Очередная беседа с юнкорами в Школе Юного Журналиста.
Здравствуйте, дорогие юнкоры!
Мы вновь встречаемся в нашей школе,
чтобы поговорить о самой увлекательной,
самой необыкновенной профессии - журналистике.
А начнем разговор с одной фразы. Впрочем, по порядку...
В Москве есть очень интересный театр - Центральный детский театр кукол имени С.В. Образцова, который ставит спектакли и для взрослых, и для детей. Куклы в нем умные, веселые, много шутят и подшучивают над людьми. В одном из спектаклей этого театра действующим лицом была начинающая журналистка. И объясняя детишкам-зрителям, кто же такие журналисты, самый главный кукольник страны сказал: «Журналист - это человек, который многого не знает, но хочет всё знать». И хоть сказано это было не без иронии, но оказалось всерьез справедливым. Хочет знать и - добавим - рассказать другим. Ведь знать одному не интересно. Например, что такое лазер, голография, как проходят космические полеты, где применяется оптическое волокно, какая жизнь идет в глубинах океанов и чем необыкновенна жизнь зерна пшеницы; как понять тайну рождения человека и рождения мысли... Это и многое-многое другое, что нас окружает, что нас волнует, может и должен рассказать, объяснить, изложить журналист. Вы пока еще не предполагаете, каким тонким, сильным, умным инструментом владеет журналист. Инструмент этот - слово. Но не само по себе, а крепко связанное, спаянное со знанием. Или точнее - знаниями. И самые начальные знания, путь к ним дает школа.
Ну, по поводу физики, химии, астрономии, думается, вопросов нет. И без того понятно, что без элементарных (то есть самых простых, которые помогают разобраться и в самых сложных) знаний по этим предметам вам потом и самим трудно будет многое понять и другим рассказать. Или - придется наверстывать упущенное уже взрослыми. Снова (но теперь уже без помощи учителя) садиться за учебники. Ну, а к примеру, зачем нужно учить географию, историю, ботанику, биологию?.. Во-первых, чтобы быть просто развитым человеком, смотреть на мир не суженным зрением (как в тоннеле: вокруг темно, только впереди одно светящееся пятно), а с большим углом зрения: и прямо, и вправо, и влево - свет. А во-вторых, знания бывают необходимы в самых неожиданных случаях.
Незнание же порой очень зло с нами шутит.
Вот вам одна история с географией. Готовились в нашей редакции материалы к печати. Из Республики Алтай и из Алтайского края. Лежали себе в двух папочках, из которых их брали, поправляли, печатали... И вдруг материалы из Республики Алтай пропали. Из Алтайского края - вот они, лежат в своей папке. Можно отправлять в типографию. А из Республики Алтай - исчезли, испарились без следа. Лежит пустая папка. Оказалось, практикантка, студентка 1-го курса колледжа, поправлявшая на компьютере ошибки, сложила их все в одну папку, решив, что Республика Алтай и Алтайский край - одно и то же.
А вот - история с биологией. В один природный заповедник приехала начинающая журналистка, чтобы написать, как важно для человека общение с природой. Вдруг в комнату, где она беседовала с сотрудниками, вошел еще один работник заповедника. Не вошел - а прямо-таки ворвался с возгласом: «Я бекаса на цифровик снял! Представляете, такой холод (дело было в первой половине апреля), а он спокойненько себе гуляет на проталинке!» «А кто это?» - поинтересовалась журналистка. Задание редакции она не выполнила: работники заповедника, в основном молодые ребята, отвечали на ее вопросы сухо, сжато, неинтересно. Они не захотели раскрываться перед человеком, который приехал писать о природе, а сам ее так мало знает. (Вы-то знаете, кто такой бекас?)
Ну и конечно пишущий человек не может быть безграмотным человеком. Кстати, попробуйте поразмышлять, можно ли в предыдущем предложении использовать слово «неграмотным» вместо «безграмотным»? Поразмышляли? Поняли? Молодцы! Вот видите, как важна точность употребления слова. Знание его значения. Да и вообще словарный запас для хорошего журналиста (а кто из вас хочет стать плохим журналистом?) очень важен. Где его пополнять? В хранилище мудрости - библиотеке. Оптимальный вариант (а что такое оптимальный вариант, где будете выяснять?) - правильно, словари. Толковые, иностранных слов, энциклопедические, этимологические, синонимов...
Кто-то из вас пренебрежительно махнет рукой: компьютер подскажет... Не подскажет. Он попросту не знает, что слово многозначно, что одно действие можно назвать разными словами, что авария, катастрофа, наезд, столкновение - вовсе не одно и то же, что у пожара нет эпицентра, а есть очаг возгорания. А эпицентр - это... Впрочем, посмотрите в словаре самостоятельно. Очень интересно!
И наверное последнее на этот раз. Слышали пословицу: «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь»? Слово может вылететь как разящая стрела, и тот, в кого оно попадет, может долго страдать от нанесенной им раны. Вот как это было однажды. В заметке стенной газеты одна девочка возражала, спорила с другой. Она была умной девочкой, с задатками (смотрим в словаре, что такое задатки) хорошей журналистки и умела больно бить словом тех, с кем не соглашалась. В той заметке она написала: «Узколобая политика Ирины М. (и назвала полностью имя и фамилию другой девочки) приводит к тому...» Не важно, к чему. Важно другое. У Ирины М., с которой не соглашалась автор заметки, был узкий лоб, она считала себя из-за этого очень некрасивой. И красивые слова «узколобая политика» поняла как намек на ее внешность. У девочки было сильное нервное расстройство. Вот так ее ранило слово.
Поэтому, дорогие наши читатели, те, кто мечтает стать журналистами и проходят уроки в Школе юного журналиста «ДДД», мы вам советуем: относитесь бережно к слову, но еще бережнее - к человеку. Пусть ваше слово будет умным и точным. И главное - пусть оно будет добрым. Тогда с вами будут охотно беседовать, отвечать на ваши вопросы, читать ваши заметки, а вас будут уважать все ваши читатели - и даже те, с кем вы в своей статье не согласны.
С любовью к вам - «ДДД».
До встречи!
|