Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Взгляд на проблему » О правилах, которых...нет!
О правилах, которых...нет!
Откуда учитель из обычной школы может почерпнуть знания о ПДД, чтобы передать их детям? Что сейчас выпускается на книжном рынке в помощь учителям, родителям и ученикам? Как утверждает автор, при нехватке пособий по ПДД, только немногим из них можно полностью доверять. Например, популярный учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» дает советы, противоречащие ПДД... 

Так уж случилось, что моя знакомая учительница, узнав, что по делам я буду в столице, попросила меня приобрести для нее несколько книжек по дорожной грамоте в магазине «Педагогическая книга», что на Пушкинской. Скажу сразу, что ее просьбу удалось выполнить не полностью, поскольку написанный ею скромный список учебно-методической литературы даже в этом известном магазине не удалось реализовать в полном объеме.
С помощью любезных продавцов пересмотрела немало литературы и наконец удалось прикупить для соседки несколько книжечек.
По дороге домой пришлось долго дожидаться автобуса. Чтобы убить время, наугад открыла первую из купленных книжечек, которая оказалась учебником для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 класса (авторы М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров) издательства «Астрель-АСТ», 2003, и пришла, мягко говоря, в замешательство.
Судите сами. «Наш учебник будет тебе помощником в пути, - обращались авторы к виртуальному пятикласснику, - мы постараемся научить тебя предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях - быть к ним максимально готовыми». Решаю посмотреть, как же на деле осуществляются благие намерения по сохранению жизни и здоровья детей. Итак, переворачиваю несколько страниц и в главе «Чрезвычайные ситуации на транспорте. Автобус, троллейбус, трамвай и автомобиль» обнаруживаю черным по белому изложенные советы... неминуемо грозящие бедой при их неукоснительном выполнении.
 Авторы (к сожалению, не ясно, кто из группы писал именно эту главу) рекомендуют юным и не слишком опытным пешеходам при отсутствии тротуара ходить только по обочине! Даже неискушенному участнику движения ясно, что обочина - далеко не самое безопасное место для прогулок - тем более для детских. Это довольно опасное место на дороге, непосредственно соприкасающееся с проезжей частью. Врачи «скорой помощи» и инспекторы дорожно-патрульной службы знают, сколько ЧП с пешеходами (в том числе малолетними) случаются именно на обочинах! И с самыми тяжкими последствиями!
К сожалению, авторы забыли о том, что движение пешеходов будет наиболее безопасным, если пути транспортных средств и людей будут разнесены как можно дальше.  Любая тропинка за придорожным кюветом, настил из бетонных плит вблизи домов в деревнях и населенных пунктах, асфальтированная пешеходная дорожка - намного лучше (с точки зрения дорожной безопасности) для спешащих по своим делам детей и взрослых. И только в том случае, если вышеперечисленные места для движения пешеходов отсутствуют (в населенных пунктах такого практически не бывает), можно давать рекомендации по выходу на обочину.
 Дальше по тексту еще «лучше»: автобус, оказывается, авторы рекомендуют обходить... сзади. А ведь сама моя соседка недавно чуть не поплатилась здоровьем, когда именно так переходила узкую улочку в родном поселке. Пересекать проезжую часть «впритирку» с еще не отъехавшим автобусом вредно для здоровья - нет обзорности. Сегодня даже дошкольники знают, что автобус или другое транспортное средство обходить рискованно и спереди, и сзади. Существуют так называемые мертвые зоны, находясь в которых ты не видишь приближающийся автомобиль, а водитель этого авто тем более не видит решившегося на переход школьника из-за ЛАЗа или «Икаруса».
 Далеко не все важные моменты дорожной безопасности отражены авторами, когда они рассказывают о движении велосипедов.
Другая учебная брошюра - «Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов» из серии «Библиотека учителя» (автор А.А. Михайлов), выпущенная издательством «Дрофа» в 2005 г., - тоже вызвала немало вопросов. На вопрос викторины «Как правильно обходить автобус или троллейбус?» учителю давалась уже навязшая на зубах подсказка: только сзади. Ну, что тут скажешь! Будем терпеливы и еще раз отошлем автора (или авторов) к ПДД, где таких рекомендаций нет и в помине.
Красочная и, казалось бы, неплохо изданная памятка «Личная безопасность школьника» (авторы В.Н. Латчук, Б.И. Мишин, издательство «НЦ-Энас», 2005 г.) оказалась на уровне предыдущих по подаче материала по дорожной азбуке. И здесь снова читаем про правила, которых нет: обходи автобуса сзади!
 Много внимания уделено «островкам безопасности», которые на практике оказываются совсем не безопасными. Кстати, в современных ПДД о них не говорится ни слова.
 После того как я отдала всю купленную литературу соседке, посоветовала ей не доверяться безоглядно написанному в пособиях, а обязательно сверяться с ПДД, учительница попросила просмотреть серию плакатов для уголка по дорожной безопасности, которую принесли для оформления родители одного из учеников. «Что-то меня здесь настораживает»,- сказала она извиняющимся голосом.
 Ах, как хорошо, что этот так называемый «Комплект наглядных пособий по теме «Правила и безопасность дорожного движения» для школьного уголка» не попал еще в школу! Только на одном плакате мы вместе насчитали пять грубейших ошибок и несоответствий Правилам дорожного движения. Ничем не ограниченная фантазия автора комплекта О.А. Скоролуповой и художника А.В. Капнинского удивила нас перепутанными сигналами светофора, у которого к тому же красный сигнал горел на все четыре стороны. Разметка, изображенная на плакате, не применяется уже несколько лет. Знак «Пешеходный переход» оказался треугольной формы, в котором красный (!) пешеход изображен был на желтом фоне (!). Этот «шедевр» был издан ООО «Издательство Скрипторий» в 2003 г. тиражом 5000 экземпляров и форматом 60х90.
 Действительно, на рынке учебно-методической литературы по дорожной грамоте ощущается острая нехватка учебников и пособий по ПДД. Тем более особенно обидно, что некоторые взрослые дяди и тети, работающие в издательствах, слишком беспечны в подборе материалов по дорожной грамоте и зачастую подсовывают учителям и детям не первосортный издательский товар. А ведь еще Михаил Булгаков утверждал, что осетрина (а тем более советы по сохранению жизни маленьких участников движения) не может быть второго сорта!

И. Бордачева

 

< Пред.   След. >
Сегодня 06 декабря 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07