Участники этой увлекательной игры смогут продемонстрировать свои знания истории транспорта, а зрители – расширить свой кругозор в области автомобилей, дорог и многого другого, что связано с дорожным движением.
Игра для знатоков истории автотранспортаВедущий: Добрый день, уважаемые ребята и взрослые. Наша программа «Колесо истории авто» приветствует вас! Представляю участников: «Желтые, «Зеленые, «Красные»!
Музыка, появляются участники конкурса. На их формах прикреплены цветные значки и имена.
Ведущий: Прежде чем начнем конкурсную программу, я приглашаю на площадку трех первых участников игры. Прошу занять места в наших «ретро-автомобилях».
Участники рассаживаются на банкетках.
Ведущий: Теперь - об условиях игры. В каждой команде по 10 участников, и во время конкурса они будут чередоваться. Итоги игры определятся по количеству пройденных командами верст. Ответы на вопросы участники будут обозначать своими значками.
Готовы? Поехали! Когда-то человек придумал то, без чего сейчас не обходится ни один механизм, ни одна машина. Мы ездим, плаваем, летаем, заставляем работать мельницы, турбины, ткацкие и прядильные станки. Все эти изобретения обязаны обыкновенному круглому... колесу - самому замечательному достижению человеческой мысли! А действительно, сколько лет колесу? Ответ на этот вопрос потонул в тысячелетиях. Давайте попробуем вместе разобраться в недостающих звеньях исторической цепочки. Что же могло быть такое в природе, что напоминало бы древним прообраз колеса?
Музыка. С визгом выбегает первобытная пара.
На заднике нарисована яблоня с яблоками. Одно яблоко - съемное. Она снимает с ветки яблоко и подает Ему.
Ведущий: Может быть, это падающее с ветки яблоко?
Сверху на задник опускается диск солнца. Он и Она падают перед ним на колени.
Ведущий: А может, сияющий в небе солнечный или лунный диск, который древние принимали за божество? Или все гораздо проще - это колесо нам подарили на долгую память инопланетные пришельцы?
Он и Она, увидев Ведущего, падают ниц, но любопытство сильнее страха - в руках у Ведущего баранка!
Она смотрит на баранку. Он перехватывает ее взгляд, выхватывает у ведущего баранку и убегает, за ним с визгом Она.
Ведущий: Но все это наши фантазии. Однако ученых так же, как нас с вами, постоянно мучили те же вопросы: «Кто изобрел? Когда? Где?..» И к кое-каким выводам они, опираясь на раскопки и древние рисунки, все же пришли. Давайте доверимся им и попробуем отгадать в этих предметах самый древний предшественник колеса. Здесь лежат: гончарный круг, деревянный диск и бревнышко-каток. Итак, кто же прапрадедушка колеса? Прошу обозначить.
Участники ставят на предметы свои значки. Помощник ведущего дает правильный ответ - каток, которому, по мнению ученых, не менее 20 тыс. лет.
Ведущий: Но и от катка до колеса путь не близкий - много тысячелетий...
Самым древним колесным повозкам, найденным археологами, 5 тыс. лет. Изготовлялись они из дерева, из обоженный глины, из бронзы. А в какой стране они впервые появились? Вам предлагается 8 вариантов ответов: Америка, Шумер, Вавилон, Древний Рим, Крит, Индия, Египет или в племенах Скифов.
Участники отвечают, ставя свой значок. Правильный ответ: Шумер.
Ведущий: Как известно, в повозки запрягали лошадей. У каждого из вас таблички с названиями различных экипажей. Вам нужно выбрать из них правильное название изображенной здесь повозки.
Участники выбирают. Правильный ответ: карета.
Ведущий: Продолжаем катить наше «Колесо» дальше по дорогам истории. Сейчас речь пойдет непосредственно о дорогах. Первыми начали строить и мостить дороги римляне и китайцы. Из уроков истории вы знаете о «Великом шелковом пути». Но особенной славой пользовалась Аппиева дорога. По всей длине маршрута прокладывались траншеи и заполнялись плоскими камнями, уложенными на утрамбованный песок. Потом клали слой битого кирпича с песком и мелом, сверху плоские камни или гравий, поверхность дороги была выпуклой и имела дренажные обочины, так что даже после обильных дождей дорога оставалась сухой и не портилась. Не правда ли, есть чему поучиться нашим дорожным инженерам? Например, уважению к дорогам. Но наш вопрос связан со временем, близким к нам. Транспорт на дорогах совершенствовался, ритм жизни убыстрялся, скорости повышались, и, конечно, каменные и бревенчатые дороги уже не могли отвечать требованиям времени. И в 1845 г. Джон Макадам улучшает систему строительства дорог, скрепляя гравий... Чем? Здесь 4 варианта: смола, каучук, гудрон, бетон.
Правильный ответ - гудрон.
Ведущий: А теперь давайте поговорим о «быстроноге» - именно так в переводе с латинского называют велосипед. Кстати, cейчас многие в мире предпочитают велосипед другому виду транспорта. Эта экологически чистая конструкция для здоровья полезна. Современные велосипеды развивают скорость до 70 км/час, но когда-то они были громоздки и медлительны. Здесь изображены 4 велосипеда. Определите самый первый велосипед, появившийся в России.
