Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Готовые теплицы из поликарбоната магазин теплиц из поликарбоната.
 
Конкурс «ДДД»

Номинация «Четыре колеса на дорогах войны».

I место

Четыре колеса

на дорогах войны

 

...Полуторки гремели по России,

И мимо нас, летя во весь опор,

Они такие песни проносили,

Что мы поем те песни до сих пор.

 

Цветастые рубахи трепетали,

Сползая с плеч немыслимо крутых,

И виделись парням такие дали,

Откуда я сейчас гляжу на них.

 

Покрикивая сочно на ухабах,

На встречном ветре, выявляя стать,

Вперед всем телом подавались бабы,

Летящей Нике каждая под стать.

 

И вот уж пыль клубится над травою,

Они исчезли в глубях синевы.

Потом война им звания присвоит -

Кому солдата,

А кому вдовы.

 

И мимо сел, дохнувших лютой стужей,

От Ладоги до южной стороны

Полуторки несли, борта натужа,

Всю тяжесть навалившейся войны.

 

И степи выли волчьею метелью,

Раздетый лес, порой белея, дрог.

Полуторка была мне колыбелью,

Качающейся на ремнях дорог.

 

И солнце падало, едва вставало,

Закат был дымен, дымен был рассвет.

Три скорости полуторки - начало

Трех скоростей космических ракет.

 

Звенит мой век натянуто, упруго,

Все выше взлет и длительней полет.

А вдалеке по голубому лугу

Полуторка между стогов бредет.

 

Шуршит трава, и дышит лес в полсилы,

Стучит мотор, невыразимо тих.

Она такие песни проносила,

Не дай нам бог, чтоб мы забыли их!

 

Со словом автомобиль у нас, девчонок и мальчишек XXI века, непременно ассоциируется современное, комфортабельное средство передвижения. А ведь если задуматься хорошенько, то все окажется на самом деле не так просто... В историю войны вписано немало эпизодов, героями которых стали военные автомобилисты. Под бомбежками и артиллерийскими обстрелами, не зная ни сна, ни отдыха, помогали они ковать Победу. Их подвиги бессмертны и живут в памяти следующих поколений, являясь символом мужества, любви к Родине, готовности ее защищать.


 ГАЗ-67Б

 

Когда мы решили собрать исторические сведения о роли автомобилей в годы Великой Отечественной войны, то даже не представляли, какой обширной и разнообразной окажется найденная информация. Хотелось рассказать обо всем и побольше. Но каждый из нас понимал, что наш рассказ не может вместить в себя и сотой доли того, что скрывает в себе история автомобиля великой державы - РОССИИ!

Начали мы свои исторические «раскопки» в краеведческом музее... Наш город всегда был славен своими защитниками Отечества в мирное и военное время.

Вот уже 61 год город является местом постоянной дислокации нашей автомобильной воинской части №20/115, история которой берет начало с 1943 года, с формирования 64-ого отдельного автомобильного батальона. Мы были очень удивлены, отыскав в исторических документах крупинки судеб многих автомобилей и их боевых товарищей. Какие только задачи ни приходилось им решать в годы Второй мировой войны!


Главной задачей являлась перевозка грузов и войск, поэтому основное ядро автопарка страны составляли транспортные машины различной грузоподъемности. Машины перевозили личный состав, легкие танки, лошадей, повозки, но этим все не ограничивалось. На фронтовых дорогах трудились автомобили-понтоновозы и автомобили-походные пекарни, автомобили-прожекторы и автомобили-походные мастерские и даже автомобили-армейские церкви и клубы.

 


 Легендарная «Катюша» БМ13 на шасси ЗИС-6
 
 
 Во время войны продолжалась дружба автомобиля с артиллерией. Широко использовался труженик-автомобиль для буксировки пушек, гаубиц, минометов. И лучше всех, со слов очевидцев, справлялись специально сконструированные машины - артиллерийские тягачи. Во многих исторических источниках отмечаются сведения использования автомобилей в качестве базы для установки различного вооружения.

