Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Взгляд на проблему » "Мой ребёнок и наркотики..." Беседа первая
"Мой ребёнок и наркотики..." Беседа первая

Ответы на вопросы, которые чаще всего задают себе и специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации родители, оказавшиеся лицом к лицу с проблемой: сын или дочь употребляют наркотики. Как вести себя, чтобы помочь подростку «выкарабкаться» из этой ситуации, и, самое главное, не навредить 

Как выстраивать отношения с ребенком, когда вы узнали о том,что он употребляет наркотики?

Беседу ведет заместитель директора по реабилитации Государственного образовательного учреждения Московской области - Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна» Ивета Гунаровна Круминя

1. Не паникуйте! Сохраняйте спокойствие. Остановитесь. Гневные эмоции - плохие советчики. Ваши слова должны быть очень взвешенными. В такой кризисный момент возникают очень сильные чувства, и прежде всего - гнев. Ведь могут быть слова, о которых вы потом будете жалеть. Обоюдные  упреки только усугубляют разрыв в отношениях.

2. Ваша задача, с одной стороны - четко показать свою позицию в этой ситуации, с другой стороны - договориться с ребенком о дальнейшем плане действий.

3. Покажите, что для вас эта ситуация никак не приемлема. Вы готовы всячески помогать усилиям изменить ситуацию и никак не будете способствовать  употреблению и зависимости.

4. Будьте  «железными» в своих словах. Если ваш ребенок употребляет наркотики, не относитесь к нему так, как это было до наркомании. Не давайте себя обманывать, уговаривать и не верьте обещаниям. К сожалению, употребляющий чаще всего не отвечает за свои слова.

5. Поддерживайте его намерения лечиться и конкретные действия в этом плане.

6. Не скрывайте проблему! Если необходимо, поставьте в известность окружающих (например, если вы не даете денег ребенку, он может зачастить в гости к бабушке или к кому-то другому). Предупредите людей, что давая деньги, впуская наркозависимого к себе в дом и т. д., они навредят и себе, и ему - эти деньги пойдут на очередную «дозу».

Вопросы, часто задаваемые родителями

1. «Где мы его упустили?» или «Что мы сделали не так?»

Это вопрос, который задает большинство родителей детей, зависимых от наркотиков. И действительно, если искать, то наверняка найдется «виноватый» или что-то, что «не надо было делать». «Не надо было его наказывать, когда он в 3 года разбил чашку». «Не надо было его отпускать в пионерский лагерь». «Надо было ему все-таки купить велосипед, ведь он так страдал, что у других есть, а у него нет». «Если папа не был бы таким строгим...». «Если бы я так много не работала...» и т.д.

Может быть, что-то и нужно было делать или чего-то делать не надо было, но в заданном вопросе самое главное - чувство вины родителей за поведение зависимого и перекладывание ответственности за его действия на себя. Пока родители страдают этими чувствами и не отдают зависимому его ответственность за поведение и жизнь, изменения почти невозможны. Это тупик. Поэтому первое изменение в сторону трезвости - это замена родительского вопроса «Кто виноват?» на вопрос «Что делать дальше?».

2. «Мы  решили...» (далее следует некий проект будущих действий, никак с зависимым не согласованный). Что Вы, доктор (психолог, руководитель программы), по этому поводу думаете?

С одной стороны, планы на будущее - это хорошо. Забота - тоже хорошо. Только, к сожалению, любые планы родных, принятые без самого подверженного наркозависимости человека, бессмысленны, как бы здраво они ни выглядели. Поэтому без диалога между конкретным больным и его родными на этот вопрос ответить не удастся.

3. «Можно ли ему употреблять алкоголь?»

Нет. Особенно если до наркотиков были проблемы с алкоголем. И даже в тех случаях, когда проблем с алкоголем не было, экспериментировать по этому поводу крайне не рекомендуется. Часто люди, отказавшиеся от наркотиков  и употребляющие алкоголь, через некоторое время оказываются снова в беде: они становятся зависимыми от алкоголя. В таком случае одна зависимость сменяется другой. Обычно такого рода алкоголизм  (с наркотической предысторией) поддается вмешательству намного труднее. Людей, которые могут без тяжелых последствий употреблять алкоголь после отказа от наркотиков, единицы из тысяч. Эксперименты неуместны.

4. «Надо ли с ним разговаривать о наркотиках?»

На этот вопрос хотелось бы ответить следующими встречными вопросами:

- Разговаривали ли вы о наркотиках с ним раньше? Если нет, то почему? Что вам мешало (мешает)?

