Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Воспитательно - познавательные материалы » Лето - отдыхать или работать?
Лето - отдыхать или работать?

Лето – это не только каникулы. Это время постижения чего-то нового, будь то первая настоящая работа на заводе или в лагере волонтеров, первые аккорды на гитаре, открытие новых граней во взаимоотношениях с людьми. А еще – время поиска ответа на вечный вопрос «что же такое счастье?» Ну, а как провести эти три месяца - отдыхать или работать – каждый для себя решает сам

За лето вбил полмиллиона гвоздей и распилил километры ёлок

...Пять утра. Ужас, я же проспал! Придется писать докладную начальнику и перед каждым отчитываться, объясняться.

Наскоро умылся, оделся, не забыть бы пропуск и все - бежать!

А кстати, какой сегодня день? - окончательно проснулся я, когда уже вынимал ключ из двери. Боже, сегодня воскресенье!..

Нет, это не бредни  сумасшедшего человека. Все просто: последнее школьное лето я решил провести, не отсыпаясь до обеда, а сделать его рабочим. Рабочее лето - хорошо звучит?! Теперь все по порядку.

Мыслью «где-то подработать» я тешил себя давно. Но как это будет трудно, понял только сейчас. Первый вопрос: куда податься? Друзья говорили, что в какой-то частной фирме можно, почти ничего не делая, много заработать. Но как-то мне это странно показалось. (Мечтали о тысячах без умолку, но теперь я знаю, что обещанной зарплаты так никто и не получил.)

Я пошел искать работу по заводам  - их, слава Богу, много в моем городе. Обзвонил и обошел с десяток предприятий Ярославля: везде рабочие руки требовались, но только с 18 лет. Ну, чем я хуже этих взрослых? Надежды не терял. Пошел на самый большой в области завод - моторный. Как все вновь устраивающиеся, прихожу в отдел кадров и на вопрос: «Мальчик, тебе что надо?» - отвечаю: «На работу к вам хочу». Получается жалобно и испуганно. «Мы маленьких не берем», - ответила мне та же инспектор. Тут я взорвался и начал плести... - честно сказать, сам не помню, что говорил. Она отправила к начальнику. Там в кабинете я просил, просил и еще раз просил. Странно, но мое убедительное поведение помогло. Нехотя дали какую-то бумажку, сказали цех и подытожили: «Язык до Киева доведет». Миную проходную и чувствую себя букашкой на Земле. Завод - как огромный город. А мне - куда? Начал спрашивать. И так потихонечку пробирался: блуждая между огромными зданиями цехов, уворачиваясь от снующих туда-сюда по дорогам самосвалов и КамАЗов, жмурясь от сварочных брызг, вдыхая дым и впитывая копоть. Все думал: так вот в каких условиях делают «сердце» каждой машины - моторы? На всю жизнь запомнил этот первый день на заводе.

Первая встреча с будущим мастером. Женщина искоса недоверчиво поглядела на меня и дала понять, что такой работничек ей не нужен. Но я не ушел. Потом подошли другие начальники. Мастер кричала так, что ее было слышно даже при шуме десятков станков. Цитировать не возьмусь - нецензурно получится. В переводе на общеупотребимый язык смысл ее доводов означал, что «детский сад» ей на участке не нужен. После такой «беседы» начальник цеха, однако, подписал мне бумажку из отдела кадров. Потом я еще раз пять бегал из управления в цех и обратно и к вечеру, а пришел я к семи утра, наконец, собрал все необходимые подписи и закончил церемонию устройства на работу. Из проходной я вышел с новеньким пропуском с вклеенным фото, где мне только-только исполнилось 16 лет. Все! Завтра на работу. Но что же я наделал? Завтра в шесть утра мне нужно быть уже в цехе на другом конце города.