Имели автомобили и еще одну специальность - санитара. Перевозку раненых они осуществляли порой под огнем противника.

 
 «Форд-6»
 

 

Какие же это были модели автомобилей? Их оказалось не так уж мало. Наиболее широко используемым был автомобиль ГАЗ-АА. В его основу был положен автомобиль «Форд-АА», который в 1929-1931 гг. собирали из импортных деталей на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде. Грузоподъемность ГАЗ-АА - 1,5 т. Отсюда и пошло популярное прозвище этой машины «полуторка». В 1938 году «полуторка» получила более мощный мотор и стала называться ГАЗ-ММ.

На 20 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 151 100 автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ.

Другим широко применяемым в период Великой Отечественной войны был автомобиль ЗИС-5. Эти автомобили производились на Московском автозаводе им. И.В. Сталина с 1933 по 1941 г. И по статистическим данным на 20 июня 1941 года в армии находилось 104300 таких автомобилей.


 
ЗИС-5В
 

 

На базе автомобиля ЗИС-5 были созданы трехосный грузовик ЗИС-6, полугусеничные ЗИС-22, ЗИС-42 и другие машины.

Стали участниками военных действий и автомобили ЯГ-6, производившиеся на Ярославском автозаводе с 1936 по 1942 год. На 20 июня 1941 года имелось 1600 таких автомобилей. Бронеавтомобили БА-6 и БА-10, самоходные артиллерийские установки СУ-12, передвижные радиостанции, походные мастерские, топливозаправщики и другие специальные машины выпускались на базе трехосного автомобиля ГАЗ-АА.

Использовались во время войны тяжелые трехосные грузовики ЯГ-10 производства Ярославского завода. На их базе была выпущена партия самоходных зенитных установок с 76-мм орудиями.


 
ЗИС-32

 


В 1941 году начался выпуск ЗИС-32. Таких автомобилей было построено всего несколько десятков. Их выпуск был прекращен в связи с эвакуацией завода.

 

 

 

 

 

Наши выдающиеся военачальники ездили на машинах ГАЗ-61. А еще в Красной Армии во время войны применялись наряду с машинами советского производства автомобили зарубежных марок. Самыми распространенными импортными грузовиками были «Студебеккеры».


 
«Студебеккер»
 
 

Они выпускались с 1941 года и имели 13 модификаций. Каких только случаев не бывало с военными шоферами! Куда только судьба ни забрасывала их, в каких только переделках ни оказывались они вместе со своими боевыми «подругами».


 
                                           «Додж 3/4»
 
 

Как нам кажется, каждый автомобиль на дорогах войны - это история жизни, жизни многих людей, которые волей судьбы оказывались в тот или иной момент вместе, рядом, в один и тот же миг....

У капитана милиции Ивана Жильцова редкая судьба. До памятного 2 мая 1945 года, когда он вошел в рейхстаг и оставил на его стенах надпись: «Я здесь был, ефрейтор Жильцов», побывал он на своей «полуторке» на всех фронтах, во всех странах, куда дошла наша армия, выполняя свою освободительную миссию. Служил Иван в автополке Ставки Верховного Главнокомандования. На ветровых стеклах грузовиков была нарисована эмблема - лебедь, и летал лебедь по земле во все места, где ждали бойцы боеприпасы. Но самое интересное, со слов героя, что стал этот лебедь на ветровом стекле вроде как талисманом. В какие только переделки ни попадали боевые товарищи, в каких боях ни бывали, но ни одна пуля не угодила в кабину водителя. Так и дошли вместе до стен рейхстага...


 
                                                 «Виллис»

Подчас случалось, что военным водителям приходилось действовать в сложной, запутанной обстановке. Нередко встречались они с врагом лицом к лицу, били его винтовкой, гранатой, автоматом, пушкой, а то и оружием совсем необычным - автомобилем.