- Предлагали ли вы ему такую тему для разговора?

- Наркотики стали частью жизни (по крайней мере, важного периода в жизни) вашего сына (дочки). Как вы собираетесь общаться с ним (с ней), исключая эту часть жизни и переживания, с ней связанные?

- Вы боитесь, что разговоры о наркотиках приведут снова к тяге? А к чему приводит молчание? Когда вы с ним (с ней)  не разговаривали, он (она) принимал наркотики меньше?

В целом на этот вопрос можно ответить таким образом: нет обязанности или запрета говорить о наркотиках с человеком, который отказался от них. Человек, который вступил на путь изменений, признает проблемы в своей жизни, признает, что причинил другим людям боль, что он не способен победить непобедимое. Да, это нелегкая тема для разговора, но если у близких людей есть запрет на эту тему, то меняться становится еще сложнее и труднее. Почти невозможно. Это одна из причин, почему помощь нужна не только зависимому, но и близким - изменения касаются семьи, не только одного человека.

5. «Он будет просить деньги,  давать?»

А) Если этот вопрос задан до лечения, то ответ, конечно, «нет». Любые причины, аргументы - лишь предлог для того, чтобы достать деньги на наркотики.

Б) Если этот вопрос задают во время стационарного лечения, то ответ также «нет». Во время стационарного нахождения в реабилитационном центре участнику программы деньги должны быть недоступны.

В) Если этот вопрос задан после реабилитации, то он свидетельствует, во-первых, о тревоге родителей о том, как выстраивать дальнейшие отношения с сыном или дочкой (что весьма понятно), и, во-вторых, главным образом о том, что родители не верят, «не в курсе»  изменений ребенка. Ведь такой вопрос задают по поводу больного человека, который не способен разумно тратить деньги. Здесь родители должны быть более гибкими, на этот вопрос ответит сама ситуация - на что будет просить, какие будут отношения и в конце концов - хочется ли родителям давать деньги или нет.

6. «Чем мы можем помочь?»

Если вы обратились к профессионалам и помогли устроиться на реабилитацию, то вы уже сделали важное дело. Чтобы реабилитация прошла успешно, надо будет еще восстановить диалог между родителями и участником программы (зависимым), разобраться в ваших с ним отношениях и в своих чувствах. Запишитесь сами в группу для родителей, используйте все возможности, которые предлагают реабилитационные учреждения.

7. «Как и где бы его еще для надежности полечить?»

(Вариант: а что Вы, доктор (психолог), думаете, например, об операциях - дальше изложение той или иной газетной статьи.) Родственники напуганы (их можно понять!) возможностью возврата старого стиля сосуществования, от которого успели немного отвыкнуть за время пребывания своего ребенка (родственника) в стационаре. В выздоровление своего родственника (ребенка) они не верят («Вы его не знаете так, как мы!»), но одновременно очень наивны, так как верят в таблетку и скальпель.

8. «Как Вы относитесь к нашему решению отправить его в...» (обычно очень далеко, но это зависит от возможностей)?

Нельзя сказать, что никогда никого никуда не надо отправлять. Но в то же время от того, что наркозависимого куда-то отправят, заболевание не исчезнет.  Иногда кому-то удается «переломаться» в далекой деревне у бабушки. Большинство, правда, сбегают от бабушки, прихватывая с собой сбережения, или находят наркотики даже в глубокой деревне.

Если говорить по поводу разных зарубежных лечебных центров, то они отличаются, главным образом, тем, что находятся вдалеке. Значит, до России без документов добежать трудно (хотя не один раз «наши, родные» наркоманы доказывали, что это тоже возможно). Можно понять желание родителей немного отдохнуть, ведь жизнь вместе, рядом с наркоманом - это ад. Лучше делать что-то здесь и сейчас, чем надеяться, что там, вдалеке, произойдет чудо.

9. «Как еще увеличить контроль?»

Здесь надо говорить о двух иллюзиях. Первая - что существует абсолютный контроль. Вторая - что с помощью контроля можно добиться прекращения употребления наркотиков. Ведь известно, что до сих пор это не помогало, так почему же вдруг поможет? Стоит искать другие пути к изменениям.

10. «Он (она) тут сдружился с каким (ой)-то Васей (Леной), и они собираются дальше вместе выздоравливать (или жить). Что Вы думаете по этому поводу? Это реально?»