Я пришел за час до начала смены, но прошло два часа, как все начали работать, а я все ждал. Наконец подошла вчерашняя мастер, но уже совсем с другим настроением. Показала мое рабочее место и рассказала, что я должен делать.

Наш цех работал с древесиной. Нужно было расторцовывать (не могу обойтись без рабочих терминов) доски и сколачивать из них ящики и подставки для моторов и запчастей. Скажу сразу - работа трудная. Мастер предупредила, что «никаких пораньше с работы» и «никакой короткой смены» можно не ждать. И начались рабочие будни по восемь, а то и по девять часов. Два выходных я тоже видел не всегда. Субботы часто были рабочими. Честно сказать, может, я трудоголик, но мне такой ритм работы нравился. Плана хоть у нас и не было, но старался делать больше всех. После работы часто был никакой, еле-еле мог поздороваться со своими приятелями, которые целый день просиживали лавочку, и валился спать. Компенсацией за недосыпание и усталость был мой первый расчетный листок: зарплату я получил больше взрослых и «старых» работников. Кто-то даже возмутился, почему подросток получает больше опытных работников? Если честно, я всему двору похвастался.

Так проработал я все лето. Каждое утро вставал с хорошим настроением. А это, я думаю, главное на работе. Если мне хоть немного было тоскливо, то все - работать совершенно не мог. Конечно, хорошо, когда хорошая бригада. В цеху все зависят друг от друга. Если не работаешь ты - будет стоять весь цех. Это правило я отложил и запомню на всю жизнь.

По ходу дела познакомился со сверстниками. У нас были соревнования: кто больше ящиков и подставок сколотит, поэтому работали до последнего. Правда, были и такие работники, кто стараний не прилагал. Они отсчитывали каждую минуту до конца смены, постоянно бегали курить. У кого-то из них дедушка - главный бухгалтер, у кого-то папа - начальник цеха. По-видимому, им не важно, какая сумма будет проставлена у них в расчетном листке. Мы и они - это два разных понятия.

За лето я позволил себе только две недели отдыха - в конце августа. Успел купить учебники да тетрадки.

Теперь я чувствую себя взрослее. Знаю, что такое производство, какие условия работы на заводе и с каким трудом достается каждая копеечка. У меня даже расценки поменялись: купить «Сникерс» - два ящика сколотить надо, в «Макдоналдс» сходить - полдня у станка простоять.

Весь сентябрь о моей трудовой жизни мне напоминали мозоли на руках.

Кирилл Хрипунов, 16 лет, г. Ярославль

 

Я - сам!

Конец весны. Солнышко уже вовсю пригревает. Прозвенел последний школьный звонок и... Нет, не каникулы встретили меня своей беззаботной легкостью. Тяжело гремя, надвинулись экзамены. Девятый класс, как-никак. Пора показать, на что способен.

Как бы страшно они ни выглядели, как бы ни пугали своей строгостью учителя, экзамены я преодолел почти все на «отлично». Не успел придумать, чем буду заниматься в течение двух с половиной летних месяцев, как позвонила учительница по географии и сказала, что я и три мои одноклассницы, которые вместе со мной участвовали в краевом экологическом марафоне «Серебряный ключ», вошли в число призеров первого тура и поедем на остров Попова (это в Приморском крае) на второй тур. Победителю марафона пообещали ценный приз. Но меня больше обрадовал сам шанс узнать много нового в таких науках, как энтомология, геология, морская и земная биология, экология - все, что связано с общением с живой и неживой природой.

Две недели на острове пролетели быстро (жизнь в лагере требует отдельной статьи; если что - обращайтесь, расскажу с удовольствием), полученные знания, огромное количество информации о родном крае, уверен, пригодятся мне в будущей жизни, да к тому же мы стали победителями, обогнав одиннадцать команд. Мы и не догадывались, что главным призом марафона станет путешествие на священные вулканы и заповедники такой великой и древней страны, как Китай. Но, увы, мне пришлось пропустить эту поездку (это отдельная история; если интересно, расскажу в другой раз).