Истории известен случай, произошедший в августе 1942 года, когда 716-я отдельная авторота 275-й стрелковой дивизии попала в окружение. Водитель грузовика ефрейтор Николай Подольный вызвался поехать в разведку. То, что произошло дальше, трудно даже представить.

Проселочная дорога была пустынна. Грузовик потряхивало на ухабах, и ничего не предвещало встречи с противником. И вдруг... Навстречу с большака выехали две легковые машины. До них оставалось еще несколько сот метров, но ефрейтор сообразил, что и развернуться не успеет. Да разве уйдешь от быстроходных штабных машин?!

Решение было принято сразу - таранить!.. Тем более, что теперь уже было видно, что в машинах сидели немецкие офицеры. Фашисты, увидев, что встречная машина не сворачивает и не останавливается, решили, что это немецкий шофер ведет трофейный советский грузовик. Поэтому они не проявляли сначала никакого беспокойства, и шли на сближение. И только в последний момент, увидев на водителе советскую военную форму, открыли огонь. Головная машина пыталась развернуться и удрать. Вторая в это время пустила сигнальную ракету, вызывая подмогу.

Но было поздно. Николай Подольный разогнал свой грузовик до максимальной скорости и теперь боялся лишь одного - «промазать». С огромной силой врезался грузовик в разворачивающийся «хорьх», подмял его под себя, протаранил и отбросил метров на десять вторую машину...

Вызванные сигнальной ракетой немецкие патрули устремились к месту происшествия, покинув свои посты. Этим и воспользовался командир 716-й роты. Энергичным рывком он вывел роту из окружения, и вскоре соединился с частями своей дивизии...

А что же наш герой?.. Долгое время думали, что он погиб, вывалившись из машины и попав под очередь немецкого автомата. Несколько бойцов из автороты, благодарные герою за спасительный подвиг, решили достойно его похоронить. Они пробрались незаметно к месту тарана и увидели, что наш герой еще дышит. Остальное было делом врачей. Случались на войне и романтические истории не без участия автомобилей.... Шел 1944 год. Наши войска уверенно шли на запад. Во многих освобожденных городах налаживалась постепенно жизнь.

Со слов фронтовиков, как только на улицах освобожденного городка появлялись наши очаровательные регулировщицы, это означало, что город зажил полноценной жизнью.... Как правило, беспрекословно слушались водители грозной техники указаний юной регулировщицы Люси Клучко. И лишь однажды застряла на перекрестке оживленного движения грязная «полуторка». Ни туда и ни сюда. Столпились машины. Сигналят. А Люсе хоть плачь. «Солдатик, миленький, ну, пожалуйста, поскорее ищи поломку». Люся металась между машинами, пытаясь успокоить гомонящих водителей. Вскоре ожила машина, и опустел перекресток. Но история на этом не закончилась. Спустя время на дорогах Бухареста встретил вновь Сережа Терехов, а это был он за рулем вдруг взбрыкнувшей машины, девушку-красавицу. Ту самую, что умоляла его поскорее завести машину и разгрузить перекресток. Но не успел опять узнать ее имя. Судьба уготовила нашим героям последний случай. Докатил Сережа на своей родненькой до самого Берлина, где вновь неожиданно повстречал свою, как оказалось впоследствии, настоящую любовь. Уже после войны об этом случае появилось стихотворение:

 

Расскажу я вам, ребята,

Как нашел себе жену.

Я шофером был в солдатах

За баранкой всю войну.

И куда я ни поеду,

Встречу девушку с флажком.

Только я начну беседу...

- Не задерживай движенья,

Проезжай без промедленья,

Мой приказ - в пути закон!

Наступленье дальше мчится,

Мы уходим за границу,

Встретил снова ту девицу

По дороге в Бухарест.

- Разрешите обратиться?

