Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
Детский клуб безопасности движения в Японии

В 70-80-е годы XX века в связи с ростом количества автотранспорта на дорогах развитых стран Европы и Азии в них наблюдался всплеск детского дорожно-транспортного травматизма. Чтобы сберечь жизни детей, в этих странах были приняты государственные программы борьбы с ДДТТ. Неукоснительное их исполнение принесло свои положительные результаты: количество детей - жертв автоаварий снизилось.

Ныне такой же автотранспортный бум наблюдается на дорогах России. И несмотря на удаленность во времени, зарубежный опыт борьбы с детским травматизмом в результате ДТП для нашей страны актуален, как никогда ранее. Сегодня мы представляем опыт Японии.

Большое число ДТП с маленькими детьми заставило организаторов дорожного движения Японии искать срочные меры борьбы с детским травматизмом.

Поскольку роль матери - центральная в любом аспекте общего воспитания, то повседневные отношения матери и ребенка и должны создать логическую основу для обучения детей началам науки безопасности движения. Учитывая это, отдел мер по безопасности движения при канцелярии премьер-министра начал в 1972 г. всеяпонскую кампанию  за учреждения так называемых «детских клубов безопасности движения» во всех городах и селах.

Вообще японские клубы явились развитием идеи английских «Тафти-клубов», объединивших усилия как общества, так и частных лиц в предупреждении ДТП. Они появились в Англии в 1961 г. при Королевском обществе борьбы с аварийностью для обучения детей правилам движения, и их оргформы, цели и методы оказали влияние на японские клубы.

Главная цель занятий в таких клубах:

- Указать детям на повсеместную опасность дорожного движения и научить их правильным действиям для ее избежания в любое время. Обучить малышей основным правилам движения и воспитать у них привычки и поведение умелых и осторожных пешеходов.

- С помощью игровых занятий выработать у детей способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожной ситуации.

В Японии уделяют большое внимание этим клубам, где еще с дошкольного возраста начинается воспитание будущих полноценных участников движения.

Полезный вклад в дело безопасности вносят все взрослые водители и пешеходы, давая примеры сознательного соблюдения правил.

Клубы создаются по месту жительства матерей с детьми, и вся агитработа в них связана с конкретными местными условиями. Участие в них  добровольное. Обычно в одном клубе состоят 50-100 членов. Это дети в возрасте 3-6 лет, их матери или няни. Клубы носят особые звучные названия (связанные с природой, сказками), например клуб «Кенгуру» или «Подсолнухи» и т.д. Чтобы создать чувство единения в одну активную группу, членам клуба дают значки, флажки и другие символы с изображением животных героев мультфильмов.

Обычно каждый клуб возглавляется лидером, выбираемым среди членов-матерей. Ей помогают другие мамаши: одна готовит материалы для занятий, другая - ведет переписку, третья собирает членские взносы и т.д. Женщина-лидер организует и планирует совместные усилия членов клуба. Поддерживает контакты с местной полицией, детсадом, собирает библиотеку учебных пособий. Так постепенно создается дружный коллектив, ведущий интересную и важную работу.

Клубы являются общественной организацией, и вся работа в них нацелена на групповое обучение детей, как равных членов «пешеходного сообщества», не выделяя каждого отдельного малыша. Конкретные виды деятельности зависят от местных условий движения, численности членов клуба и их возрастного состава. Но есть и общие формы и методы работы клубов безопасности движения.

Например, раз в месяц созываются общие собрания всех членов клуба. Собрание длится не более 30-60 минут, чтобы не переутомлять малышей. Его проводят обычно в безопасном и доступном для всех жителей района месте, как правило, в парке, детсаду, церкви или в местном зале для выступления. Все занятия в клубе ведутся по заранее составленным планам в соответствии с общегодовой учебной программой.

В рамках этой общегодовой программы проводится 12 ежемесячных занятий. В ходе их должны быть рассмотрены 6 основных учебных тем по безопасности движения. Это:

1 - правильное хождение по улице,

2 - привычка останавливаться перед переходом дороги,

3 - переход улицы,

4 - умение осмотреться вокруг себя,

5 - умение прислушаться,

6 - игры на улице.

Каждой их этих учебных тем посвящаются два отдельных занятия.

Годовая учебная программа для детского клуба БД

Занятия № 1-2.

Тема: Хождение по улице

Основные цели обучения

- С самого начала создать у детей радостное настроение, заинтересовать их, чтобы они и в дальнейшем охотно посещали все последующие занятия.

- Научить ребят безопасно ходить по дороге в клуб БД и домой.

Изучаемые вопросы

- Ходьба по тротуару. В случае его отсутствия - навстречу движению. В таком случае надо идти ближе к обочине и подальше от едущих машин. Идти надо, крепко держась за руку мамы или няни. (Для мамы - крепко держа ребенка за запястье руки, а не за ладошку или пальцы.)

 

Занятия № 3-4.

