Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
Цена нарушений - жизнь

3 ноября заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Председатель Правительственной комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения В.А.  Яковлев встретился с корреспондентами газет, освещающих вопросы безопасности дорожного движения - «STOP-газеты», газеты «Добрая Дорога Детства» и «МК-мобиль», и поделился своими мыслями по ряду проблем, связанных с аварийностью и гибелью людей на дорогах России.

Его мысли, его суждения, его видение проблем одинаково обращены  к руководителю региональной администрации и сотруднику Госавтоинспекции, к школьному учителю и воспитателю детского сада, к каждому водителю и каждому родителю.

Ведь то, что стоит за сегодняшней статистикой, - это наша общая боль.

В XX веке под колесами автомобилей в мире погибли более 30 млн человек. Эти потери сопоставимы с числом погибших в ходе Второй мировой войны. Только за прошедший год в мире погибли около 1 млн 200 тыс. человек. За последние 10 лет в России число погибших составило 315 тыс. человек. В 2002 г. Россия потеряла 33 тыс. человек, из которых 1,5 тыс. - дети. Почти 216 тыс. человек, из которых 23 тыс. - дети, получили ранения.

Cводки по происшествиям напоминают сводки с полей сражения - от 70 до 186 человек, погибших за сутки.

 

«Такая ситуация не случайно определяется как «война на дорогах». «Война», которую необходимо остановить».

В чем причина сложившейся ситуации?

По мнению вице-премьера - причин много. Одна из них - рост количества транспорта. Если в 1992 г. в России было зарегистрировано около 10 млн легковых автомашин, то в 2002 г. их уже 22 млн. Реконструкция дорог, транспортных развязок, пешеходных переходов отстает, и отстает очень здорово. Россия по необеспеченности безопасности дорожного движения и травматизму в результате ДТП, к сожалению, находится на одном из первых мест в мире. Вместе с тем в Америке, да и в Европе, количество транспорта на 100 тыс. человек в 2-3 раза больше, а количество ДТП в пересчете на население меньше. Поэтому корень зла необходимо искать в другом.

«Что самое главное в безопасности дорожного движения? Жизнь человеческая!»

Первое - у нас сложился очень хитрый менталитет. Мы много говорим о двойных стандартах, но больше всего мы сами подвержены этим двойным внутренним стандартам. Выезжая, скажем, в Европу, мы почему-то стараемся осторожно переходить улицы - только на зеленый свет и только в положенном месте. Если на машине - не дай Бог, нарушишь правила - штраф большой. Здесь же, на Родине, у нас почему-то все можно. Пешеходы переходят не там, где нужно и можно, а где хотят. По существу, через дорогу идут, не задумываясь. При этом забывают, что скорость пешехода, особенно в солидном возрасте, очень низка. Машины - скоростные, и, кроме того, ограничения, Правила дорожного движения, к сожалению, для некоторых водителей не являются законом, поскольку штрафы мизерные.

Сегодня стало просто вопиющим нарушение, когда автомобили «бодаются» с поездом на переездах. Либо автомобиль на автомобиль идет в лоб. Это самые страшные аварии, как правило, с летальным исходом.

Второе - учить лучше с детства. Но предмет безопасности дорожного движения в школах, к сожалению, во временном плане короток. Чему-либо обучить ребенка за это время очень сложно. Телевизионных передач, рассчитанных на детей, практически нет. Учить детей в игровом варианте, к сожалению, умеют немногие. Это большой пробел. Если с детства к чему-то не приучили, не научили уважать старших, не приучили к труду, соблюдению правил безопасности, то потом исправлять ошибки очень сложно.

«Надо выйти из порочного круга безответственности».

Что делать?

Прежде всего, административным регулированием заставить работать все службы, которые имеют отношение к безопасности дорожного движения.

Я часто задаю себе вопрос: «Погибло 33 тыс. человек, кто понес за это ответственность? Обратите внимание, за это время кто-то звездочки получал, кто-то - по другому направлению рос. А результат?» В школах изучение ПДД снизили до 4-6 часов в год! (По программе, утвержденной Минобразованием,  это предусмотрено для учащихся 1-4 классов в рамках предмета «Окружающий мир». Начиная с 5 класса изучение ПДД в программе отсутствует. - Прим. ред.) Светофорное хозяйство, обустройство дорог, решение задач по ограждению проезжей части у школы, «лежачие полицейские»... - многие считают, что если никто не заставляет, денег нет, зачем делать - инициатива не очень-то поощряется. Наша задача - показать, что если мы хотим, чтобы наши граждане жили долго и были здоровы, надо принимать решительные действенные меры.