Правильный ответ - велосипед кузнеца Артамонова.
Ведущий: Но настоящий велосипедный бум начался после одного изобретения...
Сценка «Велосипед на подушке». Появляется мужчина, одетый по моде XIX века, с подушкой, привязанной к заду. С другой стороны входит соседка с тазиком в руках.
Мужчина (приподнимая шляпу): Добрый день, миссис Томсон.
Соседка: Добрый день, мистер Денлоп. Ужасная погода, не правда ли? Ой, что это у Вас, мистер Денлоп? Неужели Вы так и отправитесь на службу?
Мужчина: Извините, миссис Томсон, за такой нелепый наряд, но мой велосипед доставляет мне немало огорчений, подскакивает на каждом камешке, трясется как лихорадочный. При этом нещадно дребезжит и грозит вот-вот развалиться. Вот я и придумал такое приспособление. Однако боюсь, что под дождем оно совсем размокнет.
Соседка: Да, давненько не было такого ливня. Однако хорошо, огород поливать не надо, льет как из шланга. Ой, простите, мистер Денлоп, совсем с Вами заговорилась, а ведь у меня белье на улице мокнет. (Убегает.)
Мужчина: Да, действительно, льет как из шланга. Но ехать все-таки надо. (Вдруг остановился.) Эврика! Как же я до этого не додумался? Ай да я, мистер Денлоп! (Уходит.)
Ведущий: Так что же придумал англичанин Денлоп в 1888 г.?
Правильный ответ: используя резиновый шланг для поливки, Денлоп изобрел резиновые шины для велосипеда.
Ведущий: Предприимчивый англичанин не только надел резину на обод собственного велосипеда, а затем накачал резиновый шланг воздухом, но и основал целую фирму по производству резиновой обуви для велосипедных, а затем и для автомобильных колес. Вот так, потихоньку, верста за верстой, мы и подобрались к автомобилям. Но прежде чем продолжить разговор, предлагаю участникам прокатиться на авто. По машинам!
Трехколесный экипаж с бензиновым двигателем немецкого механика Карла Бенца
|
Паровая машина с котлом француза Кюньо
|
Сценка «Человек с флажком».
Человек: Поберегись! Разойдись! А ну, по сторонам расступись. Поберегись!
Прохожий: Голубчик, что же вы так кричите? И с красным флажком в руках куда-то спешите? Неужто на демонстрацию?
Человек: Да вы что, новый закон не слышали? Наше английское правительство распорядилось автомобилям на улицах двигаться чуть быстрее пешехода. И не свистеть, когда лошадь мимо едет, чтоб она от испуга на дыбы не встала. А впереди чтоб человек шел. Днем с красным флажком, а ночью - с красным фонарем в руках. Народ предупреждать. Чтобы никаких происшествий не было.
Ну хватит, приятель, посторонись от греха подальше. Я и сам боюсь этого железного пугала! Расходись! Поберегись! Осторожно - автомобиль! Разойдись!..
Ведущий: Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся». Так стал называть свою машину один из изобретателей, чью конструкцию вы видите перед собой среди других:
1. Самоходная повозка великого Леонардо да Винчи (конец XV - начало XVI века).
2. Педальная самокатка русского механика-самоучки Ивана Кулибина.
3. Паровая машина с котлом француза Кюньо.
4. Трехколесный экипаж с бензиновым двигателем немецкого механика Карла Бенца.
Какая конструкция великих изобретателей подарила истории это название - «автомобиль»? Ваше решение, прошу.
Участники ставят значки. Правильный ответ - Кюньо.
Ведущий: Велосипедный бум быстро сменился автомобильным. Настало время, когда потоком машин и пешеходов нужно было срочно научиться управлять. Вот так понадобились знаки дорожного движения. Впервые дорожные знаки появились в Париже. И всего их было 4. Все они были утверждены Международной Парижской конвенцией. У нас с вами их - 5. Ваша задача - определить лишний знак, то есть тот, который появился гораздо позднее, не в числе первых четырех.
Участники дают ответ.
Ведущий (показывает три изображения авто): В каком из этих авто был использован в качестве прототипа автомобиль бельгийской фирмы Фондю?
Правильный ответ: в Русско-балтийском.
Ведущий: Роскошные кареты и шикарные автомобили всегда были доступны только очень богатым людям. Особое место среди них занимают правительственные экипажи. Самая опасная в мире профессия - лидер государства. Только в нашем столетии насильственной смертью умерло 550 королей, премьер-министров и президентов разных стран. Перед вами четыре портрета: американского президента Линкольна, немецкого канцлера Вильгельма, русского императора Александра II и французского короля Генриха IV. Все они в разное время погибли в результате покушения.
Вопрос: После гибели какого из этих правителей были изобретены пуленепробиваемые стекла?
Победители игры отвечают. Правильный ответ: после гибели французского короля Генриха IV такие стекла были впервые установлены на королевской карете.
Подводятся итоги конкурса. Награждение, вручение призов и подарков. Ведущий с добрыми пожеланиями прощается со зрителями и участниками игры.
Звучит музыка. Все выходят из зала.
Л. Свешникова, г. Черногорск
|