Сойдя с парома, я попал в объятия встречавших меня родителей. Они и сообщили мне очередную новость - я получил путевку в лагерь «Я - САМ». САМ - это Социально Активная Молодежь. Этот лагерь организует студенческое движение «Корпус волонтеров».

В этом году лагерь проходил в детском доме № 1 поселка Славянка. Непридуманные условия помогли нам узнать, что такое жить без родителей и что из себя представляет жизнь детдомовца. Вот там я возблагодарил Бога за то, что у меня есть мама и папа и что я живу с ними. Жить рядом с детьми из детдома для нас было непростым моральным испытанием, как и для них, наверное, тоже (про жизнь в детдоме можно написать очень много, но сейчас речь не об этом).

«Я - САМ» - это не «Серебряный ключ». Здесь нас учили жизни, прививали такие навыки, без которых не обойтись.  Например, ораторскому искусству. Здесь я развил свои способности в этой области, научился слушать, правильно излагать свои мысли. Дальше - коммуникабельность, умение быть лидером, умение работать в малой группе, умение работать на компьютере и многое другое. Для меня лагерь социально активной молодежи оказался целым хранилищем знаний, которые окажутся полезными в будущем. Расставаться с ребятами и с лагерем не хотелось, но двенадцать дней пролетели быстро. Было у меня еще два лагеря этим летом, и в обоих я познал много нового для себя и полезного. Считаю, что лето было великолепным.

Иван Бондаренко, 15 лет, г. Владивосток

 

Спасибо родителям за полезный отдых

С четвертого класса я каждое лето езжу в лагерь. Это было недалеко от города Бердянска. Мне было 10 лет, и мы поехали туда с подругой. Конечно, я была еще совсем ребенком, но с подругой было не страшно и не так одиноко. Мы с ней всегда вместе ездили, но однажды родители просто не смогли купить ей путевку, и мне пришлось ехать одной. Оказалось, что многие ребята приезжают в лагерь без своих друзей. Впервые я самостоятельно научилась заводить дружбу с незнакомыми ребятами.

Сейчас думаю, что в летних лагерях я многому научилась. Проводилось очень много конкурсов и игр - на сплочение отряда, на взаимопонимание, взаимодействие с людьми разных характеров; были споры, дискуссии, не обходилось без разногласий и обид, и благодаря им мы в лагере не только отдыхали, но и учились - понимать друг друга, помогать друг другу, отстаивать свою точку зрения.

А в этом году я была на базе отдыха на море. Научилась делать морские сувениры - такие же, которые продают в курортных городах. Меня научили искусству оригами, и теперь я могу быстро сделать подарок друзьям своими руками. В течение учебного года я занималась бальными танцами, а в лагере пополнила свои «запасы» несколькими движениями, и когда я вернулась в город, меня сразу поставили танцевать на сцене. Я умею играть на фортепьяно, и на базе отдыха я выступала на сцене, а ведь выступить перед всем лагерем  не так-то просто. Я уверена, что все свои летние каникулы я провела с пользой для себя. Так что спасибо родителям за то, что с раннего детства отправляли меня «на отдых».

Люда Коренева, 16 лет, г. Фатеж, Курская обл.

- Это непростой вопрос: что делать в каникулы - отдыхать или учиться? Смотря что понимать под словом «отдыхать». Человек не может ничего не делать. Значит, отдыхать - это делать так, чтобы было интересно. А чтобы было интересно, надо обязательно что-то новое узнавать, учиться чему-нибудь.

Я лето обычно проводил в лагере. Первый раз поехал, когда мне было 7 лет, и я все ждал, когда же наступит конец смены и я вернусь к маме. А уже через год, в 8 лет, мне в лагере очень понравилось. Для меня весь интерес был в спорте. Я не стремился стать чемпионом, просто хотелось каждый раз пробежать быстрее, прыгнуть выше, подтянуться больше, чем в прошлый раз.

