Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
Молодое поколение и книга

Чтение начинает входить у подростков в моду. Как складываются взаимоотношения современных ребят с миром книг. Взгляд тинэйджера на репертуар современных кинотеатров: хочется смотреть фильмы, в которых есть живой голос человека, его души, а нам всячески навязывают американские триллеры, напичканные спецэффектами 

НЫНЧЕ МОДНО БЫТЬ НА КОНЕ

Взрослые сетуют, что современные дети совсем не читают книг, все больше в телевизор смотрят да перед компьютером сидят. Очень это напоминает извечную шутку, что раньше и вода была мокрее, и сахар слаще. И всё-таки, может быть, мамы-папы-учителя хотя бы отчасти правы? За ответом на этот вопрос наш специальный корреспондент Саша Левчиков отправился в Российскую государственную детскую библиотеку и поговорил с заместителем директора Юлией Владимировной Турлыковой.

- Если сравнивать сегодняшнее положение дел с ситуацией 10-летней давности, когда ни молодёжные журналы, ни компьютерные игры, ни Интернет еще не были так распространены, то как, на Ваш взгляд, изменился интерес подростков к книгам: он возрос или, наоборот, упал?

- На этот вопрос довольно трудно ответить. Не буду говорить за других, но число пользователей нашей библиотеки за эти десять  лет не упало. Другое дело, что они начали читать по-другому. Начнём с того, что если ребенок учится в школе, то рано или поздно пойти в библиотеку ему придется хотя бы для того, чтобы подыскать нужный материал для, скажем, доклада или реферата. Нет, интерес к книге не упал, но деловое чтение сегодня превышает чтение по личному интересу. Другое дело, подобное деловое чтение может перерасти в настоящий интерес. Допустим, ты пришёл подготовить доклад о какой-нибудь исторической личности, она (личность) тебя заинтересовала, и ты ищешь уже художественную литературу, чтобы больше узнать об этом историческом лице. Такие случаи часто наблюдаются в нашей практике. Да и сам интерес к книге стал разнообразнее по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Ничто ничего не вытесняет. Например, сегодня довольно модно брать «говорящую» книгу, то есть записанную на кассете, которую можно вставить в плеер. Очень удобно по дороге в школу прослушать какую-нибудь повесть или роман, который «задали по литературе». Многие библиотекари часто выступают против таких книг, говоря, что это не то. Почему? Я считаю наоборот. Если ребенку так проще воспринимать литературу, то зачем этому препятствовать? Он же не всякие глупости там слушает, а то же литературное произведение, что и в книге, которое, к тому же, еще и хорошо озвучено. Если же брать ситуацию по всей стране, то, на мой взгляд, чтение начинает входить у подростков в моду. Модно держать в руке книгу, обсуждать произведения современных авторов, делиться впечатлениями от прочитанного. Когда наши психологи и социологи проводили опрос среди подростков, кого они хотели бы видеть рядом с собой, большинство называло именно литературных героев.

- Какого рода литература сегодня наиболее популярна у подростков?

- Если брать примеры из художественной литературы, то наиболее широким спросом пользуются приключенческие книги, причем очень часто - современные. Стало модно читать книги, где главный герой всегда, что называется, «на коне». Пусть во время повествования у него не все получается, но он постоянно настроен позитивно и в конце побеждает всех врагов. Почему книги про Гарри Поттера так популярны среди детей? Да потому, что у него все получается, потому что даже в самых сложных ситуациях он не унывает. К таким книгам дети выказывают повышенный интерес, поскольку они положительно сказываются на психике. Я заметила, что книги, в которых концовка трагичная или плохая, современные дети предпочитают не читать.

- Какие писатели пользуются большим спросом у сегодняшних подростков: отечественные или же иностранные?