Тема: Привычка остановиться для осмотра

Основные цели обучения

- Научить детей всегда останавливаться, прежде чем начать переход улицы, чтобы осмотреться, стоя у бордюра, тротуара или у края проезжей части дороги (дойдя от дома до дороги, остановиться).

- Приучить их останавливаться еще при выходе из дома на улицу (на пороге подъезда или за воротами двора).

- Приучить детей не выбегать сразу на проезжую часть из окрестных парков и детских игровых площадок.

Изучаемые вопросы

- Останавливаться перед началом перехода и при выходе из дома нужно для того, чтобы оглядеться не спеша и убедиться, что вокруг нигде не видно приближающихся машин.

- Никогда не нужно сразу выбегать на дорогу, по которой ездят машины.

 

Занятия № 5-6.

Тема: Переход улицы

Основные цели обучения

- Приучить детей пересекать улицу только там, где есть обозначенный знаком или разметкой пешеходный переход.

- Научить их переходить ее безопасно, соблюдая требования сигналов светофора и регулировщика.

Изучаемые вопросы

- Определить, где находится место перехода.

- Понимание сигналов светофоров, в том числе специального светофора для пешеходов (с символом «стойте» - «идите»).

 

Занятия № 7-8.

Тема: Умение осмотреться вокруг

Основные цели обучения

- Научить детей остерегаться машин, которые еще не видны и могут неожиданно появиться из-за стоящих или едущих по улице трамваев, автобусов и других машин.

- Приучить их никогда не переходить улицу сзади или спереди стоящих у тротуара машин.

Изучаемые вопросы

- Нельзя стоять слишком близко сзади и спереди автомобиля, где его водитель не может увидеть маленького ребенка.

- Идя к машине или выходя из нее, надо также сначала осмотреться.

 

Занятия № 9-10.

Тема: Умение прислушаться

Основные цели обучения

- Научить детей безопасно переходить дорогу и через пути на ж/д переездах, используя как зрение, так и слух.

- Приучить их внимательно слушать звуковые сигналы и шум машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся издалека автомобили.

Изучаемые вопросы

- Переход железнодорожных переездов.

- Безопасное хождение по улице в дождь, снегопад или туман.

- Умение правильно держать зонтик, не загораживая обзор.

 

Занятия № 11-12.

Тема: Игры на свежем воздухе

Основные цели обучения

- Приучить детей играть в парках и на детплощадках, а не рядом с дорогой (не играть и в других опасных местах).

- Приучить детей всегда сообщать своим родителям, куда именно они собираются пойти поиграть.

Изучаемые вопросы

- Опасность игр на дороге.

- Как нужно идти в парк или на детскую площадку для игр и как возвращаться обратно.

Планы проведения отдельных занятий по БД с малышами

Методика ведения каждого очередного занятия строится в соответствии с общими темами годичной программы и указанными выше целями обучения по следующему примерному методическому плану:

1. Пение песни или «гимна» клуба.

2. Приветствие собравшихся.

3. Вводное слово лидера, прием новых членов клуба.

4. Разъяснение повестки дня собрания.

5. Целевые игры по изучаемой теме с учетом целей обучения (разбор ситуации с помощью кукол, игрушек, фигурок животных и т.д.).

6. Групповое обучение собравшихся.

7. Отдельное обучение матерей маленьких детей.

8. Проверка лидером и матерями степени усвоения детьми учебного материала по изучаемой теме БД.

9. Заучивание правил для юных пешеходов в виде «клятвы» с отгибанием сжатых пальцев. Например, фразу «...Я обещаю останавливаться» дети повторяют по слогам так: «Я (отгибает вверх указательный палец)... обещаю (отгибает средний палец)... останавливаться (отгибает 4-й безымянный палец). Это делается для лучшего моторного и двигательного запоминания правил еще не умеющих читать детьми, чтобы выработать у них привычку ожидать при переходе улицы.

10. Заключительная песенка. Все заседания клубов БД идут по такому распорядку и длятся около 1 часа.

Правда, есть проблема, требующая серьезного внимания - как учить в клубах детей различного возраста от 3 до 7 лет? Ведь в дошкольном воспитании разница возрастов в 1 год требует другого подхода к обучаемым из-за того, что у детей разница в уровне физического и умственного развития в один год гораздо больше, чем та же разница у взрослых. Немаловажным является и уровень руководителей клубов, исключая те клубы, которые работают при детских садах и возглавляются преподавателями из этих садов. Матери детей обычно совершенно неопытны в области воспитания БД и их руководство в клубах характеризуется недостатком компетентности и определенной степенью ненадежности. Понимая эту проблему, общественные организации в различных регионах, в которых создаются клубы, проводят учебные сессии 1-2 раза в год для руководителей клуба данного района.

По всей Японии было организовано свыше 12 тыс. клубов.

Сегодня 25 мая 2017 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07

Проспект
сайт разработан компанией
Проспект интерактив медиа