Анализ ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом в России. Сотрудники отдела организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения Департамента ОБДД МВД России ищут ответы на два ключевых вопроса: почему наши дети гибнут на дорогах и что необходимо сделать, чтобы сократить потери?
Только цифры. В 2004 г. в каждом девятом дорожно-транспортном происшествии были травмированы дети. За год на дорогах России погибли 1405 детей, 24 693 были ранены. То есть в среднем каждый день в дорожно-транспортных происшествиях 3-4 ребенка погибают, 65-70 получают травмы.
О проблемах детского дорожно-транспортного травматизма мы беседуем с заместителем начальника отдела организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения Департамента ОБДД МВД России полковником милиции Верой Викторовной Фаляховой
- В предыдущие три года показатели по детскому дорожному травматизму росли. В прошлом году впервые произошло некоторое снижение, но почти полторы тысячи детей, погибших на дорогах, - это все равно очень много, - говорит Вера Викторовна. - Проводя анализ детского дорожного травматизма, нашей задачей было понять, почему наши дети гибнут на дорогах и что мы должны сделать, чтобы сократить потери. Вроде бы профилактическая работа в этом направлении ведется, деньги вкладываются, а особого эффекта - нет.
- Почему?
- Приведу еще одну цифру. По нашей статистике, из всех пострадавших детей-пешеходов 56,5% сами нарушили Правила дорожного движения. То есть это говорит о том, что наши дети часто либо не знают правил поведения на дорогах, либо не понимают, что от соблюдения этих правил зависят их жизнь и здоровье. Ребенок часто не может адекватно оценить ситуацию на дороге. Он надеется, что взрослые водители его заметят, пропустят, объедут, - словом, успеют среагировать.
- Но ведь детский дорожный травматизм - это не только проблема ГИБДД. Как у нас принято говорить - «все начинается с семьи».
- Дети зачастую просто копируют поведение взрослых на дороге. А как у нас ведут себя взрослые - известно. Мама опаздывает на работу, несется через дорогу под «аккомпанемент» сигналящих автомобилей, не обращая внимания на сигналы светофора. Папа, сидящий за рулем, тоже вечно спешит, обгоняет по встречной полосе, «летит» на красный свет, паркуется так, что ни пройти, ни проехать. Вечером все собираются дома и начинают учить ребенка уму-разуму. Но идет ли такая учеба на пользу? Приведу еще один пример. Недавно к нам в отдел приезжала руководитель пропаганды вологодской Госавтоинспекции. Озабоченная ростом детского травматизма в своей области, спрашивала совета - что делать? Дескать, мы и конкурсы, мы и викторины, мы песни про ГАИ и светофоры поем, а ничего не помогает! Вместе мы попытались проанализировать ситуацию с детским травматизмом в области. Оказалось, что большинство происшествий случились утром, когда дети шли из дома в школу. Чем же так озабочен ребенок, что ничего вокруг не замечает? То ли не проснулся, то ли родители так с утра «пожурили», что маленький человечек от переживаний разволновался... Попробовали адресно обратиться через средства массовой информации, и особенно местные утренние телеканалы, к родителям и учителям. Эффект превзошел ожидания. Это один из способов. Он, конечно, не новый, но эффективный. Может быть, кто-то более интересные применяет - пусть поделятся на страницах вашей газеты. Все разумное и полезное у нас только приветствуется.
- А школы?
- Преподавание в школах правил дорожной безопасности - еще один очень большой пробел. По программе средней школы (это 5-9 классы) на изучение этих правил отводится два часа (!) на весь курс. Во многих регионах России сейчас активно развивается картинговый спорт. Но это, к сожалению, спорт чисто коммерческий и доступен, как вы понимаете, далеко не всем. Конечно, во многих регионах существуют юношеские автошколы, работают отряды юных инспекторов движения. Но сегодня это, к сожалению, разрозненные отряды, которые действуют самостоятельно и не имеют ни правовой основы своего существования, ни должного финансирования, ни методического обеспечения. Получается, что картинги - для состоятельных, ЮИД - для энтузиастов. А что для всех остальных?