Самое большее - я подтянулся на перекладине 14 раз. Но это у меня только один раз получилось, когда я уже взрослым человеком стал. А в детстве мог подтянуться до 12 раз. Это целая наука - подтягиваться на турнике, переворот на нем делать. Мой сын Слава,  ему сейчас 17 лет, науку эту еще в детстве освоил. В день рождения, когда ему исполнилось 7 лет, я его подсадил на взрослый турник и сказал: «Подтянись, сколько можешь, потом переворот сделаешь». Это упражнение - подтягивание с переворотом - не каждый может. Слава сделал 30 раз и, я думаю, мог бы еще, но я его остановил.

Летом надо обязательно заниматься спортом, особенно в детстве, потому что человек растет, формируется.

В. Шаинский, композитор

 

После треннинга - в деревню

В самом начале лета я освоила науку работать в команде, свободно общаться с незнакомыми людьми, развивать отношения. Теперь знаю, что к каждому человеку нужен свой подход и с каждым можно найти общий язык. Всему этому я научилась на тренинге в Санкт-Петербурге. Всего-то три дня - а сколько пользы!

А потом я поехала в деревню и получила возможность на практике проверить все, чему научилась.

Андрей - парень из местных - понравился мне с первого взгляда. Я тогда еще не знала, что тоже ему понравилась. От других парней он отличался немногословием, казался замкнутым в себе. Еще год назад я покраснела бы, встретившись с ним взглядом. А нынче, заранее все обдумав, решила сделать первый шаг. Просто заговорила с ним. Оказалось, что это совсем не страшно. Через два-три дня мы уже свободно могли общаться на разные темы, размышляли о жизни и о своем месте в ней. В конце концов, я согласилась встречаться с Андреем. Может быть, я немного поторопилась? Не знаю. Он остался в деревне, а я уехала и увижу его теперь только следующим летом. Я пока не знаю, что значит настоящая любовь, но знаю, что значит влюбленность.

Считаю, что за это лето я научилась многому: продвигать отношения с людьми, не делать необдуманных шагов, принимать серьезные решения.

Марина ГИРКО, 14 лет, г. Железнодорожный, Московская обл.

 

Болели пальцы, но я играл

Сначала думал, что игра на гитаре - это вообще не для меня. Но захотелось сыграть песню, которая мне очень понравилась.

Мне показали простые аккорды. Я выучил их быстро, а вот брать сложные аккорды, зажимать одним пальцем все шесть струн - брать барэ - не получалось.

Мечтал сыграть все песни из сборника, который взял у своего друга Паши. Стал учиться. Очень болели пальцы, один день вообще не мог взять в руки гитару, хотя желание было большое. Но на следующий день снова зажал струны, играл по десять минут, а потом давал пальцам отдохнуть. И когда я научился играть ту песню, которая мне с самого начала понравилась, я вдруг понял, что не такая уж она и сложная.

Потихоньку пальцы болеть перестали, кончики затвердели, на них появились мозоли, наверное, играть стало совсем легко.

Отец хотел научить меня настраивать инструмент, но я не хотел, говорил, что если надо будет, попрошу кого-нибудь из друзей. Но неожиданно попал в такую ситуацию, когда помочь мне никто не мог. И тогда понял, что надо учиться самому. Попросил друга показать, как это делается, и теперь мне не нужна ничья помощь.

Сергей Старков, 13 лет, г. Томск

 

ОТДЫХАТЬ БЫЛО НЕКОГДА

Я, наверное, неправильный. Или родился не там, где надо. Все мои одноклассники люди как люди: перед началом каникул мечтают три месяца ничего не делать, а только железно отдыхать. Буду, говорит один мой друг,  целыми днями заниматься «диванным спортом». Я сначала не понял. А он посмеялся и объяснил: «На диване лежать, в телевизор пялиться, с боку на бок перекатываться».