В связи с этим заседания Правительственной комиссии РФ по обеспечению безопасности дорожного движения теперь проводятся ежемесячно. Главный акцент на них делается на текущем состоянии дел. Приглашаются конкретные руководители региональных комиссий по безопасности дорожного движения, руководители Госавтоинспекции. Рассматриваются конкретные вопросы, отчеты, предложения. На последнем заседании заслушали представителей Челябинской области и Мордовии. Ситуация в этих регионах крайне тяжелая. Они предупреждены о том, что будут освобождены от занимаемых должностей, если не примут кардинальных мер.

Если необходимо поставить светофоры или знаки, то эти светофоры и знаки должны стоять. Если необходимо сделать уличное освещение в поселке, в городе, но оно не сделано, то ответственность должна нести администрация. Если разметка на перекрестках и проезжей части не произведена, это прямое административное нарушение. Если у школы нет светофора или тротуар не огорожен - это нарушение, которое может привести к дорожному происшествию.

«Кардинальные меры - это четкое и грамотное выполнение своих функциональных обязанностей».

Необходимо разобраться и детально, «по полочкам» разложить меру ответственности каждого за то, что происходит.

Всем бы хотелось иметь одно око, хотелось бы спрашивать за все с одного человека, с одной структуры, которая бы несла ответственность. Это абсолютно неправильная постановка вопроса.

Есть, например, вопросы к Минобразованию, к медикам, потому что и от них многое зависит.

Абсолютно понятно, что Министерство образования упускает многие вопросы, связанные с образовательным периодом. Можно вырастить хорошего математика, хорошего музыканта, можно выучить хорошего специалиста в любой отрасли, но при этом он может остаться человеком, не уважающим правила движения, человеком, не умеющим ориентироваться на дороге. Итог этого бывает крайне тяжелым.

Сегодня у нас есть ответственный за то, что происходит на дороге, - это Госавтоинспекция. Но все остальные должны быть «пристяжными» в этом вопросе.

Сотрудники Госавтоинспекции должны быть заинтересованы и чувствовать свою ответственность и за обучение безопасному поведению на дороге.

А значит, они должны выходить в школы, в детские сады, другие детские учреждения. Вести профилактическую работу, рассказывать о том, что происходит на их территории.

Начиная с самого раннего возраста дети должны запомнить, что нарушать правила ни пешеходам, ни будущим водителям нельзя. Уже в детском садике можно в виде игровой программы закладывать навыки безопасного поведения на улице. В Санкт-Петербурге - в Московском парке Победы - замечательно работает детский автодром. Большое количество детей проходит там обучение. Есть подобные автогородки и в других больших городах. Но пока их очень мало.

«Часы школьных занятий - не только на математику или иностранный язык. Позаботьтесь о том, чтобы дети вообще были живы!»

Преподаватели в школах должны обратить серьезное внимание на детский травматизм, и часы для занятий не отдавать только на математику или иностранный язык, а позаботиться о том, чтобы дети вообще смогли жить в будущем.

«Родители! Не забывайте: главное в воспитании - здоровый образ жизни и безопасное поведение ребенка на дороге».

Родители зачастую хотят обучить ребенка во что бы то ни стало предметам, необходимым для поступления в вуз, но не обращать внимания на главные вопросы воспитания человека - здоровый образ жизни и безопасное поведение ребенка на дороге - абсолютно неправильно.

Разве родителям трудно, выходя на улицу с ребенком, говорить, что переходить можно только на зеленый свет. Если нерегулируемый перекресток, осмотритесь вначале, оцените обстановку, оцените ситуацию и только потом двигайтесь дальше.

Правила нужно повторять каждый день, повторять, как «Отче наш».

