Чтение начинает входить у подростков в моду. Как складываются взаимоотношения современных ребят с миром книг. Взгляд тинэйджера на репертуар современных кинотеатров: хочется смотреть фильмы, в которых есть живой голос человека, его души, а нам всячески навязывают американские триллеры, напичканные спецэффектами
НЫНЧЕ МОДНО БЫТЬ НА КОНЕ
Взрослые сетуют, что современные дети совсем не читают книг, все больше в телевизор смотрят да перед компьютером сидят. Очень это напоминает извечную шутку, что раньше и вода была мокрее, и сахар слаще. И всё-таки, может быть, мамы-папы-учителя хотя бы отчасти правы? За ответом на этот вопрос наш специальный корреспондент Саша Левчиков отправился в Российскую государственную детскую библиотеку и поговорил с заместителем директора Юлией Владимировной Турлыковой.
- Если сравнивать сегодняшнее положение дел с ситуацией 10-летней давности, когда ни молодёжные журналы, ни компьютерные игры, ни Интернет еще не были так распространены, то как, на Ваш взгляд, изменился интерес подростков к книгам: он возрос или, наоборот, упал?
- На этот вопрос довольно трудно ответить. Не буду говорить за других, но число пользователей нашей библиотеки за эти десять лет не упало. Другое дело, что они начали читать по-другому. Начнём с того, что если ребенок учится в школе, то рано или поздно пойти в библиотеку ему придется хотя бы для того, чтобы подыскать нужный материал для, скажем, доклада или реферата. Нет, интерес к книге не упал, но деловое чтение сегодня превышает чтение по личному интересу. Другое дело, подобное деловое чтение может перерасти в настоящий интерес. Допустим, ты пришёл подготовить доклад о какой-нибудь исторической личности, она (личность) тебя заинтересовала, и ты ищешь уже художественную литературу, чтобы больше узнать об этом историческом лице. Такие случаи часто наблюдаются в нашей практике. Да и сам интерес к книге стал разнообразнее по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Ничто ничего не вытесняет. Например, сегодня довольно модно брать «говорящую» книгу, то есть записанную на кассете, которую можно вставить в плеер. Очень удобно по дороге в школу прослушать какую-нибудь повесть или роман, который «задали по литературе». Многие библиотекари часто выступают против таких книг, говоря, что это не то. Почему? Я считаю наоборот. Если ребенку так проще воспринимать литературу, то зачем этому препятствовать? Он же не всякие глупости там слушает, а то же литературное произведение, что и в книге, которое, к тому же, еще и хорошо озвучено. Если же брать ситуацию по всей стране, то, на мой взгляд, чтение начинает входить у подростков в моду. Модно держать в руке книгу, обсуждать произведения современных авторов, делиться впечатлениями от прочитанного. Когда наши психологи и социологи проводили опрос среди подростков, кого они хотели бы видеть рядом с собой, большинство называло именно литературных героев.
- Какого рода литература сегодня наиболее популярна у подростков?
- Если брать примеры из художественной литературы, то наиболее широким спросом пользуются приключенческие книги, причем очень часто - современные. Стало модно читать книги, где главный герой всегда, что называется, «на коне». Пусть во время повествования у него не все получается, но он постоянно настроен позитивно и в конце побеждает всех врагов. Почему книги про Гарри Поттера так популярны среди детей? Да потому, что у него все получается, потому что даже в самых сложных ситуациях он не унывает. К таким книгам дети выказывают повышенный интерес, поскольку они положительно сказываются на психике. Я заметила, что книги, в которых концовка трагичная или плохая, современные дети предпочитают не читать.
- Какие писатели пользуются большим спросом у сегодняшних подростков: отечественные или же иностранные?