 Нет, нереально. Совместная жизнь двоих зависимых, без поддержки, если срок воздержания меньше, чем год, приведет скорее всего к употреблению. Вероятность, что люди вместе будут воздерживаться, намного меньше, чем вероятность, что срыв одного повлечет за собой срыв другого.

11. «Как уговорить его (ее) пойти лечиться, если он отказывается?»

Если вам никак не удается наладить такой разговор, попробуйте пригласить специалиста по реабилитации. Постарайтесь привести его в центр, все-таки разговор с профессионалом может дать результат. Всегда помните, что у вас есть право настаивать на лечении, в том числе, иногда, принудительно, так как вы имеете дело с болезнью, а не просто с плохим поведением вашего родственника, ребенка.

Даже в самой худшей ситуации, когда на ребенка нельзя повлиять, у вас есть возможность влиять на ситуацию. Вам нужно научиться давать отпор деструктивной, патологической части  поведения вашего ребенка. Для этого существуют группы поддержки родителей

Обычно качественные программы реабилитации предлагают групповые занятия для членов семьи. Целью таких занятий является разного рода поддержка близких людей, чаще всего родителей пациента.

Что значит «поддержка»?

Поддержка может выражаться в информации о том, как проходит процесс выздоровления, какие физиологические и психологические перемены происходят с пациентом. Появившиеся изменения в человеке  проявляются в поведении и отношениях с близкими. Семья к этим изменениям должна быть готова, тогда выздоровление будет успешно.  Родителям нужна информация, как реагировать на меняющееся поведение ребенка. Быть готовым к изменениям - это значит быть готовым к новому виду взаимоотношений. Звучит довольно просто, сделать отнюдь непросто.

Поддержка родителей также может заключаться в создании атмосферы взаимопонимания. Такая атмосфера рождается в группе родителей, которых объединяет общая беда, схожие проблемы, похожие переживания. Так как наркомания не просто болезнь тела, а болезнь, в течение которой сильно искажается  вся личность, то отношения в семье тоже сильно страдают. Поэтому переживания родителей сложны и заслуживают очень уважительного обращения. Родителю, чей ребенок болен наркоманией, совсем не просто справиться со своими сильными чувствами и нарастающим напряжением. На первый план выдвигается не рациональный подход к ситуации, а  чувства, ищущие выход. В группе поддержки родители детей-наркоманов слышат других родителей, которые тоже испытывали страх, стыд, гнев, обиду, безысходность, отчаяние и  безмерную усталость. Услышав и увидев, как другие родители смогли  успешно изменить свою ситуацию, а также помочь своему ребенку, впервые сюда обратившиеся отцы и матери испытывают облегчение. Поддержка в таком случае заключается во  вполне обоснованной надежде на выздоровление ребенка и  в понимании, как реализовать то, что зависит от родителя.

Итак, поддержка может быть как минимум трехплановая: информативного, коррективного и эмоционального плана.

Как это происходит?

Родительские группы обычно собираются раз в неделю или в две недели. В группу входят родители тех пациентов, которые пребывают в стационаре, и специалисты - ведущие группы, а также в этих группах могут участвовать родители, дети которых успешно закончили лечение и справились с болезнью. В группе могут участвовать родители тех детей, которые еще не поступили в реабилитационный центр. Занятия в группе, как правило, проходят в удобное для родителей время и занимают несколько часов. Группы могут быть «открытыми» - новые члены могут подключиться к   группе в любое время или «закрытыми» - в группу не поступают новые люди. Число участников группы может варьироваться от 6-8 до 20-25, в разных группах по-разному.

В нашем центре «Ариадна» группу поддержки ведут специалисты, имеющие большой опыт в реабилитации наркозависимых и их семей.

Вот некоторые вопросы, на которые вы сможете получить ответ в нашей родительской группе:

- как разрешить накопившиеся конфликты между вами и вашим ребенком,

- что поможет вашему ребенку избавиться от наркозависимости,

- что вы конкретно можете сделать для этого,

- почему наркомания - это болезнь, как ее лечат, можно ли вылечиться,

- как снизить риск «срывов»,

- как добиваться реализации своих потребностей, интересов в семье без  ущерба для других,

- какой и «в каких дозах» уместен контроль за ребенком - употребляющим, во время и после реабилитации? и т. п.

Это только несколько вопросов, которые могут возникнуть. Группа поддержки родителей в нашем центре «Ариадна» открыта для всех. Присоединяйтесь и получайте реальную поддержку!

Наш опыт показывает, что с бедой можно справиться, если делать это вместе!


< Пред.   След. >
Сегодня 23 ноября 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07