Как только родители почувствуют себя ответственными за все происходящее с детьми, почувствуют, что без этого невозможно дальше жить, все пойдет нормально. Пока мы убеждаемся в другом: родители вечно спешат - и в школу нужно ребенка отвести, надо причесаться, еще успеть туда-сюда и на работу не опоздать. Зачастую ребенок сдерживает родителей, бабушку, дедушку - нельзя здесь переходить, давайте в другом месте. А те в ответ: машин нет, перебежим. Сегодня перебежали, завтра перебежали, а на третий раз уже может не получиться.

Молодая семья, которая задумывается о рождении ребенка, должна знать: полторы тысячи детей за год, тех, кого родили, вырастили до трех-пяти-семи-пятнадцати лет, - погибли на дороге. Чтобы будущие мамы и папы задумались, как уберечь от дорожно-транспортных происшествий своих детей.

«Нужны публикации в СМИ, детские программы на ТВ, обучающие безопасному поведению на дороге».

Нужны публикации в СМИ, различные детские программы на телевидении, передачи с игровыми вариантами, связанными с правилами дорожной безопасности. Они должны быть интересными, чтобы ребенок по-доброму воспринимал эту науку.

«Еще один немаловажный вопрос - низкое качество подготовки водителей».

Еще один немаловажный вопрос - низкое качество подготовки водителей. У нас восемь с лишним тысяч различных подготовительных курсов. Здесь кое-кто почувствовал запах денег, увидел возможность быстро заработать. Но масса так называемых автошкол не обеспечена всем необходимым. Они технически не оборудованы, качество преподавания крайне низкое, дисциплина среди тех, кто приходит учиться, не соответствует требованиям. И чего греха таить, мы же знаем, сколько документов в тех же автошколах просто покупают. Поэтому опять же возвращаемся к необходимости ужесточить правила, лицензировать эти школы, может быть, сократить их количество. Но в оставшихся создать такие условия, чтобы там было все: и детские автогородки, и хорошая техника для обучения, хорошая компьютерная система, база для различных профилактических мероприятий.

Главный вопрос: почему неправильно подготовили и человека не научили? Те, кто учит, должны нести свою меру ответственности. К сожалению, пока у них никакой ответственности нет. Корочки за обучение выдал и дальше ни за что не отвечает. Между тем каждое четвертое ДТП совершают водители, стаж вождения которых менее трех лет, и в основном в первый год вождения. Но ведь наказание за это ни один из подготовительных центров не понес.

Даже на войне есть ответственность за людей, солдат. Есть командир, любого уровня, который виноват, если в результате его неправильных действий кто-то погиб. А кто виноват, если на дорогу попадают неподготовленные участники движения? Да в конце концов даже не имеет значения, если гипотетически рассуждать, купил или не купил права такой, с позволения сказать, водитель. Но там, где он их приобрел, должны за него нести ответственность.

«Обществу необходимо осознать серьезность ситуации. Людям необходимо показать картинку, в которой мы находимся».

Если мы не убедим сегодня людей, всех, подчеркиваю, всех, что они должны нести ответственность - каждый на своем месте за то, что происходит у нас на дорогах, положение не изменится.

Поэтому я активно, с кем только возможно, с Президентом, с Председателем Правительства, с журналистами, стараюсь говорить на эти темы. Важно включить в этот процесс известных людей, чтобы человек, который пользуется доверием, уважением, говоря о своих делах, сказал: вот я сегодня проехал на автомобиле, посмотрел: жуть, давайте будем действовать по-другому. Это тоже относится к числу таких профилактических мероприятий. Это важно.

«От чего защищать водителя - от штрафа? Жизнь надо защищать! Поднимать спрос, ответственность».

Сейчас многие выступают и предлагают поддержать или защитить водителя. От чего защищать - от штрафа?

Столько убитых на дорогах! Жизнь надо защищать! Поднимать спрос, ответственность. Это и будет защита водителя от неправильных и опасных действий.

Штрафы сегодня больше похожи на издевательство над законом, да и над инспектором ДПС, чем на меру воспитания или профилактики.

«Я считаю, что «стоимость нарушений» должна быть увеличена в десятки раз. Если не будешь нарушать правила, не надо будет платить штраф».

