Как появились на современных улицах такие привычные светофоры,
«зебры», дорожные знаки? Лена Тележникова из отряда ЮИД школы № 2
города Зверево Ростовской области прочитала много книг о происхождении
дорожных знаков, включила собственную фантазию и написала почти трактат
на эту тему. Выдержки из него мы предлагаем вниманию читателей
«ДДД».
Ты ходишь по улице, ездишь в общественном транспорте, родительском
автомобиле и твердо знаешь: тебя, участника дорожного движения, от
всяких неприятностей на дороге оберегают светофоры, «зебры» и множество
специальных знаков, придуманных человеком для собственной безопасности.
А приходилось ли тебе задумываться, как рождались те или иные знаки, правила, сигналы?
Лена Тележникова из отряда ЮИД школы № 2 г. Зверево Ростовской области
прочитала много книг о происхождении дорожных знаков, включила
собственную фантазию и написала почти трактат на эту тему. Хотите
ознакомиться? Тогда читайте выдержки из ее доклада.
Если вдуматься, история возникновения дорожных знаков очень интересна
и, может быть, даже не связана с транспортными средствами. Например,
веточка, положенная поперек тропы, какому-то пешеходу могла
сигнализировать: «Стоп!» Толстый сук - уже сигнал для телеги. Он
напоминает знак «Въезд запрещен». Наконечник стрелы - знак, который
предписывает двигаться только в указанном направлении. Немного
воображения, и загнутая назад веточка - знак «Место для разворота».
Так и писали наши предки, потому что букв еще не изобрели, а рисунки
были понятны каждому. Сохранились они и на дорожных знаках. Оказалось,
что графическое изображение информации быстро и легко читается.
Некоторые знаки - словно срисованы с древних египетских
слов-рисунков, которые называются иероглифами.
|
|
Самые строгие - запрещающие знаки. Они отменяют или вводят ограничения
движения для собственной же безопасности водителей и пешеходов.
Появились запрещающие знаки очень давно. К примеру, уже знакомая нам
веточка, которую положил первобытный человек поперек тропы, со временем
превратилась в жердь, или шлагбаум, которым перегораживали въезд в
город, страну, село. Проезжающих задерживали, нередко с корыстной
целью: с купцов брали пошлину, у подозрительных проверяли документы,
путешественников расспрашивали, что происходит в соседних странах. И
каждая маленькая держава имела свою таможню, и каждая из них
преграждала въезд на свою территорию полосатым шлагбаумом, около
которого стоял бородач-таможенник. Чтобы проехать, например, вдоль реки
Рейн, купцы вынуждены были платить пошлину 70 раз. Теперь вместо
картинки шлагбаума применяется знак «Въезд запрещен».
Если в тетради учеников написано что-то лишнее или неправильно,
учитель, проверяя задание, перечеркивает ошибки. То же самое и со
знаками. Перечеркнутые стрелки, например, означают, что нельзя ехать в
том направлении, куда они показывают; что поворот направо или налево
запрещен; черта, которой перечеркнут знак, всегда красная, словно и
впрямь сделана красным карандашом учителя.
В наше время за границей на дорогах можно видеть надписи: «Частное
владение. Проезд запрещен»; если совсем уж грубо: «Всем, кто без дела
шатается по дорогам, проход запрещен». В нашей стране надписи на
дорогах значительно вежливее. Как правило, они указывают, как проехать
и какое расстояние до того или другого населенного пункта. А там, где
таких надписей нет, «километровые» столбики поставлены через каждый
километр. Поэтому так и называются. Столбики имеют таблички. Если речь
идет о дороге, например, Ростов-Киев, на одной стороне таблички будет
написано, сколько километров осталось до Киева, а на другой - до
Ростова.
В общем, перефразируя знакомую поговорку, можно сказать: «Знак до Киева
доведет», а если при этом четко выполнять требования дорожных
указателей, то можно добавить: «в целости и сохранности».
Лена Тележникова, отряд ЮИД школы № 2 г. Зверево Ростовской обл. |