- Смотря для чего. Если книга нужна для школьной программы, то спрашивают отечественных авторов. А в чтении для интереса, для души первые места занимают пока иностранные писатели. Те же книги Толкиена уже который год пользуются большим спросом. В настоящее время существует много переводных книг и довольно хорошего качества, мы их пропагандируем, и они тоже находят своего читателя. Из наших же писателей наиболее популярны те, кто пишет фантастику. Большинство этих книг написано хорошим, «понятным» языком, и дети их часто спрашивают. Например, книги Кира Булычёва. Вообще надо сказать, все книги, которые у нас есть, не залёживаются на полках. Если есть, допустим, Михалков - берут Михалкова, есть Велтистов - берут Велтистова.

- Кто из подростков больше интересуется литературой, мальчики или девочки?

- Как нам говорят наши психологи и социологи, занимающиеся вопросами детского чтения, девочки лучше воспринимают печатный текст. Мальчикам больше по душе общаться с компьютерами. До тех пор, пока у нас в библиотеке не было ни компьютерной техники, ни Интернета, к нам больше приходили именно девочки. Когда компьютеры у нас появились, мальчики стали приходить тоже. По исследованиям наших  психологов, девочек больше интересуют межличностные отношения, а мальчиков - карьера и чувство независимости. В этом смысле общаться с компьютером гораздо удобнее, нежели с библиотекарем, поскольку наедине с машиной ты сам себе голова. Если говорить о настоящем времени, у нас примерно равное количество девушек и юношей. Правда, если брать только старшеклассников, девочек к нам ходит больше, поскольку мальчики, видимо, находят уже что-то более специализированное по отношению к карьерному росту.

- Где чаще предпочитают читать книгу,  дома или в читальном зале?

- Для удовольствия в подавляющем большинстве случаев книгу предпочитают брать на дом. А вот если книга нужна для работы, то чаще всего поработать с ней ребята остаются в читальном зале. Обычно у нас наиболее напряжённый день - суббота, когда приходит больше всего детей, причём, как правило, на полдня, а то и вовсе до закрытия.

- Часто бывает так, что ребенок приходит в библиотеку и сам не знает, что ему начать читать? И что в таком случае ему делать?

- И такое случается. Я замечаю, что часто дети сами не осознают, чего же они хотят. То есть ребенок может так сформулировать вопрос, что если его не переспросить и дать ему книгу, которая ему не понравится, в следующий раз он может вообще не прийти. А часто бывает, что ребёнок стесняется, боится обращаться к библиотекарю, думает, что его засмеют, и поэтому предпочитает вообще с библиотеками дела не иметь. Не надо стесняться! Ведь библиотекари для того и существуют, чтобы помочь ребенку выбрать интересную книгу.

- Как современные подростки относятся к книге? Воспринимают ли они ее как духовную ценность, берегут ли они ее, или же наблюдается небрежное отношение?

- Дети из семей с хорошими книжными, литературными традициями относятся к книгам бережно. А бывают дети, которым ничего не стоит вырвать из книги страницу, испачкать ее, порвать... Я думаю, это происходит из-за подростковой глупости, которая, впрочем, со временем проходит. Вообще, сейчас отношение к книге почему-то стало лучше, разного рода неприятных инцидентов мы замечаем все меньше и меньше, хотя лет 5-6 назад они не были редкостью. Впрочем, к нам в основном приходят дети сознательные, «читающие» дети, если можно так сказать, которые относятся к книге как источнику духовных знаний.

- Часто ли дети не приносят книгу в срок?

- Как ни странно, но в этом отношении с сдетьми работать легче, чем со взрослыми. Большинство детей возвращают книги вовремя. Были, конечно, случаи, когда нам приходилось уговаривать, упрашивать, даже угрожать, чтобы книгу принесли назад. Но, к счастью, таких случаев сегодня мало.