Давайте просто сопоставим штрафы в разных странах, скажем, за то, что человек в пьяном виде сел за руль. В России штраф за это - от 1000

до 2000 рублей, в Великобритании - 5000 фунтов стерлингов, в Японии - 4000 долларов. В Америке за это предусмотрена даже уголовная ответственность. То есть человек перед тем, как сесть за руль после пары рюмок алкоголя, должен знать, что у него эти деньги есть. А если нет - будь готов к уголовной ответственности. А у нас? Человек садится за руль автобуса, полного пассажиров, и чувствует свою безнаказанность. Или штраф за превышение скорости - 100 рублей. В других странах менее 50 долларов за это нарушение не бывает. Разговор о том, что зарплата у них другая, тоже не состоятелен. Средняя заработная плата в Великобритании 4000 фунтов стерлингов. Сравните: штраф 5000 фунтов стерлингов.

Вот еще один пример - штраф 50 рублей за неправильную парковку.

В ряде стран этот штраф доходит до тысячи, а порой и не одной тысячи долларов. Посмотрите, в Санкт-Петербурге, Москве, других крупных городах на узких улицах с той и с другой стороны оставляют машины вдоль тротуара, да еще и под запрещающим стоянку знаком. Полное неуважение и к знаку, и друг к другу. Не проехать самим же, все ругаются, чертыхаются, но когда появляется специальное место парковки или стоянки, туда не ставят, потому что стоимость штрафа - 50 рублей, а цена парковки или стоянки, скажем, у гостиниц, у вокзалов, аэропортов - за день где-то рублей 500. Платить штраф дешевле, чем вести себя по правилам. Вот цена вопроса. Нам необходимо убеждать людей, что нельзя таким образом относиться ни к себе, ни к окружающим. Это свинство. Сейчас на пороге зимний период. И в городах опять ведь будет не проехать.

Я считаю, что «стоимость нарушений» должна быть увеличина в десятки раз. Она должна быть сопоставима со штрафами за рубежом. И не ориентирована на зарплату.

Эту идею надо внедрять в сознание людей активно.

Кардинальные меры нужны в сфере так называемого человеческого фактора. К сожалению, сегодня зарплата часто не соответствует тому труду, который затрачивается. Это проблема и учителей, и врачей, и социальных работников, и сотрудников Госавтоинспекции. Не случайно Президент ставит задачу не только увеличить ВВП в 2 раза, но и резко повысить зарплату. На это требуется время. Поэтому пока приходится больше надеяться на добросовестность людей той или иной специальности.

Мы вечно спешим и готовы на все, когда нас задерживают. Поэтому с радостью суем инспектору деньги. Не давайте - не будут брать. Полчаса потерять, пока оформят документы, жалко. Документов оформлять надо много, материал получается большой, и, мало того, к сожалению, по этому материалу плохо еще работают суды. Только около 20% материалов рассматриваются в судах по дорожным правонарушениям. Все остальное возвращается обратно либо из-за недоработки, либо из-за неверного отношения судей к этому вопросу. Цена вопроса 50 руб., а потратить на то, чтобы эти 50 руб. заплатили, необходимо почти в 10 раз больше. Значит, надо упростить процесс, сделать так, как это сделано во многих странах. В соседней Финляндии очень просто. Нарушил - получи квитанцию. Дали квитанцию, там уже все написано, только ставят твой номер и заносят его в компьютер. В течение нескольких дней водитель обязан заплатить штраф. Не заплатил - грозят более серьезные последствия. Нашим законодательством такие меры не предусмотрены. Нужно исправить положение, но сделать это очень трудно.

Необходимо убедить законодателей, граждан страны. Установить жесткую систему контроля за тем, куда идут штрафные деньги. Доказать, что эти деньги не оседают в чьих-то карманах, а идут на решение государственных вопросов.

«Необходимо убедить законодателей, граждан страны: за нарушения на дороге должен быть жесткий спрос».

Наверное, должна быть предусмотрена ответственность и за призывы к неподчинению закону, которые появляются в СМИ. Если бы лет 10 назад, когда машин было в два раза меньше, были приняты все необходимые законы, ситуация сейчас в городах была бы намного легче.

Вообще в сфере безопасности дорожного движения накопилась масса вопросов, на которые надо найти правильный ответ. Если такие ответы будут найдены - продвинемся вперед.

Как Председатель комиссии по БДД хочу пожелать всем нашим гражданам только одного: чтобы все соблюдали правила, и самое главное - помнили об ответственности перед другими людьми и законом.

 


< Пред.   След. >
Сегодня 18 апреля 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07