улице бежит,
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька.
(Автомобиль)
3.    Встало с краю улицы
    В длинном сапоге
    Чучело трехглазое
    На одной ноге.
    Где машины движутся,
    Где сошлись пути,
    Помогает улицу
    Людям перейти.
(Светофор)
4.    Эта зебра на дороге
    Не бежит, не скачет.
    И хотя по ней все ходят,
    Она совсем не плачет.
(Пешеходный переход)
5.    Бывает же работа -
    Завидно от души! -
    Свисти, когда охота,
    Да палочкой маши.
(Регулировщик)
Вопросы
1. Где должны ходить пешеходы?
2. Где пешеходы могут переходить улицу?
3. Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?
4. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
5. Что означает, если одновременно горят красный и желтый сигналы светофора?
6. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?
7. Почему нельзя кататься на велосипеде по тротуару и проезжей части? Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
8. Что делает регулировщик?
Итог урока
1. Подвести итог игр.
2. Выставить и прокомментировать оценки.
3. Задание на дом: нарисовать те дорожные знаки, которые встречаются на пути в школу.

Урок 2.  Основные правила поведения на улице, дороге
Цель: образовательная
1. Рассказать учащимся о правиле правостороннего движения транспортных средств и пешеходов на улицах городов нашей страны, происхождении этого правила.
2. Объяснить особенности движения пешеходов в темное время суток.
3. Проверить знания учащихся по правилам движения пешеходов по тротуару и обочине дороги.
Форма занятия: групповая, фронтальная работа.
Материал: набор плакатов «Правила для пешеходов», макеты перекрестков, средств регулирования и набор дорожных знаков.
Ход урока
I. Опрос. (5 мин.)
Проверить выполнение домашнего задания: дорожные знаки и их значения, и выставить оценки за его выполнение.
II. Объяснение нового материала. (30 мин.)
Мы с вами живем в большом городе. На каждой улице города много домов, магазинов, школ, детских садов. По улицам днем и ночью едут машины. Автобусы, троллейбусы, маршрутки перевозят людей на работу и с работы, на рынки, в кинотеатры и т.д. Идя по улице, мы видим, что все транспортные средства придерживаются правой стороны и пропускают друг друга. Движение на улицах бывает одностороннее и двустороннее. При одностороннем движении все транспортные средства едут только в одном направлении, встречных транспортных средств нет. При двустороннем движении проезжая часть как бы разделена надвое, и транспортные средства движутся навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны. Таким образом, получается два противоположных потока. В зависимости от ширины проезжей части движение возможно в один, два и более ряда. Движение в несколько рядов может происходить в двух направлениях.
Пешеходы на тротуаре также должны придерживаться правой стороны, чтобы не мешать встречным и тем, кто хочет их опередить.
В далеком прошлом, когда от одного населенного пункта до другого приходилось идти несколько верст по узким тропам, через лесные чащи, и ходить было не безопасно, потому что по дорогам и лесам скитались в поисках добычи разбойники, путники брали с собой оружие. Поначалу оружием служила дубина, а позже - меч или кинжал. Когда путники на тропе встречались, они давали друг другу дорогу, держась правой стороны. Тем самым левая сторона туловища, защищенного щитом, была обращена к встречному, чтобы неожиданный удар пришелся по щиту, а не по открытому боку. Постепенно движение по правой стороне вошло в привычку. До сих пор у нас и во многих других странах движение осуществляется по правой стороне.
Но совсем иная картина на улицах в городах Великобритании, Индии, Японии, Индонезии, Непала, Республики Шри Ланка, Пакистана, Малайзии, Таиланда, Ямайки, Тринидада и Тобаго, ЮАР, Австралии и Новой Зеландии. Там движение осуществляется по левой стороне.
Великобритания с давних времен являлась могущественной морской державой. В устье реки Темзы, где расположена столица Великобритании - Лондон, каждый день прибывало множество судов. В те годы еще не существовало законов, регулировавших движение судов, и они плавали по усмотрению капитана. Нередко случалось, что суда сталкивались, разбивались и погибали. И вот в Великобритании издан закон, по которому суда при встрече должны были придерживаться левой стороны.
Этот закон впоследствии лег в основу Правил дорожного движения в Великобритании и ее многочисленных колониях. Во всех этих странах рулевое управление машин находится с правой стороны.
В странах с правосторонним движением транспорта и пешеходов живет больше половины населения нашей планеты.
Но несмотря на то, что у нас существует правостороннее движение, пешеходы должны придерживаться левой стороны - ходить по левой обочине на дорогах, где нет специальных тротуаров для пешеходов. Это требуется для того, чтобы люди хорошо видели встречные машины и заранее могли отойти в сторону. На тротуаре не полагается ходить по нескольку человек, взявшись под руки. Иначе вы займете весь тротуар и встречным придется спуститься на проезжую часть, а это опасно. Если мы несем какой-либо большой предмет, толкаем тачку, везем санки или ведем велосипед, то наше место на правом краю дороги у тротуара. Детские группы водят только по тротуару или по левой обочине дороги - там, где нет тротуаров, по двое в ряд. Сопровождать их должны по крайней мере двое взрослых.
Особенно осторожно надо ходить по дороге в темноте. Хотя фары приближающегося автомобиля освещают дорогу, зачастую водитель не замечает пешехода. Почему? Да потому, что пешехода в темной одежде в потемках просто не видно. Трудно водителю заметить пешехода в тумане, в дождь, метель или же когда навстречу идет другое транспортное средство. Фары встречной машины ослепляют водителя. Именно в таком случае пешеходу грозит опасность. Поэтому надо дать о себе знать. Но каким образом? Все очень просто. В темное время суток пешеход должен иметь при себе световозвращающие значки-фликеры. Когда свет от фар падает на такой значок - водитель обязательно заметит отсвет.
III. Закрепление нового материала. (5 мин.)
Для закрепления нового материала учитель задает вопросы.
1. Почему мы в потоке движения придерживаемся правой стороны?
2. Когда мы идем по левой обочине дороги?
3. Что такое многорядное движение?
4. Почему надо хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения?
5. Как нужно вести себя пешеходу в темное время суток на дороге?
Итог урока
Задание на дом
1. Повторение пройденного материала.
2. Нарисовать рисунок на тему «Ох уж эти правила!».

