Карел де Рой - новый Глава Представительства ЮНИСЕФ в России. Он вступил в эту должность совсем недавно - в начале весны. Детский фонд Организации Объединённых Наций ЮНИСЕФ помогает детям во всём мире решать их проблемы: соблюдение прав, записанных в Конвенции о правах ребёнка, образование, здоровье и развитие детей.
Высокий седой человек, два года тому назад разменявший шестой десяток лет, разрешил называть себя просто по имени, говорил по-английски, а мы задавали вопросы по-русски, поэтому нам помогала переводчица.
- Карел, работа в России - это Ваш выбор или Вас сюда направили?
- Я мог выбирать: ехать работать в Россию или в другую страну. И я выбрал Россию. Так что это мой личный выбор. Ваша страна меня всегда манила, тянула. До приезда в Россию я два года проработал в Ираке. Там было очень тяжело работать, было очень много стрессов, много эмоций. Вся деятельность ЮНИСЕФ в Ираке была связана с чрезвычайными ситуациями. Большой штат сотрудников Детского Фонда выполнял большую программу. Здесь, в России, намного спокойней: маленькая программа, небольшая команда работников, стоят другие задачи и иные пути их решения.
- Какие из этих задач Вы считаете основными?
- Их несколько. Во-первых, это уличные, безнадзорные дети. Это вопиющая для страны проблема, и она сразу же бросается в глаза. Вторая проблема - растущее число вич-инфицированных и больных СПИДом. Третье: дети, которые живут в государственных учреждениях, находятся на попечении государства. Их, по нашим данным, около 600 тысяч. Мы думаем, что большинству ребят будет гораздо лучше жить в семьях: родных или приёмных. Все больше внимания требует проблема продажи и эксплуатации детей - мы будем ею заниматься. Остро для страны стоит проблема йододефицита в организме человека.
А это ведёт не только к возрастающему числу умственно отсталых детей, но и к понижению интеллекта всей нации! Ну и, наконец, очень важно с переходом России на рыночную экономику не потерять то культурное наследие, которое осталось в стране от Советского Союза.
- Вы перечислили столько проблем! Как же Вы будете их решать? Ведь в представительстве ЮНИСЕФ в Москве не больше десяти сотрудников!
- Роль ЮНИСЕФ заключается не в том, чтобы решать проблемы каждого конкретного ребенка, а в том, чтобы нацелить правительство и общество для решения их. Можно сказать, что мы обеспечиваем государства методологической и технической помощью. Детский Фонд приносит в страну международный опыт, запускает небольшие пилотные проекты для улучшения ситуации, которые потом могут быть применены государством.
- Расскажите, что Вы успели сделать в Ираке?
- Мы занимались восстановлением водной системы страны: были отремонтированы канализационные системы, налажена поставка миллионов литров воды! У нас была большая программа по оздоровлению детей. В нее входила вакцинация, налаживание работы 50 центров здоровья, я имею в виду медицинские клиники, больницы. Мы организовывали предоставление детям здорового питания - у многих наблюдается явно выраженный недостаток витаминов. В соответствии с образовательной частью нашей программы мы завезли в школы необходимое оборудование, напечатали около 30 миллионов тетрадей, занимались восстановлением школ и открыли около 200 учебных заведений. Большая программа была направлена на защиту детей, их прав: это уличные дети, дети с проблемами в семье, нахождение приёмных семей детям, оставшимся без опеки взрослых. А кроме того, мы решали и вопросы безопасности жизни детей. После войны осталось очень много противопехотных мин, и надо было оградить детей от этих мест.
- Что мы можем сделать, чтобы привлечь в Россию ребят из других стран, чтобы они могли приехать и пообщаться с нами?
- Считайте, что я тот самый ребёнок, который всегда мечтал попасть в вашу страну и вот приехал сюда. Я просто влюблён в Россию! Я заворожён ею! Чтобы привлечь иностранных ребят, я думаю, надо проводить как можно больше детских международных культурных акций, фестивалей и спортивных соревнований. Не надо при этом забывать и детей с ограниченными возможностями. Их тоже нужно вовлечь в этот обмен - надо продумать, как это сделать.
- С кем, с какими структурами в России Вы намерены сотрудничать, чтобы организовывать свою работу у нас в стране?
- Наши главные партнеры - это государственные структуры, потому что Россия вместе с другими странами подписала Конвенцию о правах ребенка, это гражданское общество - общественные, некоммерческие организации, и это институт семьи - то есть обычные российские семьи, в которых есть дети. Я надеюсь также, что нашими помощниками будут все дети России.
- А Вы знаете русский язык?
И в этот момент Карел заговорил на нашем родном, русском языке, хоть и с акцентом. Он признался, что понимает лишь 10- 20% из того, что мы говорили. Мы его поздравляли с успехами, удивляясь его способности быстро учить языки: он владеет английским, французским, испанским, португальским и голландским языками!
После этого уже мы решили поразить Карела своими познаниями в английском языке, задав ему несколько вопросов о его семье. Оказалось, что у него две дочери и кошка Синатра.
Ответ, кстати, мы получили по-английски и... поняли! Очень надеемся, что такое понимание между ЮНИСЕФ и российскими детьми будет всегда!
Анатолий Фомичёв, 14 лет,
Олег Куманов, 17 лет, г. Москва
|