Руководство Госавтоинспекции МВД России, в первую очередь Виктор Николаевич Кирьянов, поставило перед нашим отделом задачу в кратчайшие сроки «разрулить» ситуацию. Виктор Николаевич встречался с министром образования и науки Российской Федерации. На этой встрече были обсуждены многие проблемы и вопросы. Дело теперь за малым - воплотить все эти планы в конкретные и действенные документы: приказы, государственные, федеральные учебные программы и т.д. Вот на этой стадии нам требуется помощь руководителей Госавтоинспекций в регионах: не отмахивайтесь, подключайтесь, подсказывайте! Школы тоже ждут грамотных программ, учебников и рабочих тетрадей по ПДД. Я недавно была в Санкт-Петербурге, встречалась с руководителями комитетов по образованию города и области. Могу сказать: педагоги будут только благодарны Госавтоинспекции, если мы сможем решить вопрос о едином федеральном стандарте по ПДД.
- Со школами понятно. Но и сама Госавтоинспекция на протяжении многих лет проводит различные мероприятия, направленные на профилактику детского дорожного травматизма. Насколько эффективна эта работа? Будет ли она меняться, пересматриваться?
- Задача ГИБДД состоит не только в том, чтобы подсчитывать цифры и сравнивать показатели. Наша задача - это прежде всего профилактика. У нас - почти как у врачей - ситуацию лучше предупредить, чем потом расхлебывать последствия. Практика показывает: если в том или ином регионе пропагандистская, разъяснительная работа поставлена на должный уровень, если эта работа ведется серьезно и по всем направлениям, со всеми участниками дорожного движения, показатели (аварийность, смертность, детский дорожный травматизм) снижаются. А если профилактическая работа провалена - то и все показатели зашкаливают. Во многих регионах существуют акции и мероприятия, направленные на профилактику детского дорожного травматизма. Проблема заключается в том, что многие формы работы уже устарели и потому не дают должного эффекта.
- Вы готовы предложить новые идеи?
- В апреле стартует Всероссийская акция «Дети и дорога». Планируя ее, мы ставили задачу скоординировать усилия региональных подразделений Госавтоинспекции, объединить отдельные мероприятия в общую систему профилактики детского дорожного травматизма. Тем более что цель у нас одна - привить нашим детям навыки безопасного поведения на дорогах.
Акция пройдет в три этапа. В апреле-мае ее центрами станут города-герои - Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Новороссийск. Как мы знаем, в этом году в нашей стране большой праздник - 60-летие Победы, и наша акция приурочена к этой знаменательной дате. Читателям газеты, наверное, будет интересно узнать, что в рамках этой акции во Всероссийском детском центре «Орленок» пройдет награждение победителей конкурса «60 лет Великой Победы», проведенного Департаментом ОБДД МВД России, Фондом «ЧАДЭ» и газетой «Добрая Дорога Детства», а на празднике, посвященном 5-летию газеты, будут награждены победители конкурса «ДДД - 5 лет».
Мы провели анализ детского дорожного травматизма, и летом наша акция «Дети и дорога» перейдет в регионы, которые оказались в «черном списке». Лето - это вообще самый «травмоопасный» период. У детей начинаются каникулы, и многие остаются предоставленными сами себе. Поэтому именно в этот период особое внимание будет уделено регионам, неблагополучным в плане детского травматизма.
- Картина дорожно-транспортных происшествий с участием детей везде одинакова, или существуют некие «местные особенности»?
- Конечно, есть общие тенденции. Но вместе с тем в каждом регионе - свои проблемы. Где-то, например, в «группу риска» попали дети из так называемых неблагополучных семей, детских домов и домов-интернатов. Чуть ли не треть аварий произошла с участием именно этой категории детей. А в других регионах, напротив, в большинстве случаев дети, попавшие в дорожно-транспортные происшествия, шли по улицам за руку с родителями.
Финал Всероссийской акции «Дети и дорога» состоится в октябре и будет проходить на базе детского центра «Орленок» в Краснодарском крае. Здесь мы планируем подвести итоги работы подразделений пропаганды ГИБДД и определить лучших, а также предложить новое Положение о ежегодном Всероссийском конкурсе журналистских работ по безопасности дорожного движения.
Хочу подчеркнуть, что Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктор Николаевич Кирьянов и Министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко взяли эту акцию под личный контроль. Согласие на участие и творческую помощь мы получили от певицы Лолиты, от Александра Малинина и Валерия Сюткина. Пользуясь случаем, приглашаем подключаться к нашей акции всех, кто неравнодушен к теме безопасности дорожного движения.
|