Невелика и незатейлива машина - мотоцикл. Не о «Кавасаки» и «Судзуки» с двухсотсильными моторами, конечно, речь. Подобных на наших дорогах единицы. Речь - о многочисленных ветеранах Ижевского, Ирбитского, Ковровского и Минского мотозаводов, которые, несмотря на почтенный возраст, упорно бороздят сельские дороги.
Мотоциклы есть и будут, а проблемы можно решить
Двух колес, пятидесяти километров в час и пяти литров 76-го бензина в смеси со стаканом репейного масла вполне хватает для сообщения с соседней деревней. А уж если по счастливому стечению обстоятельств есть и третье колесо, то мотоцикл превращается в идеальный, с точки зрения рачительного хозяина, грузовик или комфортабельный «минивэн» для семейных выездов. Сегодня, когда даже самый «народный» автомобиль «Ока» оценивается производителем в пятилетний заработок рядового селянина, с точки зрения последнего мотоцикл как транспортное средство альтернативы не имеет. При этом считается, что не требователен мотоцикл и к мастерству водителя. Научился ловко сучить ногами, удерживать руль и приподнимать седалище, преодолевая глубокие ухабы, и все - вполне достаточно. Все эти правила движения, шлемы, госномера, лампочки и возрастные ограничения - от лукавого. Нужны они разве что изнеженным горожанам, далеким от сурового провинциального быта.
Потому и не теряет сельский двухтактный транспорт свой авторитет. Особенно среди молодежи.
Плюс ко всем своим практическим достоинствам, для деревенской детворы и подростков мотоцикл - это, пожалуй, единственный источник адреналина, причем такой, который их городским сверстникам даже и не снился. Прокатить на оглушительно тарахтящем «аппарате», собственноручно собранном из останков дедовского «Юпитера» и бабкиного сепаратора, по центральной улице родного села, превосходящей по сложности любую мотокроссовую трассу, - это вам не «ролики» об асфальт стесывать и не велик, купленный «родилками» за трудно вообразимые бабки, по лестницам да бордюрам гробить. Только мотоцикл дает возможность почувствовать скорость, ураган в ушах и упоительное чувство преимущества перед любым преследователем.
Потому и не теряет сельский двухтактный транспорт своего места в сводках дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими... Детьми и подростками.
Ежегодно в течение лета на дорогах сельских районов республики по вине мотоциклистов совершается более двух сотен аварий. Практически в каждой из них имеются пострадавшие - это еще одна, но уже совсем не выигрышная особенность этого вида транспорта. Вряд ли стоит объяснять, что даже простое падение с мотоцикла седока, не защищенного специальным костюмом, сапогами и шлемом, чревато переломами конечностей, ожогами, травмами головы.
Проведенное за последние два года массовое списание мототехники, не прошедшей государственный технический осмотр, а затем и введение транспортного налога определенную организующую роль сыграли. На штрафных площадках районных отделений ГИББД скапливалось иногда до сотни единиц двух-, трехколесного старья. Как результат, статистика аварийности приобрела тенденцию к снижению. Правда, пока не особенно заметную. К сожалению, как показала недавняя поездка сотрудников отдела пропаганды УГИБДД МВД РТ по районам республики, отношение сельчан к проблеме безопасности мототранспорта изменилось мало. Подростки, носящиеся на мотоциклах без номеров, шлемов, осветительных приборов по сельскому проселку, межрайонной дороге или федеральной трассе, - типичное явление. Самодельные трехколесные грузовики с копной сена в деревянном коробе, придерживаемом сидящей сзади водителя женщиной в платочке - повсеместно. Апофеозом стал сюжет, увиденный в Новошешминском районе, - мотоциклом «Днепр», в коляске которого находились два ребенка 2-3 лет, нежно придерживаемые за головы сидящей на заднем сиденье молодой женщиной, управлял... пацаненок лет 7-8! Ему едва хватало сил удерживать тяжелую машину на полотне оживленной автодороги Новошешминск - Чистополь! Но скорость при этом он по-мужски (как отец, вероятно, учил) поддерживал приличную - 50-60 километров в час.
За рубежом мотоцикл - не просто техника, это часть молодежной культуры, это стиль активной жизни от 15 и старше. В конце концов, мотоциклы - не самая худшая форма развлечения. Особенно для не избалованных «благами» цивилизации деревенских пацанов. В этом смысле им не хватает малого - идеи и организации. Прежде чем отбирать и карать, может быть, стоит попробовать дать и воспитать?
Верхнеуслонский триал
В 2000 г. этой проблемой в поселке Верхний Услон занялись отделение ГИБДД, Фонд безопасности дорожного движения и администрация района. Начали с бесед со старшеклассниками сельских школ на тему «Я и мотоцикл». В ходе разговоров затрагивались технические вопросы содержания и эксплуатации мотоциклов и причины дорожно-транспортных происшествий, обсуждалось движение байкеров, возможности организации собственного клуба и проведения массовых мероприятий. Подобные же встречи проходили и в неофициальной форме в сельских домах культуры на дискотеках. В итоге пришли к неожиданному выводу - мотоциклисты готовы поддержать любые инициативы, более того, многие моменты по организации мотосоревнований они сами и подсказали.
Вместе с ребятами выбрали трассу будущего триала, провели необходимую ее подготовку. Разработали статус соревнований - мототриал на Приз главы администрации района. В 2000 г. на первые соревнования приехали всего 12 участников, да и те находились под впечатлением разговоров о том, что это - «западня»: гаишники будут отбирать мотоциклы и штрафовать родителей. Настоящее потрясение вызвало у сельских мальчишек то, что сопровождать их из деревень к месту соревнований приехали патрули ГИБДД!
Перед стартом, как положено на любых серьезных соревнованиях, все прошли технический осмотр, сдали зачеты по ПДД, получили жилеты и номера. Участников приветствовала внушительная толпа зрителей - не только поселковые Верхнеуслонские ребята, но и болельщики, приехавшие вместе с участниками.
О том, как проходил первый триал, рассказывать нет смысла, но результат получился блестящий. С 2000 г. мототриал на трассе Верхнего Услона проводится ежегодно. Количество участников выросло втрое. О соревнованиях, победителях и призах говорит весь район. На будущий год планируется пригласить к участию и мотоциклистов из соседних районов. Сегодня инспектора ДПС или работника Фонда безопасности дорожного движения сельские подростки-мотоциклисты встречают уже по-другому. К их словам прислушиваются. Убеждения и доводы воспринимают вполне адекватно. Примечательно, что и директора сельских школ начали обращаться в районную ГИБДД с просьбами помочь им организовать специализированные классы по мотоциклу.
Сейчас в Верхнем Услоне готовится видеофильм о жизни подростков-мотоциклистов и методические рекомендации по организации и проведению любительских соревнований по мототриалу. Планируется создать первый в республике объединенный картингово-мотоциклетный клуб. Техника - похожая, картодром и трасса триала расположены рядом, теоретический курс подготовки один и тот же - налицо одни плюсы.
|