Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
История одного автомобиля ГАЗ М-1

Для тех, кто интересуется историей автомобилей, мы открываем новую рубрику, где будем знакомить вас с самыми интересными, новаторскими, массовыми, да и просто любопытными марками и моделями, которые оставили след в автомобильной истории. Сегодня мы расскажем о первой действительно массовой легковой автомашине, появившейся в нашей стране. Это ГАЗ М-1, который ласково называли «Эмкой» или «Эмочкой». 

Специально для тех, кто интересуется историей автомобилей, мы открываем новую рубрику, где будем знакомить вас с самыми интересными, новаторскими, массовыми, да и просто любопытными марками и моделями, которые оставили след в автомобильной истории.
А начинаем мы с рассказа о ГАЗ М-1 (который в народе ласково прозвали «Эмкой» или «Эмочкой»), ставшем первой действительно массовой легковушкой в нашей стране.

История этого автомобиля началась более семи десятилетий назад - в середине 30-х годов. Тогдашняя автомобильная промышленность Советского Союза более или менее крупными сериями выпускала одну-единственную легковушку - ГАЗ-А, который, по сути, был почти точной копией американского «Форда А» середины 20-х годов. Это была большая, сложная в изготовлении и дорогая в эксплуатации машина, к тому же конструкция «Форда А» уже тогда была устаревшей. И поэтому руководство Горьковского автозавода приняло решение заменить ГАЗ-А на более современную и технологичную модель.
В конце 1933 года главным конструктором ГАЗа стал талантливый инженер А.А. Липгарт. Он-то и стал «крестным отцом» нового автомобиля. За основу взяли «Форд V8-40» (Ford V8-40), конструкцию которого довольно серьезно переработали, дабы приспособить рафинированного «американца» к суровым условиям эксплуатации в нашей стране. Для этого, например, усилили раму, выштамповав ее из стали толщиной 3 миллиметра. (Это очень много! Поэтому конструкция получилась очень прочной.) Вместо V-образного 8-цилиндрового мотора, которым оснащался «Форд V8-40», на «Эмку» стали ставить 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-М. По сути, это была усовершенствованная копия мотора от «Форда ББ» (Ford BB), мощность которого удалось поднять до 50 л.с. Двигатель запускался от электрического стартера, для надежной работы которого были увеличены емкость аккумулятора и мощность генератора. А новый карбюратор «Зенит» обеспечивал устойчивую работу мотора на всех режимах. Внешне «Эмка» отличалась от своего «прародителя» деталями облицовки и колесами: на «Форде» колеса были со спицами, как на велосипеде, а на «Эмке» - штампованные, как у большинства современных автомобилей.
Надо сказать, что на фоне спартанских авто, которые выпускала наша автомобильная промышленность в довоенные годы (откровенно говоря, слово «комфорт» к ним можно было применять с большой натяжкой - большинство автомобилей были тряскими и неудобными), ГАЗ М-1 был поистине роскошным. У первых образцов крыша была брезентовой, с теплоизолирующей прокладкой, но позже появились модификации с жесткой крышей. Двери открывались назад, имели мягкую обивку и удобные ручки. «Эмка» была первым отечественным автомобилем, в котором были форточки в боковых окнах и регулируемое сиденье водителя.

Первые три опытных образца ГАЗ М-1 были собраны в 1934 году. Серийное производство «Эмки» началось 16 марта 1936 года. А спустя всего 5 дней - 21 марта - 10 новеньких, сверкающих черным лаком и  хромом ГАЗ М-1 отправились в испытательный пробег Горький - Москва - Ленинград - Горький. Машины прошли 2,5 тысячи километров. Водители и пассажиры чувствовали себя прекрасно, а вот техника не всегда была на высоте.  Пробег выявил недостатки в конструкции автомобиля. Недостатки эти были оперативно устранены, в конструкцию внесены необходимые изменения, и к следующему испытанию дорогами «Эмка» подошла во всеоружии. Машина с зкипажем из трех инженеров-испытателей благополучно преодолела 7 тысяч километров из Горького в Москву, затем в Ростов-на-Дону, Сухуми, Тбилиси и Ереван и обратно, проходя за сутки в среднем 225 километров.
С 1937 года стали появляться модификации «Эмки» - сначала открытый фаэтон, затем - пикап. Вскоре, благодаря инженерам НАТИ, установившим на ГАЗ М-1 газогенераторную установку, появился НАТИ-Г12, затем - НАТИ-ВМ на полугусеничном ходу, предназначенный для работы в условиях полного бездорожья.
Конструкция «Эмки» оказалась очень удачной, простой в обслужикании, а главное - очень надежной. В начале 1941 года была сделана полноприводная версия ГАЗ М-1. «Вездеходная» «Эмка» получила индекс ГАЗ-61 и стала оснащаться 6-цилиндровым - великая роскошь для советского автопрома тех лет! - двигателем мощностью 85 л.с.
В годы Великой Отечественной войны 10,5 тысяч «Эмок» различных модификаций, находившихся на вооружении Советской армии, помогали ковать Победу. В начале войны ГАЗ М-1 был основным штабным автомобилем, после чего его сменили в этой роли «Форд Джи-Пи» (Ford GP) и «Виллис» (Wyllys). Двигатели от «Эмок» ставили на легкие танки и самоходные артиллерийские установки. На базе «Эмки» выпускали бронеавтомобиль БА-64.
Производство ГАЗ М-1 в основном было свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась еще долго. Всего было изготовлено 62888 автомобилей. Некоторые из них дожили до сегодняшних дней - в основном в автомобильных музеях или в коллекциях любителей автостарины. Почти все они находятся в идеальном состтоянии и все еще способны бегать по нашим отнюдь не идеальным дорогам.
Сразу после окончания войны на Горьковском автозаводе не стали возобновлять производство «Эмок», а запустили в производство новую модель - ГАЗ М-20 «Победа». Но это уже будет история совсем другого автомобиля.

Л. Лащенова
< Пред.   След. >
Сегодня 28 марта 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07