С наступлением весны на дороги выезжает целая армия ребят на велосипедах, мопедах и скутерах. К сожалению, каждый год она несет потери… Лишь за прошедший год в России почти две тысячи юных велосипедистов, не достигших шестнадцатилетнего возраста, стали инвалидами и получили тяжелые травмы. В Подмосковье в 2004 году жертвами вело- и мототранспорта стали 167 юных водителей, или каждый седьмой ребенок, пострадавший в ДТП
Сколько удовольствия доставляет детям велосипед, а старшим ребятам - мопеды или скутера! Как лихо порой даже владельцы «Десны», «Камы» или «Школьника» обгоняют неповоротливых пешеходов на тротуарах и устраивают друг с другом гонки прямо на проезжей части...
С началом весны многочисленная армия юных велосипедистов выкатила свои транспортные средства из кладовок и отцовских гаражей и влилась в транспортные потоки подмосковных дорог. Вот здесь-то и подстерегает наших маленьких участников движения настоящая беда. Ведь такие водители - наиболее уязвимая группа участников движения. Они, как правило, лишь понаслышке знают о дорожных правилах и, к несчастью, нередко становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.
Цифры российской статистики только с детьми-велосипедистами за прошлый год ошеломляют: почти две тысячи юных велосипедистов, не достигших шестнадцатилетнего возраста, стали инвалидами и получили тяжелые травмы. К сожалению, для многих поездка на велике оказалась последней в жизни.
В Подмосковье в прошлом году жертвами вело- и мототранспорта стали 167 юных водителей, или каждый седьмой пострадавший в ДТП маленький участник движения.
Вот лишь некоторые наиболее характерные примеры из сводок подмосковной ГИБДД.
Не успела весна вступить в свои права, как под колесами мчавшейся иномарки погиб 12-летний ученик Ильинской средней школы Орехово-Зуевского района. Вместе с приятелем-велосипедистом он ехал на футбольное поле, но неожиданно стал разворачиваться на 72-м километре автодороги Москва-Касимов. Когда сотрудники ГИБДД побывали в школе, где учился подросток, выяснилось, что велосипеды есть почти у каждого школьника, однако предмет ОБЖ преподается только в 9-11 классах.
Второклассник одной из школ г. Егорьевска вместе со знакомой пошел за хлебом и остался охранять ее велосипед у магазина. Искушение оседлать железного двухколесного «коня» оказалось столь велико, что ребенок взобрался на велосипед, сначала покатался в заездном кармане для транспорта, а потом, словно взрослый, выехал на дорогу прямо перед автомашиной «Опель-Вектра». Беды избежать не удалось. Водитель иномарки, увидев окровавленного малыша, отвез пострадавшего в больницу, где доктора оказали мальчику необходимую медицинскую помощь.
Знали ли эти ребята, что по Правилам дорожного движения управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет? И знают ли об этом многие взрослые? Ведь зачастую именно они косвенно виновны в велосипедных трагедиях. Многие родители считают ни к чему не обязывающим купить малолетнему ребенку на день рождения велосипед и не догадываются подсказать, показать безопасные для катания места... Только работники ГИБДД и врачи отделений травматологии знают всю правду о последствиях взрослой беспечности. Поэтому не случайно при выступлении на родительских собраниях они так часто затрагивают тему «Ваш ребенок и его двухколесный друг».
Если велосипед - лишь первая ступенька ребячьего познания мира дороги, то мопед и мотоцикл - вторая и крайне опасная. Если у старшего брата есть «Хонда» или даже «ИЖ-Планета», вряд ли младший будет дожидаться 16 лет, чтобы с ветерком промчаться по пыльным сельским дорогам. А уж о твердых знаниях правил дорожной безопасности и говорить нечего. Результат такого поведения подростков также находит свое трагическое отражение в сводках ГИБДД.
Восьмиклассник красногорской школы, которому самому только исполнилось 13 лет, катал своего 12-летнего приятеля на мопеде «Хонда» по родному городу. В итоге часть учебного года одному из приятелей пришлось провести на больничной койке, поскольку на одной из улиц мопед не разминулся с «Жигулями» и превратился в груду железа. Пассажир отделался синяками и ссадинами, упав с мопеда, а юный водитель с переломом левой голени и левого бедра со смещением был госпитализирован.
На одном из участков дороги Ушаково - Мамоново в Лотошинском районе водитель мотоцикла «ИЖ-Юпитер» так увлекся беседой со своим другом-приятелем, что не справился с управлением и опрокинулся на проезжей части. Здесь уже больше пострадал пассажир - ученик ушаковской школы - у него травма позвоночника.
Четырнадцатилетний ученик Кожинской средней школы Рузского района, пользуясь «лояльностью» родителей, нередко по ночам катал на своем мото «Восход» знакомых. Приехавшая погостить к бабушке восьмиклассница из Домодедово напросилась у бесшабашного подростка подбросить ее до дома и поплатилась за это с лихвой. В полночь он врезался в другой мчавшийся по трассе мотоцикл. «Как положено», никто из водителей и седоков мото не имел на голове мотошлемов. Оба мото не были даже зарегистрированы. В итоге юная пассажирка доставлена в больницу.
Сильно под хмельком по пос. Обухово Ногинского района мчался на мотоцикле «Иж-Планета» без прав и госномеров другой незадачливый мотоциклист. Стремительное продвижение по родному поселку ему преградил забор, оказавшийся на пути. Автомашина «скорой помощи» отвезла в больницу пассажира-восьмикласника, которому врачи наложили немало швов.
К сожалению, список пострадавших на вело- и мототранспорте на этих примерах не заканчивается. И чем лучше погода на улице, тем выше цифры детского травматизма, связанные с вело и мото.
Анализируя такие ДТП, с болью в сердце приходим к выводу: избежать многих ЧП было можно! Больше внимания взрослых к собственному ребенку, развитие у него самодисциплины и ответственности, элементарного внимания к себе и окружающим людям, знание основного требования безопасности: катайся подальше от проезжей части дороги - и тогда поездки на двухколесных транспортных средствах будут действительно в радость и удовольствие.
И. Бордачева, УГИБДД ГУВД Московской обл., фото В. Плотницкого, Республика Татарстан
|