«Помогать делом», - таким принципом руководствовались ребята из гимназии № 6 города Пензы. Они организовали ярмарку, средства от которой были направлены на помощь пострадавшим в Беслане. Современная школа не дает знаний, необходимых в экстремальных ситуациях, не готова к современным реалиям в плане обеспечения безопасности, - сходятся во мнении и школьники, и взрослые, участвовавшие в заседании «круглого стола», который проходил в рамках всероссийского форума «Образовательная среда-2004»
- Я не могу считать человека Человеком, если он может убить котенка. Я не могу понять, как в Петербурге, городе культурной элиты, могли убить таджикскую девочку, вьетнамского студента. Я считаю таких людей выродками. И те, кто творит в мире террор, - они тоже выродки. Некоторые объясняют действия террористов политической целесообразностью. Но это двойные стандарты, наиболее подлое проявление человеческой сущности. Мы решительно осуждаем двойные стандарты, потому что это - преступление, одно из самых отвратительных.
Я считаю, что надо серьезно разобраться в том, что произошло в Осетии - кто виновен? Другой вопрос - а надо ли детям объяснять тонкости политики? На уровне детского понимания есть Добро и есть Зло. И дети должны сделать четкий выбор между добром и злом. А взрослым надо помочь ребенку сделать правильный выбор.
Надо читать классическую литературу. Она не учит плохому, дурному. Вспомните д'Артаньяна! Разве он или его друзья Атос, Портос и Арамис могли убить беззащитного котенка? А вот другой персонаж «Трех мушкетеров» - кардинал Ришелье. Ради своеобразно понятой им политической целесообразности он позволял себе делать все, без ограничений. Александр Дюма осуждал таких людей и вызывал у читателей чувство солидарности с благородными людьми. Художественная форма, если она талантлива, убеждает сильнее, чем простой отчет.
В. Шаинский, композитор
Ярмарка в помощь Беслану
После сентябрьского происшествия в Беслане о террористах рассказали каждому малышу. Теперь даже кроха-первоклассник знает, кто это такие и почему их надо бояться. Знает наверняка и о ребятах с Северного Кавказа, которые в своей школе больше учиться не будут...
В нашей гимназии № 6 мы следили за тем, что происходило в Северной Осетии в начале сентября, обменивались информацией. Хотелось как-то помочь заложникам и их родным. Даже самые младшие ученики решили поучаствовать в акции в помощь пережившим трагедию. Нет, это был не митинг, не демонстрация, даже не письма. Гимназический орган самоуправления предложил провести ярмарку, а средства, полученные от нее, перечислить на счет в помощь пострадавшим.
В гимназии такие мероприятия проводились уже три раза, и самый большой доход со всех продаж составлял порядка семи тысяч рублей. В этот же раз школьникам удалось распродать поделок, выпечки и всякой мелочи на сумму 16512 русских рублей. Рекордсменами оказались ученики младших классов. 4 «В» набрал целых 1600! Чего только на их столиках не было! И игрушки, и постеры со звездами, и конфеты, и лимонад в розлив, и браслетики-бусики для девчонок. Теперь ребята знают, что если захотят, то смогут сами заработать деньги, стоит только вспомнить, что из домашних запасов лежит нетронутым, и попросить бабушек напечь пирогов и плюшек.
Эти шестнадцать тысяч уже перечислены, как и планировалось, в фонд помощи детям Беслана, а выручку со следующей ярмарки уже решено потратить на цифровую камеру для школы.
Маша Сироткина, 15 лет, г. Пенза
Мы - рядом. А есть ли толк?
Наверное, в каждой школе учителя и медработники рассказывают детям, как оказывать первую медицинскую помощь. На картинках в учебниках и на словах все кажется простым и осуществимым. К сожалению, недавно я поняла, что лишь единицы из нас могут помочь в чрезвычайной ситуации.
Это случилось в летнем детском лагере. Девочка случайно разбила стекло. Развернувшись, она резко размахнулась, и кисть руки попала как раз в окно. Стекло разбилось, а девочка поранила вену. Я всего этого не видела, ребята рассказали. Когда я зашла в корпус, увидела плачущую девочку и ребят, обступивших ее. Они спорили, в каком месте перевязывать руку - сверху пореза или снизу, сильно затягивать или слабо. В конце концов прибыла медсестра и наложила жгут, а потом сделала перевязку.
Никто из нас не застрахован от несчастных случаев. И наверняка каждый может оказаться в подобной ситуации, когда от нас потребуется помощь пострадавшему. Мы - рядом, но есть ли толк от того, что мы рядом, если мы будем визжать от одного только вида крови или не будем знать, что делать?
Я думаю, уроки поведения в экстремальных ситуациях и первой медицинской помощи нужны всем, даже детям.