- Смотря для чего. Если книга нужна для школьной программы, то спрашивают отечественных авторов. А в чтении для интереса, для души первые места занимают пока иностранные писатели. Те же книги Толкиена уже который год пользуются большим спросом. В настоящее время существует много переводных книг и довольно хорошего качества, мы их пропагандируем, и они тоже находят своего читателя. Из наших же писателей наиболее популярны те, кто пишет фантастику. Большинство этих книг написано хорошим, «понятным» языком, и дети их часто спрашивают. Например, книги Кира Булычёва. Вообще надо сказать, все книги, которые у нас есть, не залёживаются на полках. Если есть, допустим, Михалков - берут Михалкова, есть Велтистов - берут Велтистова.
- Кто из подростков больше интересуется литературой, мальчики или девочки?
- Как нам говорят наши психологи и социологи, занимающиеся вопросами детского чтения, девочки лучше воспринимают печатный текст. Мальчикам больше по душе общаться с компьютерами. До тех пор, пока у нас в библиотеке не было ни компьютерной техники, ни Интернета, к нам больше приходили именно девочки. Когда компьютеры у нас появились, мальчики стали приходить тоже. По исследованиям наших психологов, девочек больше интересуют межличностные отношения, а мальчиков - карьера и чувство независимости. В этом смысле общаться с компьютером гораздо удобнее, нежели с библиотекарем, поскольку наедине с машиной ты сам себе голова. Если говорить о настоящем времени, у нас примерно равное количество девушек и юношей. Правда, если брать только старшеклассников, девочек к нам ходит больше, поскольку мальчики, видимо, находят уже что-то более специализированное по отношению к карьерному росту.
- Где чаще предпочитают читать книгу, дома или в читальном зале?
- Для удовольствия в подавляющем большинстве случаев книгу предпочитают брать на дом. А вот если книга нужна для работы, то чаще всего поработать с ней ребята остаются в читальном зале. Обычно у нас наиболее напряжённый день - суббота, когда приходит больше всего детей, причём, как правило, на полдня, а то и вовсе до закрытия.
- Часто бывает так, что ребенок приходит в библиотеку и сам не знает, что ему начать читать? И что в таком случае ему делать?
- И такое случается. Я замечаю, что часто дети сами не осознают, чего же они хотят. То есть ребенок может так сформулировать вопрос, что если его не переспросить и дать ему книгу, которая ему не понравится, в следующий раз он может вообще не прийти. А часто бывает, что ребёнок стесняется, боится обращаться к библиотекарю, думает, что его засмеют, и поэтому предпочитает вообще с библиотеками дела не иметь. Не надо стесняться! Ведь библиотекари для того и существуют, чтобы помочь ребенку выбрать интересную книгу.
- Как современные подростки относятся к книге? Воспринимают ли они ее как духовную ценность, берегут ли они ее, или же наблюдается небрежное отношение?
- Дети из семей с хорошими книжными, литературными традициями относятся к книгам бережно. А бывают дети, которым ничего не стоит вырвать из книги страницу, испачкать ее, порвать... Я думаю, это происходит из-за подростковой глупости, которая, впрочем, со временем проходит. Вообще, сейчас отношение к книге почему-то стало лучше, разного рода неприятных инцидентов мы замечаем все меньше и меньше, хотя лет 5-6 назад они не были редкостью. Впрочем, к нам в основном приходят дети сознательные, «читающие» дети, если можно так сказать, которые относятся к книге как источнику духовных знаний.
- Часто ли дети не приносят книгу в срок?
- Как ни странно, но в этом отношении с сдетьми работать легче, чем со взрослыми. Большинство детей возвращают книги вовремя. Были, конечно, случаи, когда нам приходилось уговаривать, упрашивать, даже угрожать, чтобы книгу принесли назад. Но, к счастью, таких случаев сегодня мало.
