Мы снова публикуем большую и безликую таблицу ДТП, произошедших с детьми на дорогах России. На первый взгляд - безликую. Стоит только всмотреться в это множество цифр на линейках и в столбцах, и душу захлестывает волна боли.
Прежде всего бросается в глаза число 1405. Столько юных россиян погибло в 2004 г. под колесами автомобилей. Целая большая школа! Была - и нет ее больше.
Потом начинаешь искать другие четырехзначные числа. Где, в каком регионе страны дети чаще всего попадали в аварии на дорогах? В какой области автомобильное движение стало причиной самого большего количества детских увечий?
Обращаешь внимание на 1325. Это число ДТП с участием детей в Московской области. 1241 - в Свердловской области. Сколько же мальчишек и девчонок пострадали в результате этих происшествий? Не пробовали посчитать? Вот они, погибшие и раненые: 1438 - в Московской, 1354 - в Свердловской области, 1218 - в Санкт-Петербурге и Ленинградской области вместе взятых.
Наверное, родители несовершеннолетних мальчишек и девчонок из той же Свердловской области в очередной раз ужаснутся, в каких опасных условиях им приходится жить и растить своих детей: и климат суровый, и экология - хуже некуда, и преступность - на улицу вечером боязно выйти, и вот еще, оказывается, одна напасть - наезжающие на детей автомобили, второе место по стране по этому показателю! И в очередной раз захотят мамы и папы уехать со своего индустриального Урала куда-нибудь подальше - в деревню, в глушь, на край света. И москвичи со своими соседями из Подмосковья, и петербуржцы опять задумаются о прелестях жизни «в центре», которые не всегда перевешивают неудобства провинции.
И правильно сделают, что задумаются и начнут сравнивать. Потому что все познается в сравнении.
Большие абсолютные показатели детей, пострадавших в ДТП во всех трех российских столицах - первой, второй и уральской - с окружающими их городами, объясняются тем, что и население там самое многочисленное, стало быть, и детей тоже немало.
Давайте посмотрим, что делается на краю света. Возьмем Сахалинскую область - 159 ДТП, в них пострадали 179 детей, в том числе 9 погибли (кощунственно, конечно, употреблять здесь слово «всего», но по сравнению с другими регионами, где количество погибших исчисляется не одним десятком человек, это действительно немного). Если знать, что на острове проживает 115553 ребенка в возрасте до 17 лет, то получается, что из каждых 100 тыс. детей в ДТП пострадали 155 человек. Много. Нет, туда мы не поедем.
Может быть, лучше в «деревню»? В Республику Алтай? Там 248 населенных пунктов и единственный город - Горно-Алтайск. Край чудесный, места красивейшие, народ добрый и приветливый. Географически республика расположена вдалеке от больших дорог, собственной сети железных дорог она не имеет, поэтому автомобильный транспорт играет исключительную роль в обеспечении функционирования производственно-хозяйственного механизма и жизнедеятельности населения. Автомобиль там - практически единственный вид транспорта. И что же там, на местных дорогах, делается? 157 пострадавших детей на каждые 100 тыс. детского населения. Правда, детей на Алтае чуть ли не в два раза меньше, потому и попавших в ДТП тоже «немного» - 6 погибли и 88 ранены. Писать слово «немного» без кавычек было бы неправильным. Это много, очень много, это - невосполнимо...
Осталась у нас «глушь». Заглянем в небольшую республику, которую школьники не сразу могут показать на карте - Хакасию. Правда, глушью назвать Хакасию может только двоечник по географии. Потому что территория давно освоена и ведущее место в ее экономике занимает промышленность: цветная и черная металлургия, электроэнергетика, добыча каменного угля, машиностроение и металлообработка и другие отрасли. В республике 5 городов и 13 поселков городского типа. И 184 пострадавших под колесами автомобилей мальчиков и девочек из каждых 100 тыс. детей.
Так что если пристальнее посмотреть на цифры, проанализировать показатели пострадавших в ДТП детей, то получается, что первое отнюдь не почетное место занимает Республика Хакасия, второе - Республика Алтай и третье - Сахалинская область, «отодвинувшие» Свердловскую область на четвертое место. Далее в десятке «первых» идут Ивановская, Владимирская, Псковская области, Приморский край, Архангельская область и Республика Карелия.
Что касается Московской области с ее большим числом ДТП с участием детей, то по относительному показателю она на одиннадцатом месте (122 ребенка на каждые 100 тыс. детей). Москва занимает место ближе к концу списка - относительный показатель равен 56.
Если не брать во внимание Чукотку и Таймыр, то меньше всего этот показатель в Чечне, Ингушетии и Дагестане (меньше 20 на каждые 100 тыс. детей). А средний показатель по нашей стране таков: из каждых 100 тыс. российских детей в 2004 г. на дорогах пострадали 86 человек. При этом в Центральном федеральном округе - 92, Северо-Западном федеральном округе - 107, Южном федеральном округе - 56, Приволжском федеральном округе - 72, Уральском федеральном округе - 120, Сибирском федеральном округе - 93, Дальневосточном федеральном округе - 104 ребенка из каждых 100 тыс. детей, проживающих в данном округе.
Разумеется, редакция «ДДД» не претендует на абсолютную математическую точность приведенных результатов проведенного нами анализа, потому что, во-первых, при расчетах полученные дроби пришлось округлять до целых чисел, а во-вторых, число детей в общей массе населения - величина непостоянная: одни рождаются, другие вырастают.
И все же, все же... Цифры в статистическом документе и полученные в результате анализа хочется уменьшить, изменить, стереть. Наши школы, наши города, наша жизнь должны звенеть ребячьими голосами.
Выражаем благодарность Управлению статистики населения Госкомстата РФ за предоставленную информацию о численности детей, проживающих в субъектах Российской Федерации.
|