Урок 3. «Внимательный пешеход»
Повторительно-обобщающий урок-игра
Цель:
- образовательная
1. Закрепить знания учащихся о правилах поведения на улицах и дорогах.
- воспитательная
2. Воспитывать у учащихся уважение к закону.
Форма занятия: групповая работа.
Материал: стол-макет (или доска-макет) «Перекрестки   и дороги» (на стальном листе) с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков (на магнитных держателях), альбомные листы и цветные карандаши.
Ход урока
I. Постановка целей и задач урока с последующей беседой с учащимися
Учитель напоминает основные правила, которые должны соблюдать дети на улицах и дорогах. Затем ученикам предлагается сыграть в игру.

ИГРА 1.
«Нужные знаки»
Каждому ребенку предлагается нарисовать те дорожные знаки, которые нужно знать пешеходам, и дать им названия. Ученик, который нарисует больше всего знаков, побеждает.

ИГРА 2.
«Реши задачу»
ЗАДАЧА 1
Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего сигнала.
Сколько ребят правильно перешли дорогу?
ОТВЕТ: Три девочки. Зеленый мигающий сигнал светофора предупреждает, что скоро включится желтый, а затем красный. Поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу опасно.
ЗАДАЧА 2
Из автобуса вышли шесть человек. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и один остался на остановке.
Сколько человек поступили правильно?
ОТВЕТ: Один. Правильней всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить дорогу.
ЗАДАЧА 3
Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные остались играть на дороге.
Сколько ребят поступили правильно?
ОТВЕТ: Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
ЗАДАЧА 4
Мага и Арсен опаздывали в школу. Они вышли на остановку, когда троллейбус уже отъезжал от остановки. Ждать следующего не было времени, тогда Арсен зацепился за буфер троллейбуса, а Мага пошел пешком.
Кто из мальчиков поступил правильно?
ОТВЕТ: Мага, потому что цепляться за буфер троллейбуса нельзя.
ЗАДАЧА 5
Ехал волк  к лисе на автомобиле по левой стороне. Его остановил милиционер и велел заплатить штраф.
Какое правило нарушил волк?
ОТВЕТ: Транспортным средствам разрешено ехать по дороге, придерживаясь правой стороны.

ИГРА 3.
«Кто внимательнее»
Учитель предлагает детям по очереди выходить к столу-макету (или доске-макету) «Перекрестки   и дороги» (на стальном листе) и прикреплять те макеты транспортных средств, средств регулирования, дорожные знаки, которые они встречали на пути в школу.
Итог урока
Для закрепления детьми правил поведения на улицах и дорогах учитель задает детям обобщающие вопросы.
1. Где пешеходы могут переходить улицу?
2. Какие сигналы светофора вы знаете и что они обозначают?
3. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?
4. Почему нельзя выходить на улицу и играть на мостовой?
5. Что делает регулировщик?
6. Почему мы в потоке движения придерживаемся правой стороны?
7. Когда мы идем по левой обочине дороги?
8. Почему надо хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения?

Затем выставляются и комментируются оценки.

