Äîáðàÿ Äîðîãà Äåòñòâà
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
Сесть бы за руль, да по боевым местам.

Каждый год 9 мая все наши родственники собираются в доме дедушки Башира Гумировича Махмутова. Они приходят поздравить его с Днем Победы.

На войне дедушка был шофером. Шофером стал после прохождения краткосрочных трехмесячных курсов. Это был 1942 год.

После курсов направили дедушку в г. Куйбышев в распоряжение Главстройснаба, где он сел за руль автомобиля ГАЗ-АА и перевозил со станции оборудование эвакуированных предприятий, материалы для строительства оборонного завода в Безымянке.

Дальше его путь лежал через Сызрань в Москву и оттуда - на 1-й Белорусский фронт. На своей бессменной полуторке возил солдат на передовую, боеприпасы, горючее, продукты, оттуда вывозил раненых.

Дедушка Башир вспоминает: «Бывало всякое: бездорожье, когда машины застревали в грязи, поломки. Иногда специально бомбили с воздуха, гонялись за нами. Но всегда мы, шоферы, старались доставить груз вовремя и на место».

В своей роте дедушка был одним из лучших шоферов. Он умел не только отлично водить, но и отлично ремонтировал машины, поэтому его машина всегда была на ходу. И на дороге ориентировался безошибочно, никогда не путался. А ведь на дороге стояли наспех прибитые столбы с указанием направления войск, медсанбатов.

На своей полуторке прошел дедушка тысячи километров по различным фронтовым дорогам. Был под стенами Варшавы, на улицах Берлина, дошел до берегов Эльбы.

К концу войны шоферы уже ездили и на заграничных машинах. Дедушка тоже пересел на более мощную американскую машину «Студебеккер».

После Победы Берлин был разделен на четыре части: американскую, советскую, английскую, французскую. Многие водители путались в расположении зон, а границы их нарушать было нельзя. ВАИ строго наказывала, за нарушение прокалывала талоны.

После войны дедушка вернулся в родную деревню. А его друг-однополчанин И. Остапенко прислал ему заметку из военной газеты «Звезда», где было написано: «Махмутов был лучшим бойцом роты, опытным шофером, настоящим мастером своего дела. Его посылали в самые трудные рейсы, он всегда вовремя и точно выполнял задание. Недаром на его груди рядом с боевыми медалями сверкал значок «Отличный шофер».

Сейчас моему деду 81 год. Иногда вскользь про себя говорит: «Вот бы сесть на машину да по боевым местам». Вздыхает: «Годы не те, чуть раньше я б, конечно, поехал...»

Расул Атаяков, 7 класс,

с. Кутучево Оренбургской обл.

 

Груз шоферской ответственности.


Часто смотрю семейный альбом. Родители говорят, что это было моим любимым занятием даже тогда, когда я не умел еще ходить. В разном возрасте разные вопросы интересуют. Среди фотографий моих многочисленных родственников есть одна, которой очень дорожит мой отец. На ней мой дядя, старший брат отца, в форме воина-десантника, мой отец, а в центре - в танкистском шлеме пожилой мужчина с очень добрыми глазами. Недавно отец и дядя Виктор, приехавший к нам в гости, рассказали мне, что это их учитель физкультуры, Георгий Афанасьевич Аксенов.

Как оказалось, шлем танкиста у него с войны, потому что служил он в танковых войсках. За два или три года до начала войны, еще мальчишкой, не имея родителей, прибился он к воинской части и стал как бы сыном полка. Часть была танковая. Парнишку выучили сначала машину водить, а потом и тяжелый танк. Так он встретил войну. Участвовал в Курской битве, под Прохоровкой. Получил тяжелое ранение, но спустя шесть месяцев вернулся в свою часть и снова сел в тяжелый танк на место водителя. К сожалению, раны давали о себе знать, и Георгий Афанасьевич поменял, как он говорил, «боевого коня»: пересел на так называемую полуторку в 1944 году. Возить приходилось и людей, и снаряды, и почту, и провиант... Наверное, далеко не просто было передвигаться по военным дорогам, а приходилось и по бездорожью. И везде надо было успеть вовремя. Видимо, успевал водитель Аксенов везде; за последний год войны получил три боевые награды.

Как вспоминал военный водитель, ответственность за людей и перед людьми не позволяла нарушать ни режим времени, ни правила передвижения. Дядя Виктор и отец помнят Георгия Афанасьевича и на машине, и на мотоцикле: он был не просто осторожным водителем, а водителем, уважающим людей, правила и дорогу.

Как вспоминал Георгий Афанасьевич, тяжело было на машине, когда его часть дошла до Чехословакии (а именно там он встретил Победу). Во-первых, страшное сражение за Прагу. Не спал сутками, как и все, поэтому во время поездок необходимы были предельная внимательность и осторожность. Но труднее было, когда пришлось передвигаться по освобожденной от фашистов Праге. Всюду - машины, бронетехника, колонны солдат, колонны пленных. От малейшей ошибки зависели десятки, сотни жизней. Помогали регулировщицы и регулировщики. Да и водители любого транспортного средства этот груз ответственности чувствовали и понимали, поэтому, как правило, обходилось без происшествий.

Когда закончилась война и военный водитель вернулся домой, сразу расстаться с баранкой не смог. Поэтому несколько лет работал в Осташевском райпотребсоюзе шофером-экспедитором, а потом пришел в школу. Собрал себе мотоцикл и ездил на нем из Осташево в Рюховскую восьмилетнюю школу на работу. Таким и запомнился он моим отцу и дяде: танкистский шлем, краги, кожаные брюки-галифе и хромовые сапоги. И его «конь», как он называл свой мотоцикл, какого не могло быть ни у кого, потому что ни на одну модель он похож не был.

Завидую отцу, дяде, их ровесникам, потому что им посчастливилось знать такого человека, учиться у него, дружить с ним. Отец говорит, что поучиться у Георгия Афанасьевича было чему: и человечности, и тактичности, и целеустремленности, и уважению, и любви ко всему, что могло само передвигаться по дорогам.

Станислав Лисенков,

10 класс, Спасская СОШ

 

 

< Пред.   След. >
Ñåãîäíÿ 22 августа 2017 ãîäà
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 ãàçåòà «Äîáðàÿ Äîðîãà Äåòñòâà»
ã. Ìîñêâà, Ñòðàñòíîé áóëüâàð, 6, ñòð. 2, îôèñ 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 209-51-26, 209-41-07

Ïðîñïåêò
ñàéò ðàçðàáîòàí êîìïàíèåé
Ïðîñïåêò èíòåðàêòèâ ìåäèà