Вряд ли среди ваc, уважаемые юные читатели газеты «ДДД», найдется хотя бы один человек, никогда не бывавший в цирке!
Вспомните, пожалуйста, свои впечатления. Думаю, вы согласитесь, что цирк - это всегда праздник. Яркое веселое действо с участием акробатов, жонглеров, дрессировщиков со своими четвероногими питомцами, клоунов надолго остается в памяти. Но самая таинственная цирковая профессия - фокусник! Мы зорко смотрим за каждым мгновением в его работе и все же никак не можем понять, как же он превращает людей в птиц, достает из маленького цилиндра немыслимое количество кроликов, куда на наших глазах из больших ящиков исчезают его ассистенты... Мы пригласили в гости прославленного фокусника нашей страны - Игоря Эмильевича Кио. Игорь Эмильевич согласился поделиться некоторыми секретами своей профессии. Некоторыми, но не всеми, потому что...
- Потому что загадки ремесла иллюзиониста рассказывать нельзя. Ведь зрители перестанут ходить на мои представления, которые утратят ореол таинственности. Жанр, в котором я работаю сегодня, во всем мире очень популярен. Ведь освоением космоса, достижениями техники уже никого не удивишь, а вот загадочная игра, путешествие в сказку, в мир чудес - это интересно всем. Иллюзионные эффекты - это то, к чему люди тянутся подсознательно.
- Ваша профессия так и называется - фокусник?!
- Да. Фокусник. Фокусники делятся на иллюзионистов и манипуляторов. Иллюзионисты - это те, кто обманывает вас с помощью специальной аппаратуры. А манипуляторы обманывают исключительно за счет ловкости своих рук - с картами, шариками, платками и т.д. Относительно недавно в жанре манипуляции появились артисты нового направления - они занимаются тем, что имитируют кражу личных вещей у публики. Артист идет в зрительный зал, прямо около ваших кресел показывает вам, например, карточные фокусы. А потом выясняется, что в то же самое время ему удалось у кого-то из зрителей снять часы, у кого-то галстук, а у кого-то даже подтяжки. Впервые с таким номером в нашу страну приехал югославский манипулятор по фамилии Борац. Он с большим успехом выступал в Москве, Ленинграде, Риге. Четвертым городом его гастролей была Одесса - Борац работал в Одесском цирке... Показав несколько фокусов, Борац отправился в зрительный зал. Через несколько минут он вернулся на манеж и, ко всеобщему удивлению, достал из кармана и показал аудитории чуть ли не дюжину часов, которые он снял у зрителей... Удивление, восторги, аплодисменты... И вдруг из какого-то дальнего ряда поднялся молодой жизнерадостный одессит и продемонстрировал всем часы, снятые им с руки самого артиста... Больше Борац в Одессе не выступал!
- О, сегодня таких манипуляторов, как тот одессит, во всех трамваях, в метро, в магазинах развелось много. И называются они уже не манипуляторами, а мошенниками...
- Да. Видимо, это способные люди, но они направили свои способности на то, чтобы скорее попасть в тюрьму...
- А могли бы стать народными артистами...
- Конечно. Много талантливых людей, но каждый выбирает и делает свою судьбу сам...
- Фокусник - это трудная профессия?
- Трудная. Во-первых, хороший иллюзионист - это прежде всего хороший артист. Ведь важно не только, какой трюк показать, важно, как его показать. Под этим, как я понимаю, не только умение технически придумать номер, но и проведение трюка таким образом, чтобы публика обо всем забыла. А зрители бывают разные. Для одних - все номера хороши, а есть и такие, которые берут с собой профессиональную книжку про фокусы и следят по ней: чтобы сразу во всем разобраться. Если на пятой минуте такой зритель про книжки забывает - это моя победа. Публика ведь всегда приходит на представление с единой целью - разоблачить фокусника. Не доставить ей таких приятных минут - это профессионализм фокусника.
- То есть иллюзионист это еще в определенной мере и гипнотизер, и парапсихолог...
- Вообще, да. Иллюзионист должен заставить публику подчиниться, верить, держать ее в напряжении.
- Значит, он отвлекает внимание зрителей и в этот момент совершает трюк?
- Верно. Еще больше открою вам секрет. Если вы заметили, ассистентки, которые со мной работают, - это всегда молодые, красивые девушки...
