Как подбирают и снимают в кино пернатых и хвостатых «актеров», интересных и забавных моментах съемок рассказывает в своем интервью «ДДД» руководитель студии «Мосфильм-КИНОлогия» Виктор Зуйков.
На выставке «Услуги кино и телепроизводства» самый живой и веселый стенд был студии «Мосфильм-КИНОлогия». Потому что в качестве «экспонатов» на ней были представлены не камеры, микрофоны и прожекторы, а... животные разных видов и пород. Мы беседуем с ее руководителем Виктором Зуйковым, подопечные которого снялись за десять лет работы во множестве популярных фильмов и телепрограмм: «Королева Марго», «Графиня де Монсоро», «Сибирский цирюльник», «Яды», «Олигарх», «Куклы», «О.С.П.», «Дог-шоу»...
- Виктор Александрович, какое место в кинопроцессе занимает работа вашей студии?
- Очень скромное. Наша задача - подобрать животных для участия в съемках фильмов, рекламных роликов, музыкальных клипов, презентаций, праздников, и постараться, чтобы они хорошо выступили.
- В чем специфика профессии режиссера, работающего со «зверскими талантами»?
- В понимании их особенностей, которые проявляются в сюжете сценария. Однажды снимали пингвинов в сериале «Ребята из нашего города» (канал НТВ). По сценарию девушка - ведущая милицейского ток-шоу едет по шоссе и видит, что дорогу перебегает пингвин. Вместе с напарником она ловит птицу и привозит ее на пост. Там выясняется, что пингвин сбежал с дачи новых русских. Снимать пингвинов непросто: каждые полчаса им нужно принимать ванны с прохладной водой. С ваннами была проблема, поэтому участок Новорижского шоссе пришлось постоянно поливать водой. А еще «актер» страшно клевался. Поэтому милиционеров дублировали дрессировщики. Чтобы пингвин не сбивался с выбранной оператором траектории, на другой стороне дороги в канаве поставили клетку с пингвинихой. И «актер» добросовестно несколько дублей топал к своей подружке.
Совенок Проша, который снялся в триллере «Лебединое озеро», стал жертвой фанатов кинофильма «Гарри Поттер», которые его украли.
В числе наших «звезд» - синеязыкий сцинк по кличке Горыныч (см. фото), кобра Принцесса, два ворона. Один по кличке Гамлет стал символом рок-фестивалей «Нашествие» и «Чертова дюжина», а ворон Блейл, который почему-то стал бояться камеры и микрофона - «звездой» сериала «Бригада» и клипа одной из популярных групп.
- А в чем сходство ваших «актеров» с людьми?
- В том, что мы на наше зверье также оформляем страховку при выезде на съемку. Иногда дублеры их озвучивают. Например, в одной из сцен фильма «Сибирский цирюльник» на роль воробья, бойко прыгающего в ногах императора Александра III во время смотра войск, был утвержден воробей Мастроянни. Но озвучивал его Карузо - воробей, не прошедший кастинг, зато громче всех чирикавший на съемочной площадке.
- А приходится гримировать ваших «ребят»?
- Когда мы снимали сериал «Граница. Таежный роман», мою собаку хаски Метелицу пришлось загримировать под волчицу. Для съемки в сцене схватки с героем Гуськова ее измазали кофе, грязью и кетчупом. Приходилось гримировать и птиц. Например, делали из фазанов тетеревов. Чтобы показать настоящую тайгу, пришлось по лесу разбрасывать змей и рассаживать по болотным кочкам лягушек.
- Как идет подбор «актеров» и работа над «образом»?
