Нести патрульную небесную службу, наблюдая за движением автомобилей
с воздуха, из корзины дирижабля – в ближайшее время для столичных
инспекторов ГИБДД это станет реальностью. Об этой и других возможностях
использования дирижаблей в условиях большого города рассказывает
генеральный директор фирмы «Авгур», один из инициаторов возрождения
российского воздухоплавания Станислав Федоров.
Парижская дорожная полиция уже несколько лет применяет для
патрулирования автомагистралей весьма экономичные и удобные дирижабли.
По сравнению с вертолетами они в десять раз экономичнее. Это поняли и в
Японии, где над улицами Токио также начал курсировать сигарообразный
объект, ставший грозой нарушителей Правил дорожного движения. Поняли и
оценили в американском городе Атланта, где впервые новые летающие
аппараты появились еще во время проведения Олимпийских игр.
Готовятся к освоению новой техники и в Москве. В ближайшей
перспективе над МКАД начнет нести свою патрульную небесную службу
один из газовых дирижаблей отечественного производства. В кабине вместе
с пилотом будет сидеть офицер ГИБДД и наблюдать за порядком на дороге.
Но задачи патруля могут быть значительно расширены. Дирижабль может
зависать на любой, даже самой малой высоте. Сверху виднее разнообразные
нарушения и отклонения от нормы.
Монтажники-высотники.
Сказать,
что у аэроновичка совсем нет недостатков, было бы ошибкой. По сравнению
с вертолетом или самолетом у него относительно небольшая скорость
движения - 170 км в час. Но стремительность и поспешность хороша не
везде и не всегда, а порой и просто не нужна. Зато требуется
тщательность, основательность, надежность. Прибавьте сюда еще и другие
плюсы дирижаблей - их большая безопасность, экологичность, меньшая
шумность по сравнению с вертолетом.
Кроме того, максимальная грузоподъемность вертолета 25 тонн. Дирижаблю
по плечу поднять «штангу» весом в 200 т. А это значит, что он легко
перенесет буровую установку, пролет моста, заводскую трубу,
ректификационную колонну и любой другой крупногабаритный и тяжелый
груз. В городском хозяйстве подобных задач предостаточно.
Генеральный
директор «Авгура» и один из инициаторов возрождения российского
воздухоплавания Станислав Федоров рассказал пару эпизодов из
своей практики.
К одному из праздников еще в советские времена решили помыть стоящий на
ВДНХ памятник покорителям космоса - взмывающую в небо ракету. Памятник
со временем загрязнился и померк. Но сделать это оказалось невозможно.
Когда строители спускались вниз, обшивая каркас титановыми листами, то
о способе уборки монумента не подумали. А забраться по гладким
металлическим листам никакому альпинисту не удавалось. Кранов с такими
высотами тоже не было. Тогда-то Моссовет и обратился за помощью к
инициативной группе по воздухоплаванию имени Кованько, которую
возглавлял Федоров. Они привезли на машине аэростат, надули его,
прихватив в корзину швабры и пару ведер с водой и шампунем. Через
четыре часа памятник сиял, как новенький.
Облачные «грузовики».
В перспективных планах «Авгура» вслед за созданием
дирижаблей-грузовиков стоит разработка автобусных дирижаблей. В первую
очередь для доставки авиапассажиров в московские аэропорты. Ведь угроза
автомобильных пробок на улицах столицы остается высокой. Число
автомобилей растет не по дням, а по часам. Дорогостоящих и трудоемких
аэродромов для них не нужно строить. Достаточно небольшой площадки и
причальной мачты. К тому же дирижабли и аэростаты - устройства мирные,
покладистые и дружелюбные. К соседству с ними претензий у людей не
должно быть. Редчайшие аварии с плавным приземлением на крыши домов
заканчивались лишь поломанными антеннами.
Скрытые ресурсы.
Во время войны Москву укрывали и защищали от немецких бомбардировщиков дирижабли с маскировочными сетками.
В блокадном Ленинграде аэростат заграждения поднял в небо
радиопередатчик, транслировавший первое исполнение легендарной шестой
симфонии Дмитрия Шостаковича. А в последующие годы военные связисты не
раз использовали малообъемные аэростаты для подъема легких антенных
устройств на различные высоты.
Оседлавшие БАРСа.
Не
так давно в Москве с территории площади Курчатова плавно поднялся в
небо (высота 400 м, что выше антенн, расположенных на останкинской
телебашне) огромный рыбообразный аэростат УАН-400, который уносил с
собой стеклянный шар, начиненный сложнейшей радиопередающей аппаратурой.
Обычно выход во всемирную паутину осуществляется с помощью телефонного,
реже оптоволоконного кабеля. Через этот аэростат совершенно бесплатно в
мировое информационное пространство вышли 20 школ Северо-Западного
округа столицы. Затем к ним поэтапно присоединятся остальные
общеобразовательные учреждения СЗАО. Ребята школы № 1189, первыми
оседлавшие БАРСа (базовая аэростатная радиосеть), были в восторге от
возможностей выхода во всемирную паутину.
Б.Примочкин. |