За 2002 год на дорогах России погибли 1504 и ранены 23033 ребенка. К сожалению, в Российской Федерации продолжилась тенденция роста отдельных показателей аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Количество таких ДТП, а также раненых в них возросло соответственно на 7,4% и 9,8%, но число погибших снизилось на 5,2%.
В то же время их доля от общего количества дорожно-транспортных происшествий несколько снизилась. В 2002 г. каждое восьмое происшествие (12,5%) происходило с участием молодых граждан, в них погибли около 4,5% и получили ранения 10,8% от всех пострадавших.
Рост всех трех показателей аварийности с участием детей и подростков в 2002 г. зарегистрирован в Карачаево-Черкесской Республике (+61,8%; +33,3%; +59,4%), республиках Дагестан (+15,7%; +2,0%; +20,4%), Мордовия (+4,8%; +83,3%; +3,6%), Северная Осетия-Алания (+40,6%; +22,2%; +12,5%), Тыва (+37,0%; +42,9%; +62,5%), Алтайском крае (+4,4%; +11,1%; +9,4%), Амурской (+23,7%; +30,0%; +26,5%), Владимирской (+26,8%; +19,0%; +33,2%), Калужской (+30,4%; +72,7%; +28,1%), Кировской (+35,1%; +52,9%; +39,3%), Курганской (+20,6%; +22,2%; +25,3%), Псковской (+18,3%; +33,3%; +17,2%), Тверской (+16,0%; +34,8%; +18,5%), Челябинской (+9,7%; +45,0%; +9,5%) областях, Ханты-Мансийском автономном округе (+38,7%; +11,8%; +47,0%), г. Санкт-Петербурге (+3,5%; + 20,0%; + 6,0%).
Обратите внимание! Половину всех пострадавших в ДТП детей составляют учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 7 до 14 лет. Так, в прошедшем году число погибших данной возрастной группы составило 45,4%, раненых - 55,6%. Задумаемся! 7-14 лет - это возраст накопления знаний, умений, навыков. Наиболее податливый возраст для восприятия детьми всей вкладываемой в них информации. Они пока еще - как ненаполненная копилка. Дети от 7 до 14 лет, попавшие в ДТП из-за незнания Правил дорожного движения, неумения ориентироваться в сложной дорожной ситуации - явный брак в работе родителей, воспитателей, педагогов, не научивших ребенка правильно вести себя на проезжей части дороги. Значительна доля пострадавших детей 14-16 лет (соответственно 29,0% и 26,6%). Наметилась тенденция снижения числа погибших и раненых детей возраста 7-14 лет, в то же время возросли показатели ДТП с пострадавшими детьми 14-16 лет. Именно этот возраст называют трудным. С подростками действительно непросто. Пора проявления ими самостоятельности, утверждение себя как личности смелой, решительной - это с одной стороны. А с другой - подростки всегда спешат, торопятся, летят «сломя голову» и поэтому не любят пережидать поток машин на дороге.
Тем более задача взрослых - напомнить им ПДД, удержать от опрометчивых поступков, остановить. Направить энергию в русло, не опасное для жизни подростка.
Наиболее тяжелыми последствиями характеризовались происшествия с пострадавшими детьми возраста до 7 лет. При относительно небольшой доле (19,0%) количества ДТП с их участием тяжесть последствий составила (8,5), а число пострадавших - почти пятую часть от общей численности пострадавших детей. И, наоборот, самая значительная возрастная категория детей - участников ДТП (7-14 лет) характеризуется относительно небольшой тяжестью последствий (5,0).
От общего количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей и подростков более половины составили пешеходы - 48,1% погибших и 57,6% раненых, пассажиры - соответственно 38,9% и 31,0%; велосипедисты - 7,2% и 6,3%; водители мотоциклов и мопедов - 5,4% и 4,9%.
В последние годы сложилась тенденция увеличения количества ДТП с участием детей-пассажиров транспортных средств и числа пострадавших в них при снижении показателей травматизма с участием детей-пешеходов.
Причем наиболее тяжелые последствия имеют происшествия с детьми-пассажирами и велосипедистами. Тяжесть последствий ДТП с пострадавшими пешеходами составляет 5,1; велосипедистами - 6,9; пассажирами - 7,5.
Наиболее тяжелое положение, где зарегистрирован рост всех трех показателей аварийности среди детей-пассажиров транспортных средств, сложилось в республиках Алтай (+25,0%; +200,0%; +7,1%), Башкортостан (+7,0%; +86,7%; +9,5%), Мордовия (+31,0%; +50,0%; +27,8%), Тыва (+66,7%; +100,0%; +146,2%), Чувашской Республике (+4,9%; +33,3%; +45,9%), Алтайском (+20,9%; +30,0%; +31,8%), Ставропольском (+10,4%; +50,0%; +16,8%) и Приморском (+16,2%; +83,3%; +17,9%) краях, Белгородской (+11,9%; +10,0%; +20,1%), Брянской (+47,7%; +150,0%; +42,6%), Владимирской (+58,6%; +50,0%; +77,1%), Ивановской (+82,4%; +100,0%; +57,5%), Калужской (+65,4%; +40,0%; +62,5%), Кировской (+78,6%; +200,0%; +88,9%), Московской (+79,6%; +13,2%; +84,8%), Ленинградской (+27,0%; +57,1%; +29,4%), Сахалинской (+12,8%; +100,0%; +6,5%), Свердловской (+24,7%; +25,0%; +22,3%), Тамбовской (82,4%; +200%; +88,9%), Тульской (51,7%; +150,0%; +45,5%) и Тюменской (+8,3%; +8,3%; +10,1) областях.
Рост показателей аварийности с детьми-пешеходами зарегистрирован в Карачаево-Черкесской Республике (+66,7%; +300,0%; +55,0%), республиках Бурятия (+48,5%; +33,3%; +51,6%), Дагестан (+9,8%; +3,8%; +11,2%), Ингушетия (+71,4%; +14,3%; +114,3%), Северная Осетия (+34,0%; +50,0%; +20,4%), Тыва (19,4%; +33,3%; +21,2%), Архангельской (+52,1%; +25,0%; +55,3%), Владимирской (+16,3%; +11,1%; +15,4%), Калужской (+10,8%; +100,0%; +4,3%), Кировской (+23,8%; +18,2%; +26,7%), Курганской (+41,8%; +60,0%; +40,0%), Псковской (15,9%; +100,0%; +8,1%), Тверской (+11,8%; +40,0%; +10,7%) и Ульяновской (+7,2%; +166,7%; +3,6%) областях.
Детский дорожно-транспортный травматизм в России имеет ярко выраженный сезонный характер. Основная часть происшествий и наибольшее число погибших и раненых зарегистрированы в период летних школьных каникул - с мая по сентябрь. Так, в июне погибли 13,4% и получили ранения 13,7% от всех пострадавших детей; в июле соответственно - 11,8% и 13,3%; августе - 14,2% и 13,2%. Следовательно, наша задача - быть всегда начеку, не спускать с ребятни глаз всегда, а в эти месяцы - особенно. Каждый ребенок, пешеход, пассажир, велосипедист, мотоциклист - имеет право жить!
|