Каждый год 9 мая все наши родственники собираются в доме дедушки
Башира Гумировича Махмутова. Они приходят поздравить его с Днем Победы.
На войне дедушка был шофером. Шофером стал после прохождения краткосрочных трехмесячных курсов. Это был 1942 год.
После курсов направили дедушку в г. Куйбышев в распоряжение
Главстройснаба, где он сел за руль автомобиля ГАЗ-АА и перевозил со
станции оборудование эвакуированных предприятий, материалы для
строительства оборонного завода в Безымянке.
Дальше его путь лежал через Сызрань в Москву и оттуда - на 1-й
Белорусский фронт. На своей бессменной полуторке возил солдат на
передовую, боеприпасы, горючее, продукты, оттуда вывозил раненых.
Дедушка Башир вспоминает: «Бывало всякое: бездорожье, когда машины
застревали в грязи, поломки. Иногда специально бомбили с воздуха,
гонялись за нами. Но всегда мы, шоферы, старались доставить груз
вовремя и на место».
В своей роте дедушка был одним из лучших шоферов. Он умел не только
отлично водить, но и отлично ремонтировал машины, поэтому его машина
всегда была на ходу. И на дороге ориентировался безошибочно, никогда не
путался. А ведь на дороге стояли наспех прибитые столбы с указанием
направления войск, медсанбатов.
На своей полуторке прошел дедушка тысячи километров по различным
фронтовым дорогам. Был под стенами Варшавы, на улицах Берлина, дошел до
берегов Эльбы.
К концу войны шоферы уже ездили и на заграничных машинах. Дедушка
тоже пересел на более мощную американскую машину «Студебеккер».
После Победы Берлин был разделен на четыре части: американскую,
советскую, английскую, французскую. Многие водители путались в
расположении зон, а границы их нарушать было нельзя. ВАИ строго
наказывала, за нарушение прокалывала талоны.
После войны дедушка вернулся в родную деревню. А его
друг-однополчанин И. Остапенко прислал ему заметку из военной газеты
«Звезда», где было написано: «Махмутов был лучшим бойцом роты, опытным
шофером, настоящим мастером своего дела. Его посылали в самые трудные
рейсы, он всегда вовремя и точно выполнял задание. Недаром на его груди
рядом с боевыми медалями сверкал значок «Отличный шофер».
Сейчас моему деду 81 год. Иногда вскользь про себя говорит: «Вот бы
сесть на машину да по боевым местам». Вздыхает: «Годы не те, чуть
раньше я б, конечно, поехал...»
Расул Атаяков, 7 класс,
с. Кутучево Оренбургской обл.
Груз шоферской ответственности.
Часто
смотрю семейный альбом. Родители говорят, что это было моим любимым
занятием даже тогда, когда я не умел еще ходить. В разном возрасте
разные вопросы интересуют. Среди фотографий моих многочисленных
родственников есть одна, которой очень дорожит мой отец. На ней мой
дядя, старший брат отца, в форме воина-десантника, мой отец, а в центре
- в танкистском шлеме пожилой мужчина с очень добрыми глазами. Недавно
отец и дядя Виктор, приехавший к нам в гости, рассказали мне, что это
их учитель физкультуры, Георгий Афанасьевич Аксенов.
Как оказалось, шлем танкиста у него с войны, потому что служил он в
танковых войсках. За два или три года до начала войны, еще мальчишкой,
не имея родителей, прибился он к воинской части и стал как бы сыном
полка. Часть была танковая. Парнишку выучили сначала машину водить, а
потом и тяжелый танк. Так он встретил войну. Участвовал в Курской
битве, под Прохоровкой. Получил тяжелое ранение, но спустя шесть
месяцев вернулся в свою часть и снова сел в тяжелый танк на место
водителя. К сожалению, раны давали о себе знать, и Георгий Афанасьевич
поменял, как он говорил, «боевого коня»: пересел на так называемую
полуторку в 1944 году. Возить приходилось и людей, и снаряды, и почту,
и провиант... Наверное, далеко не просто было передвигаться по военным
дорогам, а приходилось и по бездорожью. И везде надо было успеть
вовремя. Видимо, успевал водитель Аксенов везде; за последний год войны
получил три боевые награды.
Как вспоминал военный водитель, ответственность за людей и перед
людьми не позволяла нарушать ни режим времени, ни правила передвижения.
Дядя Виктор и отец помнят Георгия Афанасьевича и на машине, и на
мотоцикле: он был не просто осторожным водителем, а водителем,
уважающим людей, правила и дорогу.
Как вспоминал Георгий Афанасьевич, тяжело было на машине, когда его
часть дошла до Чехословакии (а именно там он встретил Победу).
Во-первых, страшное сражение за Прагу. Не спал сутками, как и все,
поэтому во время поездок необходимы были предельная внимательность и
осторожность. Но труднее было, когда пришлось передвигаться по
освобожденной от фашистов Праге. Всюду - машины, бронетехника, колонны
солдат, колонны пленных. От малейшей ошибки зависели десятки, сотни
жизней. Помогали регулировщицы и регулировщики. Да и водители любого
транспортного средства этот груз ответственности чувствовали и
понимали, поэтому, как правило, обходилось без происшествий.
Когда закончилась война и военный водитель вернулся домой, сразу
расстаться с баранкой не смог. Поэтому несколько лет работал в
Осташевском райпотребсоюзе шофером-экспедитором, а потом пришел в
школу. Собрал себе мотоцикл и ездил на нем из Осташево в Рюховскую
восьмилетнюю школу на работу. Таким и запомнился он моим отцу и дяде:
танкистский шлем, краги, кожаные брюки-галифе и хромовые сапоги. И его
«конь», как он называл свой мотоцикл, какого не могло быть ни у кого,
потому что ни на одну модель он похож не был.
Завидую отцу, дяде, их ровесникам, потому что им посчастливилось
знать такого человека, учиться у него, дружить с ним. Отец говорит, что
поучиться у Георгия Афанасьевича было чему: и человечности, и
тактичности, и целеустремленности, и уважению, и любви ко всему, что
могло само передвигаться по дорогам.
Станислав Лисенков,
10 класс, Спасская СОШ
|