Изучая с детьми Правила дорожного движения, необходимо заложить
прочный фундамент. Урок, разработанный Л.С. Шаветовой, педагогом
дополнительного образования МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» города
Талнаха, план которого публикуется сегодня на страницах газеты – один
из первых «кирпичиков» для этого «фундамента». В ходе этого занятия
первоклассники ознакомятся с таким важнейшим понятием ПДД как
перекресток.
Этот открытый урок — наработка педагога дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Талнаха Л.С. Шаветовой.
Здесь все «разложено по полочкам», поэтому начинающему преподавателю
безопасности дорожного движения легко воспользоваться предложенным
материалом.
Группа: 1-й год обучения, начальный уровень
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний
Тема: Перекрестки
Цель: изучить основные понятия перекрестков
Задачи:
1. Ознакомить с понятием «перекресток» и его разнообразием.
2. Учить находить общее значение понятий во всех средствах БДД (регулировщик, светофор, дорожные знаки).
3. Закрепить знания, навыки, умения (решения дорожных задач) в жизни, объяснять и анализировать понятия ПДД.
4. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление.
5. Привить усидчивость, умение работать с учебником.
6. Формировать культуру поведения, взаимопонимание в процессе коллективной деятельности.
Оборудование: столы, стулья, ручки, бумага, карта города (района)
Дидактический материал: таблицы, книги по ПДД, экзаменационные билеты
План занятия:
1. Организационный момент:
— контроль посещаемости;
— проверка готовности учащихся к занятию;
— организация внимания учащихся.
2. Подготовка учащихся к активной трудовой деятельности:
— сообщение темы, цели, задач;
— подготовка к занятию через беседу о прошедшем материале, игру.
3. Основной этап:
А. Изучение нового материала
— знакомство с понятием ПЕРЕКРЕСТОК через беседу о строении дороги и ее частей, о средствах БДД;
— работа с наглядным материалом: анализ действий средств БДД на перекрестке;
— работа с пособием по ПДД.
Б. Физминутка
В. Закрепление пройденного материала:
— самостоятельная работа с экзаменационными билетами: вводный инструктаж, анализ выполнения работы, подведение итогов.
4. Подведение итогов занятия.
5. Уборка рабочего места.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог приглашает учащихся занять свои места, начинает занятие:
«Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех присутствующих! Кого
нет — проверим по журналу. Итак, кто на месте, посмотрим, все ли готово
к занятию: ручки, бумага, проверим осанку за столом. Дежурным сегодня
будет тот, кто быстро ответит на вопросы. Итак: отвечайте быстро, не
задумываясь.
Педагог задает вопросы и отмечает учащихся, отвечающих правильно и быстро.
Вопросы:
1. Сколько солнышек на небе? (одно)
2. Какие машины перевозят грузы? (грузовые)
3. Сколько глаз у рыбы? (два)
4. Сколько «глаз» у светофора? (три)
5. Сколько колес у машины? (четыре)
6. Сколько светофоров в нашем городе? (один)
Педагог отмечает самого активного учащегося: «Молодец, сегодня ты у нас будешь дежурным».
2. Подготовка учащихся к активной трудовой деятельности
Вот вы и готовы к занятию. Тема сегодняшнего занятия «Перекрестки».
Ваша задача состоит в том, чтобы ознакомиться с этим понятием и
поучиться решать дорожные задачи на эту тему. Для того чтобы приступить
к новой теме, нужно повторить предыдущие. Но сначала поделим группу
учащихся на подгруппы (четыре подгруппы). Сейчас дежурный выдаст каждой
подгруппе конверт с мозаикой. Итак, объявляю задание.
Задание № 1. Каждой подгруппе предлагаю собрать из мозаики дорожный
знак, дать название и определить, к какому типу он относится.
Дежурный раздает мозаику. Учащиеся собирают мозаику, определяют тип и название знака.
Вопросы:
1. Чем являются дорожные знаки? (средством БДД)
2. Сколько средств БДД существует? (четыре)
3. Взаимосвязаны ли они между собой? Чем? (смыслом, значением)
Педагог объявляет следующее задание.
Задание № 2. О дорожных знаках вы уже рассказали, а сейчас вспомним
особенности дорожной разметки, сигналов светофора и регулировщика.
Каждая подгруппа подходит к столу и выбирает все необходимые предметы
каждого средства БДД (пешеходный переход, дорожные знаки, сигналы
светофора, обсуждают сигналы регулировщика). Для подготовки дается одна
минута, затем нужно будет показать и прокомментировать средства БДД.
Учащиеся работают.
Вопрос:
Почему имеется четыре вида средств БДД? (устанавливаются в зависимости от обстоятельств)
3. Основной этап
Изучение нового материала
Вспомним состав дороги. Предлагаю из частей составить дорогу (работает вся группа).
Учащиеся устанавливают части дороги на столе.
Вопросы:
1. Что такое дорога? (территория для движения)
2. Где чаще всего устанавливают средства БДД? (на перекрестках)
А вот что это такое, мы поговорим после отдыха. А сейчас проведем физкультурную разминку.
Физминутка
Дыхательная гимнастика (педагог проводит сам).
Переходим к нашей теме. Дежурный раздаст книги по ПДД, и мы найдем в книге определение перекрестка.
Дежурный раздает пособие по ПДД.
Задание № 3. Найти определение перекрестка. Похоже ли определение перекрестка на определение дороги и почему?
Вопрос:
Как могут располагаться перекрестки?
Задание № 4. Рассматривание перекрестков: Т-образный, Х-образный.
Вопросы:
1. Как можно определить на дороге наличие перекрестка? (пересечением проезжих частей, наличием светофора)
2. Какие дорожные знаки вы видели на перекрестке? (ребята называют знаки)
3. Много ли перекрестков в нашем городе?
Задание № 5. Рассмотрим карту нашего города и определим типы перекрестков.
Вопросы:
1. Много ли перекрестков изображено на карте?
2. Какого типа перекрестки больше всего встречаются в нашем городе?
Педагог: особенность северных городов в том, что очень много перекрестков на дороге.
Вопрос:
Чем на дороге являются перекрестки? (удобством и трудностью, так как
можно сократить путь, но очень опасно из-за возможности внезапного
появления транспорта)
Задание № 6. Рассмотрим чертеж перекрестка (ребятам предлагается план реального перекрестка вблизи школы). Назовите его тип.
Закрепление пройденного материала
Педагог: мы с вами узнали особенности перекрестков, и чтобы закрепить наши знания, сейчас решим задачу на эту тему.
Дежурный проверяет наличие билета у каждой подгруппы.
Задание № 7. Решение дорожной задачи
Педагог помогает решить задачу, подходя к каждой подгруппе.
Сейчас проверим все вместе правильность решения (обсуждает вся группа).
4. Подведение итогов
Педагог: Сегодня вы ознакомились с понятием «перекресток», его значением в дорожном движении. (Отметить активность учащихся.)
5. Уборка рабочего места
Педагог: Дежурный начнет убирать все предметы, которые мы использовали
в работе, а остальные учащиеся расставят стулья и наведут порядок в
классе.
Л.С. Шаветова, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» г. Талнаха |