А некоторые ждут не дождутся, когда не надо будет вставать рано утром, чтобы в школу идти: они предпочитают ночной образ жизни.

А я каждое лето в деревню хочу. Нет! Вы меня неправильно поняли: не на свежий воздух и парное молочко, хотя там всего этого хватает, а на волю, подальше от суеты городской с обязательными графиками, расписаниями, распорядками.

В деревне, вообще-то, отдыхать некогда. Помните рекламу: «Хорошо иметь домик в деревне!..». На самом деле я теперь точно знаю: чтобы получить такую же густенькую сметанку, как в рекламе, надо проделать тяжелейший труд. Сначала надо подоить корову. Вот вы, например, знаете, с какой стороны  к корове подходить надо? А вот и нет, не с любой! Я тоже так думал, пока меня наша коровка копытом не угостила. Да и доить надо умеючи. Это, оказывается, не просто - приладиться да смотреть в оба, как бы тебя кормилица-то хвостиком не хлобыстнула! Но и это еще не все. Прежде чем корову доить, надо ее накормить. А это значит раньше солнышка вставать, в стадо корову выгонять, а пока она там пасется, яблочек ей насобирать, сена накосить, хлев вычистить, воды наносить.

Из всех «коровьих» забот мне больше всего сенокос нравится. Правда, бывает, что погодка стоит такая «прекрасная», что дождь льет как из ведра целыми днями и на улицу нос не высунешь. Для сенокоса нужна жаркая, сухая погода. Когда траву срезаешь, из нее сок брызжет, и воздух такой... вот тут даже не знаю, как вам объяснить, какой он, воздух. На ум приходит слово «духмяный». Вы знаете, что это такое? Ну, вы хоть раз мимо проходили, когда рабочие в городе газоны стригли газонокосилкой? Помните запах? Ну так вот в деревне на сенокосе в тыщу раз сильнее и слаще. Упиваться, правда, опять же некогда, надо следить, чтобы колючек не накосить, коровы их почему-то не любят.

В общем, складывайте все «прелести», из которых вкусная сметана получается.

Сложили? Понимаете теперь, что  верблюда легче держать, чем корову.

Зато вечером, когда спадает жара, на горизонте появляется нагулявшееся, отяжелевшее, искусанное слепнями стадо. Эта масса плавно спускается с горы, растекается по деревенским улицам, заполняя собой дорогу. Как раз здесь и начинается самое интересное, что-то наподобие «родео». Мы сталкиваемся один на один, «лицом к лицу»... Неправильно, не с коровой, она у нас существо послушное, сама домой идет, а вот баран!.. Своих он не бодает, но и слушаться не хочет. Невольно ощутив себя ковбоем, набрасывающим лассо, тщетно пытаюсь поймать наглеца! Здесь дело в ловкости: упустил момент - и будешь бегать за бараном до тех пор, когда он, уставший от беготни, не остановится напиться. Уф-ф! Наконец-то баран в руках! Теперь главный вопрос не «быть или не быть?», а - как быть? Дотащить такую тушку стоит больших усилий.

Но вот мы с бараном наконец-то дома: усталые, грязные и довольные. Даже как-то грустно с ним расставаться, ведь за потрясающие минуты вдохновенного бодания мы как будто породнились. Только поздно уже. Надо удочки приготовить да червей накопать. Завтра на рыбалку пойдем.

Рыбалка - дело хорошее, когда идешь один, а вот если за нами увязываются малыши - это кошмар! На этот раз брат и сестры завизжали от восторга и безапелляционно заявили, что они тоже пойдут.

Сура река большая, и рыба в ней ловится. На берегу уже обосновался Ленин. Должен вас предупредить, это не потомок и не однофамилец вождя пролетариата, а просто местный житель, рыбак - Николай Васильевич Павлов. А Ленин - это прозвище. В селе есть еще Паня Бык, Япон, Шагай-Шагай, Прогресс, Годок, Санька Матькин, Лядунья, Вандерлей - местный пастух, он же Миллионер... Но вернемся к нашим удочкам.