- Да, это всегда бросается в глаза.
- ...так вот, секрет в том, что когда на сцене молодая, красивая, да еще и полуобнаженная девушка - а на манеже или сцене это вполне уместно - то мне легче вас обмануть... Кроме того, я всегда на представлении что-то говорю, рассказываю какие-то шутки, прибаутки. Когда-то один из моих спектаклей в театре эстрады его автор А. Арканов так и навал: «Говорит и обманывает Игорь Кио!»
Кио - не просто фамилия, Кио - это явление в российском цирке, в российском обществе, в российском искусстве. Такая фамилия, ставшая цирковым понятием, автоматически превращается в профессию. Отец - Эмиль Теодорович Кио (род. в 1894 г.), сыновья - Эмиль (род в 1938 г.) и Игорь (род в 1944 г.)
- Скажите, пожалуйста, а женщины могут быть фокусниками?
- В практике существуют женщины, которые работают в этом жанре, но я считаю, что это профессия мужская. Кстати, недаром в русском языке есть слово «фокусник», а слово «фокусница» - нет.
- Какие у Вас были первые впечатления от цирка?
- Их как бы и не было, потому что я в цирке чуть ли не с самого рождения. Мой отец Эмиль Теодорович Кио был блистательным иллюзионистом. Кстати, до него иллюзионисты в цирке не работали. Раньше фокусникам, магам, факирам строили особые площадки, потому что на сцене фокуснику работать гораздо легче, так как зрители сидят с одной стороны, а не вокруг. Так вот, мой отец сделал арену привычным местом своей работы. Он открыл жанр, и сам в нем главенствовал до последнего выхода на арену. А со мной изначально было все ясно - я в детстве никогда не мечтал стать летчиком или шофером, потому что я твердо знал, что буду продолжать дело отца. Я еще был совсем маленьким, когда меня одевали в костюм лилипута, и я выходил на манеж, ассистируя отцу... Однажды мой отец тяжело заболел и попал в больницу. А билеты были проданы на много представлений вперед. И мне позвонил главный режиссер цирка: «Игорь, ты знаешь работу отца?» - «В общем, да». - «А ты мог бы отработать вместо него?» Это был 1959 год - мне 15 лет и я, конечно, самонадеян, никакой ответственности еще не осознаю. Хотя подготовка все же была, недаром же я в цирке с детства. Соглашаюсь без особых колебаний. А когда через два месяца отец, вернувшись из больницы, пришел в цирк на мое представление и сел в первом ряду, вот тут-то я впервые узнал, что такое настоящее волнение... Дальше я работал вместе с ним, был помощником и дублером. А после его смерти стал работать сам.
- А каков процесс создания Ваших трюков?
- Формула всех наших номеров одна и та же: исчезновение, превращение и появление. Все остальное - вариации на тему. Специфика и сложность в том, чтобы найти форму, интерпретацию, так называемую «упаковку», наиболее интересную для зрителей. Вот приходит в голову идея, и ты начинаешь придумывать, как ее осуществить. На один трюк уходит два месяца, на другой - несколько лет. Главный секрет - найти самое простое решение трюка.
- Ну, сегодня, при таком техническом прогрессе...
- Э-э-э, то-то и оно, что тогда это уже будет не трюк, а техническое устройство. Такой номер не вызывает никакого интереса у публики, потому что все видят, что это техника.
- А какой у Вас самый популярный, пользующийся успехом трюк?
- Это трюк-долгожитель - сожжение или распиливание женщины. Мне в этом трюке ассистирует моя жена - я каждый день на арене ее или сжигаю, или распиливаю...
- Этот трюк, наверное, сложно делать?
- Если трюк делать сложно, значит, он еще не готов.
- Игорь Эмильевич, если кто-то из молодых людей выберет для себя профессию фокусника, какими способностями, кроме актерских, он должен обладать?
- Изобретательностью, парадоксальностью ума. Он должен уметь придумывать. Обязательно - увлеченность. Наша работа очень кропотливая, особенно на стадии подготовки номера, поэтому нужно быть фанатиком своего дела. Впрочем, во всяком деле, если хочешь достигнуть высот, нужен фанатизм...
В цирке существуют жанры, где полноценными артистами становятся совсем в детском возрасте - уже с пяти лет дети работают с родителями, например в акробатическом жанре или в группах гимнастов, наездников... В цирке даже существует закон, по которому через 15 лет работы, то есть уже в 20-летнем возрасте, человек уже может уходить на пенсию...
