Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Воспитательно - познавательные материалы » Владислав Третьяк: ...потому что это - моя жизнь.
Владислав Третьяк: ...потому что это - моя жизнь.

Для сегодняшних школьников выдающийся вратарь Владислав Третьяк, трехкратный олимпийский чемпион, 10-кратный чемпион мира – живая легенда. Как прошло детство будущего чемпиона, какой путь прошел он к вершинам большого спорта. Залог успеха, и в спорте, и в жизни – дисциплина и трудолюбие, нужно стремиться стать профессионалом в своем деле, - уверен Владислав Александрович. 

«Я - вратарь, - сказал однажды Владислав Третьяк. - Моя стихия - кипящий страстями каток. Я люблю ощущать себя в гуще хоккейных сражений, когда шайбы свистят и бухают о деревянные борты, когда искры летят из-под коньков, а от горячего дыхания спортсменов, кажется, вот-вот растает лед. Я люблю, когда от напряжения сердце готово выскочить из груди, и пот застилает глаза, и безумствуют трибуны, и атаки соперников, как волны, накатываются на мои ворота, - я люблю, потому что это моя жизнь».

С чего же начиналась жизнь чемпиона? Мама Владика, школьная учительница  физкультуры, сама играла в хоккей с мячом в 30-е годы. Еще ей очень нравился скоростной бег на коньках - его показывали по телевизору, и они с сыном не пропускали ни одного чемпионата. Мама купила Владику коньки, и он начал кататься во дворе, где каждой зимой заливали каток. А так как машин на улицах в то время было гораздо меньше, чем сейчас, то многие ребята  катались не только во дворе.

А папа будущего чемпиона, по профессии военный летчик, мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. В годы, когда Владислав Третьяк был маленьким, профессия военного летчика была чуть ли не самой престижной. Кто из мальчишек не мечтал тогда стать летчиком? Ребята, у кого отцы были военными, очень гордились этим. А вот хоккей, как и вообще большой спорт, Третьяк-старший не любил. Вернее, был к нему равнодушен. Когда по телевизору шла трансляция, мог демонстративно уйти в другую комнату. Зато он приучил маленького Владика к ежедневным занятиям физкультурой. Александр Дмитриевич не пытался сделать своих двоих сыновей спортсменами, просто растил их сильными, выносливыми мальчиками. Кроме того, отец с «младых ногтей» приучал сыновей к труду.

- Летом на даче многие пацаны, как только просыпались, бежали на речку купаться, а у нас с братом все было по-другому, - вспоминает Владислав Третьяк. - В распорядке дня восемь пунктов: сходить в лавку за керосином, прополоть грядки, собрать вредных жуков, уничтожить мышей и так далее. Все было расписано по минутам, и пока все это не сделаешь, гулять не пойдешь. Родители никогда не боялись поручать мне «взрослые» дела. Они никогда не говорили: «Ты еще маленький, у тебя это не получится». Напротив, они делали все, чтобы мы, мальчишки, скорее стали самостоятельными и сильными. Разбил нос - не беда, в следующий раз будь внимательнее. Утопил в колодце ведро - придумай, как самому его достать.

К моему увлечению хоккеем отец относился скептически. Говорил, что хоккеист с клюшкой похож на дворника с помелом. А однажды я принес двойку из школы. Отец проверил дневник и пригрозил, что если не исправлюсь, то вообще запретит мне играть в хоккей. Я испугался. Мне было тогда лет 13-14, без хоккея я свою жизнь уже не представлял, поэтому тут же «взялся за ум» и исправил в школе почти все отметки. А в 15 лет уже стал помогать семье, ведь за игры нам платили деньги. По тем меркам небольшие, рублей сорок, но я все до копейки отдавал отцу. Тогда он стал более терпимым к моим занятиям хоккеем. Увидел, что я отношусь к этой игре профессионально, да еще получаю за это деньги.

Впрочем, прежде чем наконец остановиться на хоккее, маленький Владик Третьяк перепробовал добрый десяток видов спорта. Бегал кроссы, часами «стучал» в пинг-понг, играл в волейбол в пионерском лагере. По примеру старшего брата пробовал заниматься плаванием. Потом увлекся гимнастикой... Потом лыжами... Потом футболом... Но нигде не задерживался дольше, чем на несколько месяцев. Как только на горизонте начинало маячить новое увлечение, он тут же кидался в него с головой.