- Только быстро, здесь разъезд.

Проезжай, да поскорее!

Видишь - сзади батарея.

А не то пошлю в объезд.

Так и шла моя машина

Аж до самого Берлина.

Вот и улицы-руины,

Там я встретил ее вновь.

Мы гуляли по Берлину,

Говорили про любовь.

Расписались на Рейхстаге,

А потом и на бумаге.

 

Вот ведь как бывало. Оказалась наша «полуторка» в роли свахи. Кто знает, а может, специально решила поломаться на счастливом перекрестке?

 

О дороге жизни написано немало драматических и героических страниц.

 

...Потомок, знай! В суровые года,

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы ладожского льда

Отсюда мы вели Дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда...

Наш рассказ лишь об одном герое-водителе - Саше Тихановиче. Ему предстояло при 35° мороза перевезти из Ленинграда на большую землю детей в открытой машине. Перед рейсом он отобрал самых слабых ребят и посадил их в кабину, а остальных уложил в кузов. Вел он автомобиль на предельной скорости, чтобы преодолеть ледовую трассу. «Не замерзли ли дети?» - постоянно с тревогой думал водитель. Остановился. Вышел. Видит, лежат неподвижно в кузове. Что делать? Чем укрыть от холода малышей? Сняв с себя шинель и ватник, он укрыл ими детей, сел за руль в одной гимнастерке и вперед... Спустя время санитары на руках выносили из машины детей и застывшего от холода водителя. Детей оттерли снегом, напоили горячим чаем и уложили спать. «Вот так Саня! Прям, считай, вынянчил малышей!» - поговаривали вокруг. А что наш герой? А Саня с грузом продовольствия отправился в обратный путь. И так всю войну... Приходилось военному шоферу ездить и по минному полю. Не верите? Так слушайте. Только возвратился герой нашей истории, Витя Куликов из рейса, привел автомобиль в порядок и прилег отдохнуть. Минут через 20 вызывает его командир автомобильной роты капитан Д. Солопов и приказывает вместе с лейтенантом Н. Пеговым выехать в рейс.

«Было раннее утро, - рассказывает Куликов. - Километра через три от места нашей дислокации мы пристроились в хвост идущей колонне с боеприпасами. Неожиданно колонна остановилась. Решили обойти вброд. Вдруг впереди - несколько взрывов... Быстро приходит страшная мысль - минное поле! В этой непростой ситуации мы решили подать автомобиль задним ходом в хвост колонны, конечно же, каждую минуту рискуя взлететь на воздух, как это уже случилось с несколькими машинами. Маневр удался. Задание было выполнено в срок». А сколько их еще было? Ведь в то время шел только 1943 год...

В начале войны наравне с мужчинами решали задачи по быстрой переброске войск для отпора врагу и женщины, а порой даже совсем еще девушки. На их хрупкие плечи легло выполнение задач по обеспечению эвакуации населения и раненых. Поистине уникальна судьба военного водителя Натальи Сергеевны Величко. Ее фронтовая жизнь началась в первые дни Великой Отечественной войны. Она добровольно пошла в армию и была направлена шофером в 51-й отдельный артиллерийский полк. Ни один командир не хотел брать девчонку в подразделение. Но она настояла на своем. Когда фашисты подошли к Севастополю, Наташа возила боеприпасы из штолен в город, где ее полк держал оборону. На этом недлинном пути ее бомбили, обстреливали. В один конец везла она раненых, в другой - боеприпасы и продовольствие. В одном из боев Наташу ранило в голову, и она потеряла сознание. Очнулась - поняла, что в плену. Находясь в госпитале на излечении, наладила связь с подпольем, и ей помогли устроиться на работу при одном из немецких штабов водителем. Наташа подвозила подпольщикам бумагу, шрифты, вывозила из города подпольщиков. Вместе с партизанским отрядом освобождала город. А потом снова села за руль военного автомобиля. Подвергая себя смертельной опасности, она подвозила боеприпасы артиллерийским подразделениям. Так и на этот раз. После ожесточенных боев гитлеровским войскам удалось перерезать Симферопольское шоссе и захватить высоту в тылу артиллерийской батареи. Взвод занял круговую оборону. Было отбито уже шесть атак. Кончились снаряды. Мало осталось патронов, а атаки не прекращались. Взвод вел бой в окружении. Вчера вечером Наташа подвозила снаряды на эту дальнюю батарею, а сегодня путь был перекрыт фашистами. Окружены! У Наташи пересохло в горле. Она гнала машину к городу, не сбавляя скорости даже на поворотах. В голове была одна мысль - отрезаны! Как они там? Отбились или не отбились? Но вот и штольня, в которой разместился полевой склад боеприпасов.


