«Родительский дом - начало начал...»
Ребенок нередко начинает употреблять наркотики в условиях, которые взрослые создают сами. За их ошибки расплачиваются дети… Наиболее характерные ошибки, психологические «перекосы» в воспитании, создающие негативный климат в семье, от которого до самокрутки с «травкой» или шприца – один шаг
Беседу ведет директор Государственного образовательного учреждения Московской области - Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна» Л.С. Фишман
Жизнь - это великий и бесценный дар. Ваши родители подарили вам жизнь, вы подарили жизнь своим детям, а ваши дети подарят ее своим. Но всегда нужно помнить, что родитель - это профессия, которой надо учиться, а выучившись, постоянно совершенствоваться, причем независимо от того, сколько у вас детей - один или много.
Характер ребенка, его отношение к окружающему миру формируется еще в утробе матери. Если мать с любовью ждет появления малыша, окружающий мир при рождении полон радости и покоя. Нежеланный ребенок уже в утробе матери ощущает угрозу и рождается в страхе перед миром.
Семья и родительский дом - это особая страна на карте человечества с плодородными долинами, бурными реками, труднодоступными вершинами гор, сложными лабиринтами дорог и неустойчивым климатом. Атмосфера отчего дома во многом определяет всю нашу последующую жизнь, формирует наше мировоззрение, дает начальные ростки нашей отзывчивости или глухоты, душевной щедрости или злобы.
Сегодня российская семья в большинстве своем находится в зоне социального неблагополучия. Отсутствие общения, взаимопонимания, положительных эмоций приводит к негативным явлениям в семье, к проблемам с детьми.
Поговорим о семьях, в чей дом вошла беда - ребенок начал употреблять наркотики.
Реакция семьи на факт употребления ребенком наркотика зависит от сложившихся внутрисемейных отношений и психологического климата.
Часто мы сами виноваты в проблемах наших детей, допуская ошибки в семейном воспитании. Вот наиболее характерные из них.
Гиперпротекция доминирующая
Директивный стиль воспитания, он выражается в постоянном контроле над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к «правильности» его самостоятельных поступков.
Родители становятся подозрительными, агрессивными, возникают частые конфликты, упреки ребенка в неблагодарности.
И как бы ни объясняли мы свои поступки заботой, любовью, желанием добра - это неверный стиль воспитания.
У подростков быстро формируются формы простесто-вызывающего поведения, закрепляется патологическая лживость.
Гиперпротекция потворствующая
При этом стиле воспитания родители или один из них (чаще мать) уделяют ребенку чрезмерно много внимания. Часто это сочетается с удовлетворением любых потребностей ребенка, с желанием отодвинуть на неопределенный срок потребность ребенка к самостоятельному поведению и со стремлением как можно дольше контролировать любой его выбор.
Со стороны отца чаще отмечается пассивное отношение со стремлением не вмешиваться.
При проявлении факта употребления детьми наркотиков в такой семье у матери возникает чувство вины и страха потерять ребенка, а за ним готовность идти на поводу у него. Со стороны отца появляется полярная реакция, упреки в адрес матери по поводу неправильного воспитания, установление тотального контроля за ребенком, угрозы, наказания. Возникает конфликт между матерью и отцом. Ребенку «становится все можно» и он пренебрегает любыми запретами - ведет себя своевольно, сам определяет круг своих друзей, время возвращения вечером, характер своего времяпровождения. У некоторых детей усиливается проявление тревожности и мнительности.
При гиперопеке ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не умеет анализировать жизненные ситуации, не умеет говорить «нет», в том числе и на предложение попробовать наркотики.
Гипопротекция
При таком стиле воспитания ребенок остается предоставленным сам себе и своим проблемам. До него «не доходят руки», «не хватает времени», нет желания нести за него ответственность. В этих случаях ребенок ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу и ищет возможность общения с теми, кто готов помочь найти выход, - «уколоться и забыться».
Неустойчивый стиль воспитания
Этот стиль характеризуется резкой и неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Как правило, такой стиль отношений формирует в характере ребенка черты упрямства и имеет тяжелый и негативный характер последствий.
Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение
Эти особенности отношения к ребенку характеризуются его неприятием. Ребенок воспринимается как помеха в жизни. Жестокое обращение проявляется в виде лишения удовольствий, избиений и суровых наказаний. Родители внушают ребенку, что он глуп, ни на что не способен, не достоин любви, зря родился на свет.