Хочется спросить, что главное на рыбалке? Нет, не наживка. - Ти-ши-на! Но как это вдолбить маленьким - не знаю до сих пор. Да, утро было клевое, только клева не было. Легкий ветерок плавно колышет поплавок. Яркое солнце сильно бьет по глазам, отражая словно в зеркале, лучи. Перистые облака медленно движутся по небу. Эту чудную картину, резко прервал сильный топот «слоненка». Это мой младший брат. Он всегда носится по берегу в поисках лучшего места для клева. А сестры придумали ловить не рыбу, а лягушек. Лягушки ловиться не хотели, отчаянно квакали. Сестрам это вскоре надоело, и они побежали купаться. Когда пригрело, мы с братом тоже решили поплавать вместе с рыбками.

Лето подходило к концу, наступала пора копки картошки. Она почему-то нынче размером чуть больше гороха выросла. Вот этот-то горох и снился мне в последние три дня в деревне. За мной приехали родители, и за три дня надо было картошку выкопать. Мы все дружно налегли на работу. Вот только брат и сестры непременно пытались убежать с огорода под любым предлогом. Маленькие они еще. Не понимают, что отдых в деревне - это работа каждый день. Только разная.

Ну вот картошку выкопали. И я уже дома. Теперь можно «итожить то, что прожил». Этим летом я научился понимать взрослых людей, ценить труд, рассчитывать свои силы, замечать красоту и безмятежность природы, изменил взгляд на мир, пытался наслаждаться каждым мимолетным мгновением. Это лето стало поистине открытием мне самого себя. Может, потому, что мне уже исполнилось шестнадцать? У меня появился внутренний стержень, путь, ведь как сказал Гораций: «Capre diem» - пользуйся моментом. Главное - ценить время, не тратить его на пустое.

Закончить оч-чень хочется словами одного мальчика, который на вопрос: «Что такое счастье?», - ответил: «Счастье - это когда некогда отдыхать».

Андрей Фролов, 16 лет, г. Ульяновск

 

ВОЙНА И МИР В МОЕЙ ДУШЕ

В июне, сдав экзамены, я с чувством выполненного долга поехал в деревню отдыхать. Я начисто забыл все, что рекомендовали нам на лето учителя. Но про одно я помнил - нужно прочитать толстенную книгу. Своим объемом  «Война и мир» внушает ужас всем школьникам. А еще все говорят, что произведение очень сложное, и прочитать его за один раз, как детектив, не получится.

Но я все равно не читал. Все думал, что успею еще, лето длинное. Спохватился, когда август уже заканчивался. А на сентябрь мне путевку в ВДЦ «Орленок» дали, там опять некогда было читать. И вот сентябрь заканчивается, и я спрашиваю себя: когда же я осилю «Войну и мир»? А кроме этого романа в программе по литературе еще много чего, и тоже не тоненького...

В принципе, нам учитель по литературе говорил, что произведения, которые мы прочитаем летом, все равно придется перечитывать. Но когда? Если бы в школе мы учили только литературу! Я учусь хорошо. У меня в аттестате шесть «четверок» из где-то предметов восемнадцати. В классе из мальчишек я лучше всех учусь. Но я ленивый до ужаса, и поэтому, наверное, я не отличник. Я постараюсь выйти на серебряную медаль, потому что я могу это сделать.

Вот думаю сейчас: тоскливо мне будет в учебном году, коль летом не прочитал ничего. И вывод делаю: не надо оставлять все на последний момент и не надо лениться, если от этого зависит что-то важное.

Дима Зайцев, 15 лет, г. Тверь


< Пред.   След. >
Сегодня 29 марта 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07