Хотите знать, чем отличается ралли от кросса, а кольцевые гонки - от
дрэг-рейсинга? Что такое багги, какая гонка считается самой длинной в
мире и почему трассу в Нюрбургринге называют «Зеленым адом»? Тогда
добро пожаловать в яркий, увлекательный и многоликий мир автомобильного
спорта!
Кажется невероятным, но автомобильный спорт всего лишь на четыре
года младше самого автомобиля. Первая «безлошадная тележка» на
бензиновом ходу, сконструированная Карлом Бенцем, появилась в 1891
году, а первые автомобильные соревнования прошли в 1895-м. Едва освоив
новое средство передвижения, человечество тут же принялось состязаться
в скорости, мощности и маневренности. Так и родился автоспорт. А вы
хотите знать, чем отличается ралли от кросса, а кольцевые гонки - от
дрэг-рейсинга? Хотите знать, что такое багги, какая гонка считается
самой длинной в мире и почему трассу в Нюрбургринге называют «Зеленым
адом»? Тогда добро пожаловать в яркий, увлекательный и многоликий мир
автомобильного спорта. А начнем мы с того, что поговорим о видах
автомобильного спорта.
Самые
первые автомобильные гонки состоялись в 1895 году. Это был пробег по
маршруту Париж - Руан. Главным для участников было добраться до финиша,
а на остановках первые автомобилисты главным образом занимались тем,
что рассказывали собравшимся зевакам, что это за чудо такое -
автомобиль. Впрочем, организаторы пробега сразу придумали для
участников дополнительные соревнования, чтобы владельцы «безлошадных
тележек» могли показать все, на что способно новое средство
передвижения. Это и были первые ралли.
К слову, в Северной Америке словом «ралли» до сих пор называют что-то
вроде встреч автомобильных клубов по интересам. Люди собираются вместе,
общаются, обмениваются информацией - совсем как участники тех самых,
первых ралли.
Но вернемся в день сегодняшний. Сегодня ралли - это скоростные гонки,
которые проводятся на закрытой для обычного движения трассе, состоящей
из нескольких отрезков. Эти отрезки называют спецучастками, или допами.
(«Доп» - это от слов «дополнительное соревнование».) Время на каждом
спецучастке засекается отдельно. Затем все времена по всем допам
суммируются. Кто затратил на прохождение всей дистанции наименьшее
время, тот и выиграл.
Раллийные гонки - единственная дисциплина в автоспорте, в которой в
автомобиле одновременно находятся два (а иногда три) человека - пилот и
штурман (или пилот, штурман и механик). А вот в гонках на выносливость,
где экипаж также состоит из нескольких человек, гонщики по очереди
сменяют друг друга.
Экипажи выходят на старт друг за другом с интервалом в одну или
несколько минут (примерно как лыжники или биатлонисты), так что каждый
экипаж, по сути, сражается только с секундомером. И хотя команды
сообщают гонщикам их время и время их соперников, прямой борьбы за
позицию не увидишь.
Несмотря на это, наблюдать за раллийными гонками очень увлекательно. И
не только по телевизору, но и стоя вдоль трассы. Особенно если
расположиться на каком-нибудь пригорочке поблизости от того места, где
автомобили эффектно подпрыгивают на трамплине и пролетают несколько
метров в воздухе.
Ралли проходят на самом разном покрытии. Асфальтовые дороги и
проселочные грунтовки, горный серпантин и укатанный снег, песчаные дюны
пустыни Сахара и ледяная поверхность русла замерзшей реки - для
проведения ралли годится все. Кроме разве что болот и свежевспаханной
целины. Общая протяженность дистанции ралли может быть как совсем
небольшой - пару десятков километров, как в ралли-спринте, а может
исчисляться и тысячами километров, и тогда речь идет о ралли-марафонах
или, как их еще называют, ралли-рейдах. Название самого знаменитого
ралли-рейда вы, наверное, слышали не раз - это ралли Дакар, где
участвуют и побеждают российские КамАЗы. Кстати, у ралли-рейдов есть
одно важное отличие от прочих раллийных гонок. Если дистанция обычного
ралли проходит по строго определенному маршруту, отклонение от которого
не допускается, то в ралли-рейде главное - быстрее всех добраться из
«точки А» в «точку Б», проехав через все обязательные контрольные
пункты.
А какие автомобили участвуют в ралли? По большей части те, которые вы
видите на обычных дорогах: «Субару», «Мицубиси», «Лады», «Форды»,
«Фольксвагены», «Шкоды» и многие другие. Правда, как правило, это не
серийные авто, а специально подготовленные, ведь автоспорт - это
серьезные нагрузки на все системы автомобиля. Кроме легковушек и
внедорожников, в ралли, главным образом в марафонских ралли-рейдах,
участвуют и грузовики - наши КамАЗы, чешские «Татры», голландские ДАФы,
японские «Хино» и т.п. Все автомобили подразделяются на классы в
зависимости от рабочего объема двигателя и количества изменений,
внесенных в конструкцию по сравнению с обычной (дорожной) версией
автомобиля.
Л. Лащенова |