Даша Шарапова, 14 лет, г. Владимир
Современная школа не готова к новым вызовам современности в части обеспечения безопасности
Такой вывод сделали участники круглого стола «Образовательная среда - вызовы новой реальности», который состоялся в рамках всероссийского форума «Образовательная среда-2004» в Москве в конце сентября. На оснащение образовательных учреждений противопожарным оборудованием в рамках отраслевой программы «Безопасность образовательных учреждений» из федерального бюджета в 2004 году потрачено около 3 млрд рублей. В бюджете 2005 года на меры по обеспечению безопасности школьников уже запланировано 700 млн рублей. Всего на эти цели необходимо затратить 25 млрд рублей. По подсчетам специалистов, на оснащение одной школы численностью 700-800 учащихся необходимым оборудованием (видеослежение, тревожная кнопка, ограждение и т.д.) требуется примерно 1 млн рублей.
В связи с тем, что федеральный бюджет не в состоянии обеспечить безопасность всех школ России, руководитель Федерального агентства по образованию (ФАО) Григорий Балыхин призвал руководителей региональных учреждений образования изыскивать на это средства из местных бюджетов. Он порекомендовал также устраивать учения по эвакуации детей из учреждений с привлечением специалистов ГО ЧС, так как «зачастую дети гибнут из-за того, что не знают, что делать в чрезвычайной ситуации». Сотрудник компании IBM Александр Чечеткин предложил создать рабочую группу при ФАО для изучения и проработки технических и технологических предложений по решению проблемы безопасности в школах. Однако попытки решить проблему только через оснащение учебных заведений современным оборудованием и усиление работы охранников школы - безрезультатны, считает специалист по безопасности Управления образования ЮАО Москвы Борис Коваленко. Защитить школу может только комплекс межведомственных мероприятий. По мнению директора научно-исследовательского центра «Диагностика. Адаптация. Развитие» Серафимы Чечельницкой, для обеспечения безопасности школьников на дорогах и выработки алгоритма поведения взрослых и детей в экстремальных ситуациях учителей необходимо готовить по специальному курсу, а также создать новый курс ОБЖ.
Агентство социальной информации
ОБЖ - «халява» для подростков
В нашей школе урок ОБЖ появляется в 10 классе. Более младшим классам придется немного подождать, пока их научат, как нужно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах... Да и старшеклассников научат немногому. Проводится он у нас в другой школе. В каждом полугодии - по неделе: по шесть уроков (или три пары) каждый день.
Как сейчас помню, никто из нашего класса не хотел идти в чужую школу. Но потом мы «раскусили». На ОБЖ можно попросту гнать «халяву». Отсидеть шесть уроков и бежать - домашних не задают. Можно опоздать на лекции или вообще прогулять. Хоть нас и напугали, что оценка по ОБЖ идет в аттестат, забивать на урок никто не перестал. Там очень хорошо работает система справок: хоть сам пиши как бы от врача, и тебе поверят.
Но все-таки посидеть на ОБЖ ученики ходят. Если «препод» нестрогий и кричать не умеет, то, считай, урок сорван.
Насколько я знаю, Минобразования и МЧС России разработали федеральный компонент общеобразовательных стандартов по курсу ОБЖ. В целях обеспечения курса ОБЖ учебной литературой подготовили к выпуску и включили в федеральный комплект учебной литературы учебники по ОБЖ.
Учебника этого на уроках мы ни разу не видели. И никто нам не говорил, чтобы его покупать.
Запоминаем мы все со слов преподавателя и постоянно все записываем. Пишем, как мне кажется, полную ерунду. Конечно, бывают нужные темы, но это не часто. Например, куда прятаться при вооруженном нападении, бомбежке. При этом почему-то важным считается запомнить, во что одеты пожарные и спасатели. Я вот думаю, дети в Беслане не выбирали, к дяденьке в какой форме бежать: оранжевой или зеленой.
Я, конечно, не спец, не работал ни в МЧС, ни в Министерстве образования, но думаю, что на ОБЖ надо лучше рассказывать школьникам, какие существуют простые методы спасения в различных экстремальных ситуациях. Не говорить, какая бомба на сколько улетит и радиус поражения - а как спастись от нее. Мы же не в военное училище пришли учиться, чтобы нам досконально рассказывали устройство бомб и взрывчаток. А то нам несколько уроков подряд подробно описывали виды вооруженных сил, родов войск, рассказывали, как в бою работают артиллерия или воздушные силы. Дедушка-преподаватель, майор в отставке, заставляет учить места бомбоубежищ по картам 70-х. Может, их давно уже и нет, да и не приспособлены они уже совсем? Вот и учим: в бомбоубежище такого-то типа может жить столько-то человек (прямо люди будут бегать и спрашивать, есть у вас местечко или нет!), сколько там умывальников, туалетов, кусков мыла, банок тушенки...
Но есть в ОБЖ темы, которые все старшеклассники любят. Это правила интимных отношений. Правда, редко там рассказывают что-то интересное. Одни болезни. И больше не о том, как их предотвратить, а какие у них симптомы, смертельно или нет, как можно заразиться ими. Если бы хоть кому-то помог этот урок, это была бы победа. Но толку от этого мало.
Мы не против, предмет ОБЖ в школе нужен, особенно мы это поняли после трагедии в Беслане. Нам действительно интересно и хочется знать, как можно выжить в мире опасностей. Вот и хотел бы спросить у ребят из других школ и из других городов: где есть школы, где основы безопасности жизнедеятельности изучают не с ручкой и тетрадкой, а на практике.
Кирилл Хрипунов, 16 лет, г. Ярославль |