- А существует ли учебное заведение, где обучают Вашему делу?
- Есть цирковое училище, там можно получить общую подготовку артиста цирка. Но путь к профессии фокусника лежит только через ученичество, через мастера. Конечно, нужно много читать, изучать историю. Наш жанр очень древний, и этому посвящено много литературы. Причем чем раньше ребенок увлечется этой профессией, тем лучше. Кстати, знаете, для меня самые опасные зрители - это дети. Они гораздо быстрее взрослых разбираются в секрете трюка. Потому что взрослые для разгадки применяют накопленные знания, а ребенок мыслит конкретно и как раз близко к тому, как мыслил артист, когда создавал свой трюк.
- Скажите, а в жизни Вы никогда не использовали свой талант?
- Я - нет. Хотя многим кажется, что я пользуюсь профессией фокусника. Однажды на жеребьевке кооператива, когда мы с женой получали квартиру, я тяну бумажку и с серьезным видом при всех спрашиваю жену: «Ты какой этаж хочешь?» Она, подыгрывая мне, так же серьезно отвечает: «Двенадцатый». И я действительно вытаскиваю двенадцатый этаж... Когда мы уходили, то некоторые, кому повезло меньше, никак не могли успокоиться и ворчали: «Такое солидное мероприятие, а они тут цирк устроили!»
- Кем бы вы стали, если бы не были сыном своего отца, не продолжили бы семейное дело?
- Я очень люблю свою профессию, и в другой деятельности я себя никогда не видел. Ну, может быть, футболистом бы стал, в детстве занимался в спортшколе у Константина Бескова и он говорил, что у меня неплохо получается.
- Что бы Вы в заключение встречи хотели передать читателям газеты «Добрая Дорога Детства»?
- Я бы хотел пригласить их в нашу плеяду фокусников, это очень интересная и творческая профессия. К тому же настоящих фокусников на свете меньше, чем даже космонавтов, я всю жизнь прожил в полном отсутствии конкуренции.
Как живут фокусники? Их биографии отличаются от серых будней простых смертных, а судьбы полны чудес и приключений. Однажды Эмиль Кио (отец) приехал на гастроли в Тбилиси. Едет на такси из гостиницы, где он жил, в цирк. Таксист и говорит: «Я Вас узнал, Вы - Кио, да?» - «Да». - «Вы можете мне фокус прямо здесь в машине показать, а?» - «Ну, я показываю фокусы только в цирке». - «Ну, хоть что-нибудь. Я Вас очень прошу». - «Уговорили... Сейчас подъедем к цирку, я Вам дам рубль, а вы мне - сдачи девяносто девять рублей, как со ста». Таксист замолчал и больше фокусов не просил. В молчании они доехали до цирка. Кио протягивает рубль. И вдруг шофер покорно отсчитывает ему девяносто девять рублей. Кио, конечно же, пошутив, берет деньги и обходит машину, чтобы вернуть их через водительское окно. Но не успел он выйти, как такси резко со свистом рвануло с места. Долго потом пришлось разыскивать таксиста, чтобы вернуть ему девяносто девять рублей...
Спустя лет тридцать в такси по Тбилиси едет уже младший сын Кио - Игорь Кио. И вдруг таксист говорит: «Вот я слышал, что с Вашим отцом был такой случай»... Рассказывает. «Неужели, - спрашивает, - возможно такой фокус сделать, а, дорогой, скажи мне». Кио-младший вынужден держать марку: «А что тут сложного? Фокус как раз очень простой... Хотите повторим? Сейчас приедем, я Вам дам десять рублей, а Вы мне дадите сдачу со ста...» Шофер нервно дернулся и тоже замолчал. Подъехали к цирку. Игорь Кио протянул водителю десять рублей... и вдруг таксист стал лихорадочно отсчитывать ему девяносто рублей сдачи. А когда фокусник решил так же, как его отец, вернуть деньги, бедолага-таксист поспешно, завизжав тормозами, уехал...
Продолжением этих историй для Игоря Кио стало то, что как только он появлялся на стоянке такси, все машины молниеносно разъезжались в разные стороны. По городу разнесся слух, что главный фокус Игоря Кио в Тбилиси - грабить таксистов!
|