...Когда будущему лучшему хоккейному вратарю мира было лет десять, он как-то упросил маму, которая проводила уроки физкультуры в бассейне ЦСКА, взять его с собой. В ее классе были два мальчика, которые занимались в хоккейной школе ЦСКА. Владик увидел настоящую хоккейную форму и тут же заявил маме:

- Я тоже хочу такую! - и буквально на следующий же день вместе с тремя своими приятелями отправился записываться в хоккейную секцию в Ледовый дворец ЦСКА.

Тренеры проверяли у кандидатов в хоккеисты умение кататься задним ходом. Владику при поступлении пригодились воскресные семейные походы на каток в ЦПКиО имени Горького - он к этому времени уже хорошо владел коньками. Третьяк оказался в числе четверых счастливцев, принятых в знаменитый клуб. Выдержать экзамен помогли, конечно, и занятия разными видами спорта. Владик прошел по конкурсу как нападающий.

Сейчас можно только догадываться, каким нападающим мог стать Владислав Третьяк, поскольку Его величеству Случаю было угодно, чтобы хоккейная действительность Третьяка перевернулась на сто восемьдесят градусов. Чтобы вместо созидателя, ищущего счастья у чужих ворот, он стал разрушителем.

Дело в том, что время шло, а настоящей хоккейной формы у Владика по-прежнему не было - снаряжения для полевых игроков на всех просто не хватало. Зато в подсобке пылилась вратарская форма - никто из мальчишек не горел желанием становиться в ворота.

И Владик решился. После тренировки подошел к тренеру и сказал:

- Если дадите настоящую форму, буду вратарем.

Тренер внимательно посмотрел на Третьяка и спросил:

- А не боишься?

- Чего же бояться? - простодушно ответил Третьяк.

«Откуда мне было знать, как больно бьет шайба и как тяжела доля вратаря, - вспоминал Третьяк. - Больше всего я хотел получить настоящую хоккейную форму. И вот получил ее».

Но коль взялся за гуж - не говори, что не дюж, гласит народная мудрость. Эту истину Третьяк усвоил с детства. И как бы ни было страшно, больно и обидно, никогда не кис, не пасовал перед обстоятельствами, не искал «крайнего» в своих неудачах.

«Нельзя бояться шайбы, - скажет он позже. - Нельзя бояться соперников, которые с бешеной скоростью мчатся на твои ворота. Только одно должно быть в голове у вратаря: не пропустить гол. Больно - терпи. Трудно - терпи. И думай. Все время думай, как сыграть лучше, надежнее...»

В 17 лет на Третьяка свалилась слава. О талантливом юноше стали писать в газетах, журналах, его имя зазвучало на телевидении. Но отец хоккеиста на все это никак не реагировал. Однажды он ехал с кем-то из знакомых в автобусе, читал газету, а в салоне говорили о его сыне, Владиславе, как о новом перспективном хоккеисте ЦСКА. Вдруг у отца спрашивают: мол, Третьяк - случайно не твой однофамилец? А он ответил: «Нет, это мой сын!» Все, кто находился в автобусе, пришли в восхищение. С этого эпизода Третьяк-старший почувствовал гордость за мальчика. С тех пор Александр Дмитриевич стал ходить на матчи, болеть за Владислава.

Очень большую роль в жизни не только ребенка, но и взрослого, играет наставник, который, в отличие от окружающих, даже от родителей, один видит, что перед ним - талантливая целеустремленная личность, тем более будущий чемпион. А увидев, поддерживает новичка - и защитит от недоброжелателей, и доброе слово скажет, и похвалит, и даст мудрый совет.

Таким человеком стал для юного Владислава Третьяка выдающийся вратарь, тренер юношеской сборной Советского Союза Николай Пучков, который говорил: «Есть у меня один мальчик - Владик. Он покорил меня на тренировках удивительной реакцией, подвижностью, мужеством. Я верю - из него будет толк».

- Он поверил в меня, - вспоминает Владислав Александрович. - При нашей первой встрече он сказал: «Да, пацану всего 15 лет, но я его беру вторым вратарем. Из этого пацана вырастет классный вратарь, вот увидите!» У меня даже вырезка из газеты лежит с этими его словами. Они как бы дали мне путевку в жизнь.

Тренер Пучков не просто высказал свое мнение о подростке, но и взял его с собой в Финляндию, на первый чемпионат Европы для хоккеистов, не достигших 19 лет. Было это в конце декабря 1967 - начале января 1968 года.

