Доброта спасет мир – так можно перефразировать известное выражение. К сожалению, наше общество зачастую равнодушно или, того хуже, жестоко по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями. Воспитывая в своем ребенке понимание того, что его сверстники-инвалиды беззащитнее, чем другие дети и нуждаются в повышенном внимании и заботе, вы делаете реальный шаг к тому, чтобы наш мир стал лучше и добрее
Л. Шевцова, к.м.н., доверенный
представитель Фонда «Иллюстрированные
книжки для маленьких слепых детей»
под эгидой ЮНЕСКО
Я имею в виду детей-инвалидов. Более беззащитные, чем другие дети, требующие повышенного внимания и заботы - как государства, так и всего общества - они как лакмусовая бумажка для всех нас.
И здесь мое слово - к вам, дорогие друзья. По роду своей деятельности я часто встречаюсь с детьми-инвалидами, их родителями, их семьями. Нередко вижу отношение к такому ребенку пренебрежительное, а то и агрессивно-жестокое. Это идет от взрослых. Как врач, я знаю: сам по себе ребенок умеренно агрессивен, умеренно жесток, и эти качества поддаются коррекции, могут быть направлены в позитивное русло. В каждом малыше обязательно есть зернышко добра, которое нужно бережно растить. Вами, уважаемые родители, и вами, уважаемые педагоги. Инвалид во всем мире называется человеком с ограниченными физическими возможностями. Это такой же мальчик, как ваш сын, или такая же девочка, как ваша дочь. Но - не слышит, или не видит, или плохо передвигается, и поэтому ему в нашем мире очень трудно. Отнеситесь к этому с пониманием сами и воспитайте понимание в своем ребенке. Понимание и уважение к тому титаническому труду, который ребенок-инвалид прикладывает только для того, чтобы просто жить в мире физически здоровых людей.
Даже в учительской среде должен быть некий психологический тренинг на случай, если в детский коллектив приходит ребенок с физическим недостатком. Причем этот тренинг должен идти в двух направлениях: как работать с самими детьми, имеющими физические отклонения, и как сформировать у нормально развитых детей позитивное отношение к детям не таким, как все сверстники.
Для этого прежде всего у каждого ребенка необходимо формировать чувство собственного достоинства, а это не позволит самоутверждаться, унижая другого. Надо развивать, воспитывать понимание того, что каждый человек, каждый ребенок имеет свою ценность. Здоровый ребенок блистательно считает, решает, зато невидящий прекрасно поет, а глухой - рисует, у ребенка-дауна от природы редкий талант доброты... Далеко не все дети-инвалиды гениальны, да и здоровые дети тоже. Но чем больше физических и душевных сил, а также финансовых средств общество в них вкладывает, тем больше они раскрываются. Чем больше мы им даем, тем больше сами получаем: общество становится добрее. Не знаю, как красота, а доброта точно способна спасти мир. Отрадно, что у людей возрождается потребность помочь слабым.
В последнее время один за другим появляются в стране коррекционные центры для слепых детей и членов их семей. (В психологической реабилитации, как правило, нуждается и семья ребенка-инвалида.) И создаются они в основном на спонсорскую - а лучше назовем ее благотворительной - помощь.
Еще более значимый факт: на праздник «Здравствуй, книга», где вручали книги с выпуклыми, «говорящими» картинками, некоторые спонсоры приезжают со своими нормально видящими детьми. Не нужно много слов - нужен личный пример. Но есть пример и другого плана: на такой праздник из 120 незрячих ребят привезли только 21. На вопрос, почему родители не взяли с собой своих малышей, для которых, собственно, все и проводилось, взрослые ответили: они боятся. Боятся контактов с другими людьми, с другими детьми. Боятся, что их обидят - словом, действием, сверстники или взрослые.
Доброе отношение к ребенку-инвалиду, к семье, в которой этот ребенок растет, - это показатель здоровья всего общества. И зависит он в очень большой степени от нас всех, уважаемые товарищи взрослые.
|