Нина Фрейман и Егор Чухин – два талантливых юных поэта из Питера. Каждый из них – яркая творческая индивидуальность. Но у этих ребят немало общего: и Нина, и Егор – стипендиаты фонда «Новые имена», лауреаты премии Президента РФ, воспитанники Алексея Анатольевича Шевченко, руководителя литературного клуба «Дерзание» в Аничковом дворце
СЛЕЗОЙ ЧЕРНИЛ ЛИШЬ АВТОРУЧКА ПЛАЧЕТ...
Её стихи - о дружбе, о любви, о себе, о городах, которые взволновали - о Петербурге, Москве, Лондоне, о людях, которых она любит...
Мои стихи
Зачем стихи мои настолько обо мне?
За беззащитность строчек этих страшно -
В них столько правды серо-карандашной,
Зато сомнений и кокетства нет.
Но вот, сказав все это, снова лгу:
Ведь авторучка карандаш сменила,
И синей пастой вытекает сила.
Я знаю, что так больше не могу!..
А прочитав, скажу: все просто так,
И ничего стихи мои не значат.
Слезой чернил лишь авторучка плачет,
А это всё, наверное, пустяк...
Пятьдесят самых ранних стихотворений Нины Фрейман вышли в ее первом поэтическом сборнике «Давай поднимемся над Невским...», когда девочке было всего 15 лет. Первый сборник принёс и первый успех: Нина была награждена очень высокой и почетной наградой Всемирного клуба петербуржцев - «Звездой Прометея», которую ежегодно присуждают в Санкт-Петербурге одарённым юношам и девушкам за особые заслуги в науке, спорте, литературе или искусстве. А уже через год в издательстве «Тускарора» появляется вторая книга стихов юной петербургской поэтессы: «Вхожу, не торопясь, в знакомые ворота». И - снова успех: Нина становится стипендиатом фонда «Новые имена», а в июне 2002 года её имя называется среди лауреатов премии Президента РФ как имя первой юной поэтессы, удостоенной этого высокого звания.
- Мой любимый поэт - Маяковский, поэт очень искренний и очень непохожий на других. Какая-то потрясающая сила есть в его стихах! Он ведь произвёл настоящую реформу в языке в 20-е годы, как Пушкин в своё время. Еще я очень люблю Цветаеву, Блока. А из писателей: Льва Толстого, Ремарка, норвежца Юстина Гордера. - Мы сидим с Ниной - красивой в своей одухотворённости девушкой у дверей ее alma mater - литературного клуба «Дерзание» в Аничковом дворце и беседуем о высоких материях.
- Что такое вдохновение? - переспрашивает Нина и тут же, ни на секунду не задумываясь, отвечает: - Это когда я вдруг чувствую, что будто кто-то пишет за меня, кто-то свыше диктует рифмованные строчки, а мне остается только правильно всё услышать и суметь записать.
- Какой он, настоящий талант? Как отличить талантливого человека от графомана? - Нина опять повторяет мой вопрос и опять отвечает очень быстро, как будто ответы на все эти «вечные вопросы» она уже давно для себя нашла. - Талант складывается из многих составляющих. Во-первых, настоящий талант всегда предельно искренен. Это - умение слышать себя, других. И еще умение мыслить образами - нестандартными, нешаблонными образами. Талант должен обязательно находить отклик у читателя, иначе он будет невостребованным, непризнанным. Ещё, это я поняла по себе, талант поддаётся развитию и нужно обязательно учиться им пользоваться. Я считаю, что неправильно писать в стол и, если человеку дан судьбой такой бесценный подарок, как талант, он должен отдать его своему читателю. Трибуна артиста - сцена, экран, а трибуна поэта - лист бумаги.
Питер
Островерхий, острокрыший,
Сероглазый, угловатый,
Петербург мне в сердце дышит,
Будто в чём-то виновата.
Вольно дерзок, как подросток,
Безалаберный, как гений,
С ним вдыхать легко и просто
Наслаждения мгновений.
В Аничков дворец в литературный клуб «Дерзание» Нина пришла записываться 11-летней девочкой. И сразу же попала к талантливому детскому писателю и поэту Алексею Анатольевичу Шевченко, который и стал ее первым и самым главным учителем поэзии. Именно ему Нина посвятила свой первый стихотворный сборник: «...с благодарностью за всё, чему он меня научил и за его доброе ко мне отношение. За то, что заразил меня желанием творить и заставил поверить в себя».
Читать свои стихи перед слушателями Нина не очень любит. К тому же многие из своих стихотворений она наизусть вообще не помнит. Но выступать перед публикой ей приходилось - и не раз: на своем творческом вечере в клубе «Дерзание», дважды на сцене Малого зала Санкт-Петербургской филармонии во время концертов лауреатов премии «Новые имена», на «Круглом столе» в петербургском отделении Союза писателей, на котором она выступала по совету своего Учителя поэзии.
Кроме поэзии Нина пробовала себя и в прозе. За рассказ «Пианист» в 13 лет она стала лауреатом международного конкурса «Пушкин». Герои большинства Нининых рассказов - её друзья, знакомые. «Чтобы писать прозу, - считает она, - нужно намного больше времени, чем на поэтическое творчество, но она требует гораздо меньшего эмоционального напряжения, чем стихи».
Пробовала свои силы Нина и в переводах: английским она владеет в совершенстве. И в этом трудном жанре ей также удалось добиться успеха: четыре года назад она стала призёром конкурса «Попытка перевода Гёте на рубеже веков». Но уже тогда Нина поняла, что переводы - это не её стихия: описывать чужие чувства от своего имени с тех пор юная поэтесса уже не пыталась. А вот свои стихи Нина продолжает писать почти ежедневно и приходящее к ней вдохновение ценит превыше всех имеющихся у неё званий и наград.
- Я благодарна своему поэтическому дару, - призналась Нина, - потому что считаю, что, если человек пишет - ему повезло: он может стихами выразить себя, у него есть свой творческий способ освободить себя от каких-то чувств, мыслей. Стихи дают мне силу.
Ирина Белая, г. Санкт-Петербург
|