Пучков не ошибся. Играя в юниорской сборной Советского Союза, Владислав получил три золотые и одну серебряную медали в чемпионатах мира. А в будущем Владислав Третьяк стал трехкратным олимпийским чемпионом, 10-кратным чемпионом мира, 9-кратным чемпионом Европы, 13-кратным чемпионом СССР.

 

После окончания спортивной карьеры многие великие спортсмены, привыкшие отдавать спорту «всего себя», жить только тренировками, сборами и соревнованиями, попросту теряются в «обычной» жизни. А вот Третьяк не потерялся, не «растворился» в повседневности. Он открыл в Бостоне школу хоккейных вратарей, его воспитанники играют в лучших клубах Национальной хоккейной лиги. А четыре года назад его избрали депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. И к этой своей миссии, как и к работе хоккейного вратаря, он относится со всей серьезностью и самоотдачей. Потому что давать себе поблажки и «филонить» просто не привык.

Мы беседуем с Владиславом Третьяком о спорте, о дорогах, по которым мы ходим и ездим, и, конечно, о дорогах, которые мы выбираем в жизни.

- Владислав Александрович, как Вы думаете, что нужно ребятам для того, чтобы стать успешным человеком?

- Многое. В жизни, как в спорте, - чтобы добиться успеха, нужно быть волевым, твердым, настойчивым. Всем надо быть сильными и здоровыми, обязательно заниматься физкультурой. Потому что, какие бы проблемы в жизни ни ставились перед нашей молодежью, - все равно же будут проблемы, правильно? - физкультура помогает, укрепляет и нервы, и тело. Я никого не призываю стать чемпионами и бегать с утра до вечера. Это удел очень сильных людей, которые любят профессиональный спорт. А вот физкультурой, конечно, надо заниматься, дома хотя бы гимнастику делать. Потому что, не имея здоровья, трудно решать другие вопросы. Это очень важно. Это нужно молодым в первую очередь.

- Что помогает достичь цели, на Ваш взгляд?

- Я считаю, что трудолюбие и дисциплина - первоочередные качества, без которых вообще не возможно состояться в любой профессии.

Нужно стремиться стать профессионалом в своем деле. Профессионалом во всем - и когда ты посвящаешь себя какой-то профессии, и даже когда ты сидишь за рулем или ходишь пешком.

- А сами Вы верили в детстве в свои силы, в свой успех?

- Сначала я не думал об успехе, просто любил свой вид спорта. Потом это переросло в профессиональное, более серьезное отношение. И вот тогда человек ставит перед собой какую-то определенную цель.

Я всю жизнь ставил себе цель - быть лучшим. Я практически на всех этапах своей жизни в спорте всегда достигал высоких результатов. Как правило, всегда был самым лучшим - и в юношеской, и в детской команде. Если не получалось, я стремился к этому, старался всегда лучше других играть в хоккей.

Я считаю, не обязательно готовить из всех спортсменов профессионалов, но надо дать возможность нашим детям заниматься физкультурой и спортом. Главное в любом начинании - направить ребенка, помочь, создать условия. А уже потом, если человек начнет получать удовольствие от того, чем занимается - от спорта, от музыки, от чего-то другого, - тогда это надо просто развивать, способствовать этому. Вот и все.

- Владислав Александрович, что Вы могли бы пожелать нашим юным читателям, ведь они готовятся стать полноправными участниками дорожного движения?

- В первую очередь, я хотел бы, чтобы они выучили Правила дорожного движения. Потому что у нас, если сказать честно, те, у кого есть права, на 70-80% не знают Правил дорожного движения. И приучать к этому детей родители должны с самого раннего возраста. Если нужно - наказывать как-то, внушать. Я, например, один раз в жизни наказал своего двухлетнего сынишку, когда он дорогу перебегал в неположенном месте и чуть под машину не нырнул. Я тогда отшлепал его по попе, хотя и не бью никогда. Зато теперь он четко знает, что дорогу перебегать нельзя. На всю жизнь запомнил.

Еще я хочу пожелать ребятам, чтобы они уважали друг друга, каждого пешехода, каждого водителя, каждого инспектора. Он, бедный, стоит, дышит выхлопными газами, а ведь он тоже человек. Если ты, как пешеход, не будешь уважать водителя, то водитель, в свою очередь, не станет уважать тебя. Если ты - водитель, то уважай другого водителя, уважай пешехода. То есть должно быть взаимоуважение. Если так будет, тогда, я думаю, наступит прогресс.

 
 

< Пред.   След. >
Сегодня 24 ноября 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07