- Настоящих актеров надо готовить с детства, например мой кот Кузя, которого я подобрал двухмесячным котенком на улице, так и воспитывался. Кошки очень боязливы и трепетны. Но даже опытному хвостатому актеру нужна адаптация на съемочной площадке, чтобы он привык, принюхался, освоился.... Кошки обычно боятся громких, резких звуков, незнакомых запахов. Поэтому чем больше кошка ездит вместе с хозяином на лифте, в автобусе, в поезде или самолете, тем лучше. Был уникальный случай: мы искали черную кошку для съемок фильма «Тайный знак - 2». Если животное на кастинг привозили на машине, мы сразу его отбраковывали. Приглядывались к тем, кто привез кошку общественным транспортом. И вот в конце дня приходит мужчина. Одет по-рабочему, в спецовку. В руках - полиэтиленовый пакет. Достает оттуда кошку. Я спрашиваю: «А вы ее все время в пакете везли?» - «Да». - «А как вы ехали?» - «На метро, потом на троллейбусе...» Рейтинг кошки резко повышается. «А где она у вас живет?» - «На работе, на авиационном заводе». В общем, выяснилось, что кошка живет в клепальном цехе - самое шумное место на всем заводе - и ходит с рабочими на перекур! Сейчас Аза уже «заслуженная артистка», снялась в клипе у Маши Ржевской, у режиссера Марины Мигуновой в картине «Прощайте, доктор Фрейд!», в «Богине» Ренаты Литвиновой и других лентах. Начала сниматься в сериале «Квартирный вопрос», он должен выйти на экран осенью. Бывают трудные случаи. Иногда мы даже предлагаем авторам фильма другую породу. Например, вместо спаниеля в эпизоде охоты пришлось снять дратхаара - тоже охотничья порода. Если есть деньги и время, то можно подобрать хорошего артиста и основательно его подготовить. На большие и долгие съемки нужен дублер. Ведь с четвероногим артистом всякое может произойти во время работы. Например, он может поранить или подвернуть лапу, заболеть...
- Сколько артистов в Вашей труппе?
- Сегодня количество животных в картотеке приближается к 3 тысячам. А в штате у нас трудятся 10 человек. Это ветеринары, дрессировщики, администраторы. Иногда приходится прибегать к помощи узких специалистов. Звериный состав студии постоянно меняется. Кого-то приглашаем из цирка, кого-то - из уголка Дурова или от частных хозяев.
- С кем сложнее и опаснее работать?
- На первом месте стоят обезьяны, потом медведи. Обезьяны очень капризны, они быстро улавливают обстановку и часто распускаются. Например, если снимать эпизод, где за столом сидит шимпанзе и обедает с актером, то стоит ее перекормить - и животное сразу теряет интерес. Станешь заставлять - начинается истерика. Работа с животными похожа на работу с детьми, которые также быстро устают, им становится неинтересно. Хорошо, если режиссер понимает специфику и первым делом снимает эпизоды с животными, а потом с людьми. Животные есть животные, и вопросы безопасности людей всегда стоят на первом месте. Если я вижу, что хвостатый артист на пределе, то прекращаю съемку, что бы ни говорил режиссер...
- Наверное, во время съемок случаются и курьезные моменты?
- Конечно. Например, не все сценаристы представляют себе степень реальных возможностей животных, их особенности. В сценарии сериала «Тайга» (он шел на телеканале «Россия») был следующий эпизод: герои разводят костер, из леса выходит косуля и шарахается от огня. Красиво, эффектно. Но ни один дикий зверь никогда не подойдет к костру! Такого просто не бывает! В итоге после долгих споров косулю заменили совенком Прошей. Он сидел на ветке, и в нужный момент мы дергали его за лапку. Проша пугался и улетал. В сериале «Участок» для оживления сюжета продюсеры потребовали «собачку». В сценарии фильма про деревенского милиционера появился... немецкий дог. Ничего не скажешь, очень подходящая собака для деревни! После споров и уговоров дога заменили бладхаундом. Это, конечно, тоже не самая распространенная порода, но тут хотя бы есть прикол: бладхаунд - собака американских полицейских. Стали искать подходящего пса. Все бладхаунды в Москве - выставочные. Умеют только красиво стоять. Потом появился подходящий пес Цезарь, чемпион России. На кастинге он сделал несколько проходов с хозяином, потом - со мной... И вдруг увидел свое отражение в зеркале. Цезарь обошел зеркало, чтобы посмотреть, кто там. Никого не обнаружил. Вернулся, снова посмотрел на свое отражение. Опять пошел проверять, кто же там прячется. Снова никого. Развернулся и пошел к хозяину. Ну, как такую собаку было не взять?
- Удачи Вам в Вашей нелегкой, но интересной работе и спасибо за беседу.
|