- Я прорвусь! Прорваться можно, товарищ старшина. Немцы держат высоту, и все время атакуют батарею, а на шоссе только заслон. Если сами решить не можете, доложите своему начальству, что я берусь в целости доставить на батарею снаряды. Позвольте, я позвоню в штаб своего полка.

После взволнованного разговора Наташи с командиром полка он ей сказал: «Действуйте. Батарею надо спасать. На переднем крае вас пропустят. Передайте командиру батареи и командиру взвода, чтобы держались, скоро будет подмога!» Было уже около полуночи, когда Наташа Величко вывела со склада нагруженный боеприпасами автомобиль. В горах темно, и только между покрытых снегом обочин можно различить полотно дороги. Ехала она без света фар. На переднем крае пост морской пехоты пропустил ее, а за поворотом, в двухстах метрах, - немецкий дозор. На прямом участке дороги Наташа зажгла фары, увеличила скорость. Впереди в темноте мигнул свет фонаря и уперся в ветровое стекло автомобиля. Наташа, не сбавляя скорости, направила автомобиль прямо на свет. Послышался глухой удар, крик, треск автоматных очередей, но грузовик был уже далеко от этого места. Узкий крутой поворот, за ним - отвесный обрыв. Наташа знала: это самое опасное место. Многие водители нашли здесь свою могилу. Поворот этот простреливался противником. За поворотом Наташа увидела фашистов и, подъехав к ним поближе, включила свет фар. Автомобиль на большой скорости пронесся мимо замешкавшихся немцев. Сзади раздались автоматные очереди. Одна пуля попала в левую руку Наташи. Несмотря на ранение и тяжелые дорожные условия, она все ж привела машину с боеприпасами на батарею.

К большому сожалению, основные архивы нашего городского краеведческого музея сгорели во время Великой Отечественной. Но нам удалось собрать силами учащихся нашей школы небольшую информацию.

Как оказалось, прадедушка Жени Трофименко, Иван Петрович Шабельников в звании майора прошел всю войну командиром автомобильной роты. Был дважды ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу» и медалями за освобождение многих советских и зарубежных городов. Но хорошо помнили его дети, что на вопрос: «Папуля, ты был героем?» он всегда отвечал одинаково: «Я был солдатом!»

Среди наших земляков - Я.М. Котов, Герой Советского Союза, командир 5-й автомобильной роты, прошедший войну с первого до последнего дня.

Другой наш земляк, Н.Г. Тинин, служил рядовым автомобильного полка по охране участников Потсдамской конференции.

Прошло уже шесть десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Но до сих пор помнят оставшиеся в живых военные шоферы зарева пожарищ, сгоревшие дотла деревни, нескончаемый грохот артиллерийской стрельбы, завывание и взрывы бомб, мин, запах гари и, конечно же, фронтовые дороги. Кто был на войне, никогда их не забудет. Важно, чтобы и наши потомки это помнили...

Работа учащихся МОУ СОШ №1 г. Острогожска Воронежской обл.

 


< Пред.   След. >
Сегодня 23 ноября 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07