Продолжение темы. В прошлом выпуске газеты мы рассказали о классах
автомобилей. Из этого материала вы узнаете о том, какие виды кузовов
бывают у автомобилей. А какая «одежка» у автомобилей? Конечно же
кузов! Ух ты, какая красивая машина, восхищаемся мы, увидев сверкающий
новенькой краской «Порше». Как и у нас, одежка у автомобилей
бывает разная.
Кто-то одет в потертые джинсы, кто-то - в деловой костюм, кто-то - в
вечернее платье. Иными словами, кузова у автомобилей бывают разных
типов. Так что давайте познакомимся с автомобильными одежками поближе.
Начнем с СЕДАНА. На современных легковушках это самый
распространенный тип кузова. Это связано с его универсальностью,
удобством и внешней привлекательностью. Седан - это закрытый кузов с
двумя (иногда - тремя, но об этом речь впереди) рядами сидений и, как
правило, четырьмя дверьми. Редко встречаются 2-дверные седаны (как,
например, «ушастый» 965-й «Запорожец»). Еще реже - 6-дверные.
Конструктивно седан состоит из трех «частей»: выступающего вперед
моторного отсека, пассажирского салона и закрытого багажника. Поэтому
его называют трехобъемным кузовом или просто «трехобъемником».
Подавляющее большинство седанов рассчитаны на перевозку 4 или 5
человек.
Кузов
ХЭТЧБЕК был придуман в 60-е годы прошлого столетия, когда возникла
необходимость сделать компактные авто более вместительными. Хэтчбек -
это двухобъемный 3- или 5-дверный кузов. Багажный отсек в нем объединен
с салоном. Складывающиеся задние сиденья и огромная задняя дверь от
кромки бампера до крыши позволяют перевозить довольно-таки громоздкие
предметы. Например, телевизор или холодильник.
УНИВЕРСАЛ
- также двухобъемный кузов, но, в отличие от хэтчбека, задняя дверь
универсала - почти вертикальная, что еще больше увеличивает объем
багажного отделения. Изначально универсалы создавались для тех, кому
нужно было возить объемные грузы, не помещавшиеся в багажник седана. На
Западе автомобили с таким кузовом еще называют брейками или вагонами, а
у нас - несколько презрительно - сараями. Сейчас универсал часто
позиционируется как автомобиль для любителей активного отдыха. Недаром
большинство внедорожников имеют именно такой кузов.
Название
КУПЕ происходит от французского couper - отрезать. Первоначально именно
таким вот варварским методом укорачивали громоздкие седаны, чтобы
придать им выразительный динамичный силуэт. За счет пространства для
задних пассажиров. Сейчас купе - это самостоятельный тип кузова -
закрытый трехобъемник с двумя боковыми дверьми и, как правило,
спортивным «характером». В целях лучшей обтекаемости заднее стекло
сбегает вниз более полого, чем у седанов. Изначально купе был
двухместным кузовом. Однако сейчас большинство купе имеют посадочную
формулу 2+2 (задние места там тесные; комфортно разместиться на них
может разве что ребенок). Впрочем, встречаются и полноценные 4- или
5-местные конструкции.
У
седана или хэтчбека съехала крыша - получился КАБРИОЛЕТ. Причем съехала
в самом прямом смысле слова - в багажник. Кабриолет - это 4- или
5-местный открытый кузов с убираемой крышей - тканевой или жесткой.
РОДСТЕР
- это двухместный открытый автомобиль со спортивным характером. Так же,
как и кабриолет, он имеет съемную или складывающуюся в багажник крышу.
СПАЙДЕР
(в переводе с английского spider означает «паук») во многом похож на
родстер. Тоже 2-местный, тоже открытый. Единственное отличие - крыша в
спайдере не предусмотрена в принципе, поэтому спайдеры пользуются
устойчивым спросом лишь в теплых, солнечных регионах.
ТАРГА
- это еще одна открытая двухместка. У тарги, в отличие от родстера,
съемная не вся крыша, а только средняя ее часть (потолок салона),
которую водитель снимает и ставит вручную. А задние стойки и стекло -
обычные, как у седана или купе. Кузов тарга - редкий гость на наших (да
и не только наших) дорогах, потому что оснащаются им в основном
стильные спортивные авто.
ПИКАПЫ
зародились в Америке в конце 30-х годов прошлого века. Конструктивно
они представляют собой легкие грузовики грузоподъемностью до
полутора тонн. Они имеют 2- или 4-дверную кабину с одним или двумя
рядами сидений, а вместо багажника - открытую грузовую платформу.
Некоторые модели имеют съемную крышу - матерчатую или жесткую.
МИНИВ
ЭН или УПВ (универсал повышенной вместимости) похож на универсал, но
отличается от последнего большими габаритами и большими возможностями
трансформации салона (сиденья зачастую не только складываются, но и,
скажем, имеется возможность поворачивать их вокруг оси, раскладывать в
«кровать» и т.п.). Мест для сидения в минивэнах, как правило, 5, 7 или
9. Как правило, двухобъемные авто, хотя встречаются и однообъемники
(напоминющие уменьшенную копию автобуса) вроде Volkswagen Microbus,
прозванный за специфический внешний вид «головастиком». УПВ обычно
покупают те, кто предпочитает перемещаться большой компанией и возить с
собой много поклажи. Например, любители автомобильных путешествий.
Название
ЛИМУЗИН происходит от французской провинции Limousin, славившейся
каретных дел мастерами, изготавливавшими роскошные, просторные и
дорогие экипажи. По сути, лимузин - это тот же седан, в который позади
средней стойки вставлена дополнительная секция, увеличивающая
пространство для задних пассажиров. Отличительная черта лимузина -
перегородка, отделяющая передний ряд сидений от остального салона. Если
такой перегородки нет, то перед вами - стретч (от английского слова
stratch - растягивать). Кстати, стретчи и лимузины делают не только из
седанов, но это скорее экзотика. Например, в конце 60-х по приказу Л.И.
Брежнева была сделана партия лимузинов из... «горбатого» «Запорожца».
Один из таких автомобилей сохранился до сих пор.
И
совсем уж редко можно увидеть такую экзотику, как 6-дверный седан. В
нем три пары дверей и три ряда сидений, расположенных друг за другом,
как в автобусе. А вот если лимузин имеет три ряда сидений, то два
задних расположены так, что пассажиры сидят лицом друг к другу (это
называется «визави»).
В нашей стране наибольшее распространение получили легковушки с
кузовом седан. Хэтчбеки и универсалы не столь популярны, так как
считаются менее престижными. Впрочем, все больше водителей между
престижем и удобством выбирают последнее и отдают предпочтение не
только хэтчбекам и универсалам, но и минивэнам. А собственную
значимость в глазах окружающих можно подчеркнуть маркой автомобиля. В
конце концов, по одежке только встречают. А провожают, как известно, по
уму. |