Такой стиль воспитания ведет к задержке психического развития, к формированию невротических расстройств, а также усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости и импульсивности в характере ребенка.
Сколько у нас в России несчастный семей, в которых один из родителей или оба - алкоголики, наркоманы. Сколько у нас сирот при живых родителях, лишенных родительских прав. Сирот, чьи родители погибли в пьяном угаре, беспризорников, которые сбежали от таких родителей.
Если вы, взрослые, произвели на свет ребенка, взяв на себя ответственность за его здоровое развитие, - опомнитесь, остановитесь и задумайтесь, какой пример вы подаете детям.
Проанализируйте характер отношений в вашей семье: нет ли у вас похожих проблем, а если есть, постарайтесь от них избавиться самостоятельно или с помощью советов психологов.
Если у вас есть желание помочь своим детям, начните с создания комфортного климата в семье. Попробуйте исправить к лучшему то, чем недовольны, смириться с тем, что не в силах изменить, научиться быть довольными жизнью, окружающими людьми, своим положением в обществе. Подумайте, как отражается на детях наше плохое настроение, постоянное недовольство всем окружающим, повышением цен, плохими жилищными условиями, отношениями с родственниками, надоевшей работой, низкой зарплатой.
Вспомните, когда у вас были радостные дни, когда вы улыбались своим близким и детям, когда весело проводили с семьей досуг, когда были в театре, на выставке, в парке, когда за общим столом делились впечатлениями за день, радовались успехам, сообща решали проблемы.
Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и своим примером не показываем, что за благополучие нужно бороться и уметь радоваться даже небольшим успехам, ценить добрые отношения и уважать мнение друг друга, то что мы можем противопоставить наркокультуре? Ведь употребление наркотиков ребенком нередко начинается в условиях, которые взрослые создают сами, а за наши ошибки расплачиваются наши дети.
Универсальных средств, способных предотвратить кризисные ситуации с детьми, нет. Рекомендуем воспользоваться советами профессионалов.
Старайтесь не делать:
Не растите ребенка как тепличное растение, которое не может выжить на открытом пространстве.
Не запугивайте, не угрожайте ребенку - полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и вашу любовь.
Не прибегайте к насилию - насилие всегда воспроизводится.
Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка - вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами.
Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими - принимайте его таким, какой он есть.
Не сдерживайте своих чувств - старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь», чувства, выраженные post factum или авансом, редко оказываются подлинными.
Не замалчивайте проблемы и конфликты - высказывайтесь сами и непременно выслушивайте детей.
Не приносите жертв - ребенку не может быть хорошо, если плохо вам.
Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.
Постарайтесь выполнять следующие советы, если ваш ребенок стал жертвой наркотика:
Искренне верьте, что сможете помочь ребенку, иначе он действительно не услышит вас.
Разговаривайте с ребенком о наркотиках и алкоголе. Не начинайте с чтения морали, не угрожайте. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а наркотики, которые ведут к смерти.
Учитесь слушать и понимать ребенка, он должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Выражайте свою любовь к нему и веру в его силы. Давайте советы, но не давите советами.
Подумайте о своем примере (Вы злоупотребляете курением, алкоголем? Часты ли в семье ссоры и скандалы?).
Поддерживайте в ребенке самоуважение и думайте о его самореализации.
Подростковый возраст характеризуется множеством кризисов взросления. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть. Помогите им преодолеть этот кризис, смените авторитарную власть на заботу и поддержку, терпимость и выдержку.
Научитесь доверять подростку и его способности выжить в мире.
Объясните, чего именно вы ждете от ребенка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, как и ваши побудительные мотивы.
Будьте честными. Откровенно говорите с подростком о ваших чувствах и его проблеме, не читайте мораль, помогите найти способ изменить жизнь к лучшему.
Ограничивая детей в какой-либо деятельности, одновременно дайте им возможность проявить себя в другом, найти дело по душе.
Проводите как можно больше времени с подростками в семье, это поможет Вам установить с ними отношения взаимного уважения и доверия.
Говорите о любви, обращайтесь больше к сердцу, чем к разуму подростка, и он поймет вас. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Пестолоцци сказал: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
Дети, родители, педагоги, врачи и психологи, любя друг друга, давайте будем едины в борьбе с наркотиками.
|