 

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК

- Не будешь брать в руки книги - скоро не о чем с тобой будет разговаривать. Ведь бесконечная болтовня об общих знакомых и сплетни хороши только для пустоголовых, - сказала мама. Тогда я как раз находилась в том возрасте, что колобки и курочки-рябы уже надоели, а остальное пока не интересовало. Не хотелось ничего открывать. Но всё же я пошла в библиотеку. Быть может, это звучит глупо, но где-то до 6 класса сказки я «глотала» одну за другой. Узбекские, русские (кстати, самые неинтересные), французские... Скоро по этой части я стала экспертом и запросто могла отделить заурядную сказку от по-настоящему интересной по её началу. Но как-то очередная книга залежалась у меня дома столько времени, что показываться в библиотеке было просто стыдно. Наверное, у меня случился «сказочный» перебор. Злополучный томик я сдала примерно через год и... пошла в другую библиотеку! Современные печатные творения с пёстрыми обложками мне ну совсем не нравились. Мыльные оперы в книжном варианте, детские детективы про десятилетних гениев казались слишком нереальными. Зато Кир Булычёв, Астрид Линдгрен и Конан Дойль оказались как раз нужным для моего возраста чтивом. И это было интересно - если не читали, обязательно начните прямо сегодня, независимо от того 9 или 79 вам сейчас лет.  А потом я «подсела» на детективы Дарьи Донцовой. Знакомо? Милая женская глупость, почти как «Тысяча и одна ночь». На 10-м томике я поняла, что скоро сама начну искать приключений на свою вертлявую голову, а фразы из детективов начали странным образом «переселяться» в мою речь. Захотелось чего-то более серьёзного, и я взялась за особо ныне популярных авторов - отечественного Акунина и зарубежного Коэльо... Странно: безрезультатно. Они, оказывается, любимы всеми, кроме меня. Может, я до них ещё не доросла? И тут меня спасла одноклассница, сунув в руки книгу Харуки Мураками. Это японский автор, жанр же можно определить как «сказки о жизни». И вот сейчас я дочитываю четвертый его роман, не зная, за что возьмусь дальше. Быть может, запишусь в очередную библиотеку, а может, заставлю себя прочитать то, что не могу уже лет пять. Знаете, что это? Произведения школьной программы!

Маша Сироткина, 15 лет, г. Пенза, фото: Лариса Лащёнова

 

НЕ ЛЮБЛЮ АМЕРИКАНСКИЙ ПИРОГ ИЗ МАТРИЦЫ С ТЕРМИНАТОРОМ

В зимние каникулы в Москве проходил кинофестиваль для детей «Сказка». Я специально приехал из Ярославля, побывал в четырёх кинотеатрах на программах фестиваля и увидел около десяти новинок кино. Дело в том, что сказок у нас в городе нигде не показывают, хотя в нашем областном центре имеется, по крайней мере, пять новеньких кинотеатров, в том числе и со стереозвуком. Несмотря на это в кино я не хожу. Причины две: дорогие билеты и репертуар, который меня не привлекает. Везде: на заборах, по телевизору,  по радио и в газетах нам навязывают рекламу новых триллеров и боевиков: «Терминатор-3», «Матрица», «Американский пирог»... Ни один из них я не смотрел и, честно сказать, особого желания нет. Однако эти фильмы часто становятся темой для болтовни среди моих одноклассников. Обсуждают новые спецэффекты, цитируют новые шутки. Думаешь, что они только и мечтают стать «терминаторами», а их любовь похожа на ту, что в «Американском пироге». Иногда мне бывает даже немного стыдно, что я такой «отсталый» подросток. Не могу, как одноклассники, запросто завести беседу про последний нашумевший фильм, не могу найти повод с кем-то познакомиться. Может, поэтому у меня мало друзей. Однако любить американские фильмы всё равно не стану. Пусть меня считают маленьким мальчиком, но лучше уж я буду сказки смотреть. В них можно найти много умных советов, даже о том, что такое дружба и любовь. Буду стараться смотреть только те фильмы, у которых есть живой голос человека, его души, а не какой-нибудь машины. Возможно, я когда-нибудь дождусь, когда в провинциальных кинотеатрах и по телевизору будут показывать не только то, что хочет очень продвинутая молодёжь, но и обыкновенные подростки.

Кирилл Хрипунов, 15 лет, г. Ярославль

 

< Пред.   След. >
Сегодня 20 сентября 2018 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07