II. ЭЛЕМЕНТЫ УЛИЦ И ДОРОГ (2 часа)


Урок 4-5. Элементы улиц и дорог
Цель: образовательная
1. Рассказать о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Ограждение тротуаров от проезжей части.
2. Познакомить учащихся с видами дорожной разметки (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода).
Форма занятия: групповая, фронтальная работа.
Материал: стенд «Дорожная разметка», плакаты с изображением дороги, улицы, перекрестка.
Ход урока
I. Вводная беседа
Учитель рассказывает о том, как появились первые дороги в России и дорожные знаки на них.
II. Изложение нового материала
1. Учитель рассказывает о дороге и ее главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, тротуар, велосипедная и пешеходная дорожки, используя при этом наглядные пособия - стенд «Дорога и ее составные части».
2. Учитель объясняет детям, для чего ограждают проезжую часть дороги от тротуара.
3. Учитель обращает внимание детей на то, что на поверхности дороги есть определенные знаки, которые называются дорожной разметкой. При этом используется стенд «Дорожная разметка». На этом стенде детям показываются основные линии разметки, которые необходимо знать и водителям и пешеходам: 1.14.1 и 1.14.2 - «Пешеходный переход (Зебра)», 1.9, 1.11, 1.12, 1.15, 1.21 и т.д.
III. Закрепление
Для закрепления материала учитель задает следующие вопросы.

1. Сколько транспортных
потоков может быть
на улице?
2. Что такое многорядное движение?
3. Как называется место
пересечения дорог?
4. Как выглядит на улице обозначенный пешеходный переход?
5. Каковы бывают линии
горизонтальной разметки на проезжей части?
6. Что означает сплошная продольная линия?
7. Посреди дороги сплошная и прерывистая линии.
С какой стороны разрешается их пересекать?
8. На дороге две прерывистые линии. С какой стороны разрешается их пересекать?
9. О чем говорит водителю стоп-линия?
10. Для чего на проезжую часть наносится «зебра»?
Итог урока
1. Выставить и прокомментировать оценки.
2. Задание на дом: составить кроссворд с ключевым словом «дорога».

III. СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА И РЕГУЛИРОВЩИКА (2 часа)

Урок 6. Сигналы светофора и регулировщика
Цель: образовательная
1. Познакомить учащихся с видами  светофоров.
2. Рассказать о значении дополнительных секций в светофорах.
3. Объяснить, кто такой регулировщик.
4. Рассказать о положении и жестах   регулировщика, которые   соответствуют красному, желтому и зеленому сигналам светофора.
Форма занятия: фронтальная работа.
Материал: макеты перекрестков, средств регулирования, плакаты «Сигналы светофора и регулировщика».
Ход урока
I. Объяснение нового материала
Учитель знакомит учащихся с видами светофоров: транспортные, пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, объясняет детям, в чем их сходство и различия. Рассказывает детям о значении дополнительных секций в светофорах. Напоминает, что означает мигание сигналов светофора.
Затем учитель объясняет учащимся, кто такой регулировщик, какие положения и жесты регулировщика соответствуют красному, желтому и зеленому сигналам светофора, почему сигналы регулировщика важнее сигналов светофора.
II. Использование иллюстративного материала
Для лучшего понимания детьми сигналов светофора и регулировщика  необходимо использовать наглядный материал: макеты перекрестков, средств регулирования, плакаты «Сигналы светофора и регулировщика».
III. Закрепление нового материала
Детям предлагается  за 5 минут ответить на ТЕСТ.
ТЕСТ
1. По-моему, наиболее опасно переходить дорогу
а) со взрослым;
б) одному;
в) по сигналу светофора;
г) по пешеходному переходу (без светофора);
д) все равно где.
2. Я нарушаю Правила дорожного движения:
а) когда нет поблизости машин;
б) когда спешу;
в) когда иду один;
г) я не нарушаю правил.
3. Что означает, если одновременно горят красный и желтый сигналы светофора?
а) можно начать переход дороги;
б) скоро будет включен зеленый сигнал.
4. Что означает мигание зеленого сигнала светофора?
а) светофор испорчен;
б) переходить дорогу запрещается;
в) время зеленого сигнала истекает и сейчас будет включен запрещающий (красный) сигнал.
5. Что означает мигание желтого  сигала светофора?
а) светофор испорчен;
б) скоро произойдет смена сигнала;
в) этот перекресток нерегулируемый и здесь действуют правила проезда нерегулируемого перекрестка.
6. Кто такой регулировщик?
а) сотрудник ГАИ, который регулирует дорожное движение;
б) человек, который случайно оказался посреди дороги;
в) рабочий, который производит работы на дороге.
7. Какой жест регулировщика равен для пешеходов зеленому сигналу светофора?
а) регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты в сторону или опущены;
б) регулировщик поднял руку вверх;
в) регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, руки вытянуты в сторону или опущены.
Итог урока
Задание на дом:
1. Повторить тему «Сигналы светофора и регулировщика».
2. Подготовиться к игре «Юные инспекторы дорожного движения».

 Е. Канаева
< Пред.   След. >
Сегодня 29 марта 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07