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК
- Не будешь брать в руки книги - скоро не о чем с тобой будет разговаривать. Ведь бесконечная болтовня об общих знакомых и сплетни хороши только для пустоголовых, - сказала мама. Тогда я как раз находилась в том возрасте, что колобки и курочки-рябы уже надоели, а остальное пока не интересовало. Не хотелось ничего открывать. Но всё же я пошла в библиотеку. Быть может, это звучит глупо, но где-то до 6 класса сказки я «глотала» одну за другой. Узбекские, русские (кстати, самые неинтересные), французские... Скоро по этой части я стала экспертом и запросто могла отделить заурядную сказку от по-настоящему интересной по её началу. Но как-то очередная книга залежалась у меня дома столько времени, что показываться в библиотеке было просто стыдно. Наверное, у меня случился «сказочный» перебор. Злополучный томик я сдала примерно через год и... пошла в другую библиотеку! Современные печатные творения с пёстрыми обложками мне ну совсем не нравились. Мыльные оперы в книжном варианте, детские детективы про десятилетних гениев казались слишком нереальными. Зато Кир Булычёв, Астрид Линдгрен и Конан Дойль оказались как раз нужным для моего возраста чтивом. И это было интересно - если не читали, обязательно начните прямо сегодня, независимо от того 9 или 79 вам сейчас лет. А потом я «подсела» на детективы Дарьи Донцовой. Знакомо? Милая женская глупость, почти как «Тысяча и одна ночь». На 10-м томике я поняла, что скоро сама начну искать приключений на свою вертлявую голову, а фразы из детективов начали странным образом «переселяться» в мою речь. Захотелось чего-то более серьёзного, и я взялась за особо ныне популярных авторов - отечественного Акунина и зарубежного Коэльо... Странно: безрезультатно. Они, оказывается, любимы всеми, кроме меня. Может, я до них ещё не доросла? И тут меня спасла одноклассница, сунув в руки книгу Харуки Мураками. Это японский автор, жанр же можно определить как «сказки о жизни». И вот сейчас я дочитываю четвертый его роман, не зная, за что возьмусь дальше. Быть может, запишусь в очередную библиотеку, а может, заставлю себя прочитать то, что не могу уже лет пять. Знаете, что это? Произведения школьной программы!
Маша Сироткина, 15 лет, г. Пенза, фото: Лариса Лащёнова
НЕ ЛЮБЛЮ АМЕРИКАНСКИЙ ПИРОГ ИЗ МАТРИЦЫ С ТЕРМИНАТОРОМ
В зимние каникулы в Москве проходил кинофестиваль для детей «Сказка». Я специально приехал из Ярославля, побывал в четырёх кинотеатрах на программах фестиваля и увидел около десяти новинок кино. Дело в том, что сказок у нас в городе нигде не показывают, хотя в нашем областном центре имеется, по крайней мере, пять новеньких кинотеатров, в том числе и со стереозвуком. Несмотря на это в кино я не хожу. Причины две: дорогие билеты и репертуар, который меня не привлекает. Везде: на заборах, по телевизору, по радио и в газетах нам навязывают рекламу новых триллеров и боевиков: «Терминатор-3», «Матрица», «Американский пирог»... Ни один из них я не смотрел и, честно сказать, особого желания нет. Однако эти фильмы часто становятся темой для болтовни среди моих одноклассников. Обсуждают новые спецэффекты, цитируют новые шутки. Думаешь, что они только и мечтают стать «терминаторами», а их любовь похожа на ту, что в «Американском пироге». Иногда мне бывает даже немного стыдно, что я такой «отсталый» подросток. Не могу, как одноклассники, запросто завести беседу про последний нашумевший фильм, не могу найти повод с кем-то познакомиться. Может, поэтому у меня мало друзей. Однако любить американские фильмы всё равно не стану. Пусть меня считают маленьким мальчиком, но лучше уж я буду сказки смотреть. В них можно найти много умных советов, даже о том, что такое дружба и любовь. Буду стараться смотреть только те фильмы, у которых есть живой голос человека, его души, а не какой-нибудь машины. Возможно, я когда-нибудь дождусь, когда в провинциальных кинотеатрах и по телевизору будут показывать не только то, что хочет очень продвинутая молодёжь, но и обыкновенные подростки.
Кирилл Хрипунов, 15 лет, г. Ярославль
|