В 70-80-е годы XX века в связи с ростом количества автотранспорта на дорогах развитых стран Европы и Азии в них наблюдался всплеск детского дорожно-транспортного травматизма. Чтобы сберечь жизни детей, в этих странах были приняты государственные программы борьбы с ДДТТ. Неукоснительное их исполнение принесло свои положительные результаты: количество детей - жертв автоаварий снизилось.
Ныне такой же автотранспортный бум наблюдается на дорогах России. И несмотря на удаленность во времени, зарубежный опыт борьбы с детским травматизмом в результате ДТП для нашей страны актуален, как никогда ранее. Сегодня мы представляем опыт Японии.
Большое число ДТП с маленькими детьми заставило организаторов дорожного движения Японии искать срочные меры борьбы с детским травматизмом.
Поскольку роль матери - центральная в любом аспекте общего воспитания, то повседневные отношения матери и ребенка и должны создать логическую основу для обучения детей началам науки безопасности движения. Учитывая это, отдел мер по безопасности движения при канцелярии премьер-министра начал в 1972 г. всеяпонскую кампанию за учреждения так называемых «детских клубов безопасности движения» во всех городах и селах.
Вообще японские клубы явились развитием идеи английских «Тафти-клубов», объединивших усилия как общества, так и частных лиц в предупреждении ДТП. Они появились в Англии в 1961 г. при Королевском обществе борьбы с аварийностью для обучения детей правилам движения, и их оргформы, цели и методы оказали влияние на японские клубы.
Главная цель занятий в таких клубах:
- Указать детям на повсеместную опасность дорожного движения и научить их правильным действиям для ее избежания в любое время. Обучить малышей основным правилам движения и воспитать у них привычки и поведение умелых и осторожных пешеходов.
- С помощью игровых занятий выработать у детей способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений в дорожной ситуации.
В Японии уделяют большое внимание этим клубам, где еще с дошкольного возраста начинается воспитание будущих полноценных участников движения.
Полезный вклад в дело безопасности вносят все взрослые водители и пешеходы, давая примеры сознательного соблюдения правил.
Клубы создаются по месту жительства матерей с детьми, и вся агитработа в них связана с конкретными местными условиями. Участие в них добровольное. Обычно в одном клубе состоят 50-100 членов. Это дети в возрасте 3-6 лет, их матери или няни. Клубы носят особые звучные названия (связанные с природой, сказками), например клуб «Кенгуру» или «Подсолнухи» и т.д. Чтобы создать чувство единения в одну активную группу, членам клуба дают значки, флажки и другие символы с изображением животных героев мультфильмов.
Обычно каждый клуб возглавляется лидером, выбираемым среди членов-матерей. Ей помогают другие мамаши: одна готовит материалы для занятий, другая - ведет переписку, третья собирает членские взносы и т.д. Женщина-лидер организует и планирует совместные усилия членов клуба. Поддерживает контакты с местной полицией, детсадом, собирает библиотеку учебных пособий. Так постепенно создается дружный коллектив, ведущий интересную и важную работу.
Клубы являются общественной организацией, и вся работа в них нацелена на групповое обучение детей, как равных членов «пешеходного сообщества», не выделяя каждого отдельного малыша. Конкретные виды деятельности зависят от местных условий движения, численности членов клуба и их возрастного состава. Но есть и общие формы и методы работы клубов безопасности движения.
Например, раз в месяц созываются общие собрания всех членов клуба. Собрание длится не более 30-60 минут, чтобы не переутомлять малышей. Его проводят обычно в безопасном и доступном для всех жителей района месте, как правило, в парке, детсаду, церкви или в местном зале для выступления. Все занятия в клубе ведутся по заранее составленным планам в соответствии с общегодовой учебной программой.
В рамках этой общегодовой программы проводится 12 ежемесячных занятий. В ходе их должны быть рассмотрены 6 основных учебных тем по безопасности движения. Это:
1 - правильное хождение по улице,
2 - привычка останавливаться перед переходом дороги,
3 - переход улицы,
4 - умение осмотреться вокруг себя,
5 - умение прислушаться,
6 - игры на улице.
Каждой их этих учебных тем посвящаются два отдельных занятия.
Годовая учебная программа для детского клуба БД
Занятия № 1-2.
Тема: Хождение по улице
Основные цели обучения
- С самого начала создать у детей радостное настроение, заинтересовать их, чтобы они и в дальнейшем охотно посещали все последующие занятия.
- Научить ребят безопасно ходить по дороге в клуб БД и домой.
Изучаемые вопросы
- Ходьба по тротуару. В случае его отсутствия - навстречу движению. В таком случае надо идти ближе к обочине и подальше от едущих машин. Идти надо, крепко держась за руку мамы или няни. (Для мамы - крепко держа ребенка за запястье руки, а не за ладошку или пальцы.)
Занятия № 3-4.
Тема: Привычка остановиться для осмотра
Основные цели обучения
- Научить детей всегда останавливаться, прежде чем начать переход улицы, чтобы осмотреться, стоя у бордюра, тротуара или у края проезжей части дороги (дойдя от дома до дороги, остановиться).
- Приучить их останавливаться еще при выходе из дома на улицу (на пороге подъезда или за воротами двора).
- Приучить детей не выбегать сразу на проезжую часть из окрестных парков и детских игровых площадок.
Изучаемые вопросы
- Останавливаться перед началом перехода и при выходе из дома нужно для того, чтобы оглядеться не спеша и убедиться, что вокруг нигде не видно приближающихся машин.
- Никогда не нужно сразу выбегать на дорогу, по которой ездят машины.
Занятия № 5-6.
Тема: Переход улицы
Основные цели обучения
- Приучить детей пересекать улицу только там, где есть обозначенный знаком или разметкой пешеходный переход.
- Научить их переходить ее безопасно, соблюдая требования сигналов светофора и регулировщика.
Изучаемые вопросы
- Определить, где находится место перехода.
- Понимание сигналов светофоров, в том числе специального светофора для пешеходов (с символом «стойте» - «идите»).
Занятия № 7-8.
Тема: Умение осмотреться вокруг
Основные цели обучения
- Научить детей остерегаться машин, которые еще не видны и могут неожиданно появиться из-за стоящих или едущих по улице трамваев, автобусов и других машин.
- Приучить их никогда не переходить улицу сзади или спереди стоящих у тротуара машин.
Изучаемые вопросы
- Нельзя стоять слишком близко сзади и спереди автомобиля, где его водитель не может увидеть маленького ребенка.
- Идя к машине или выходя из нее, надо также сначала осмотреться.
Занятия № 9-10.
Тема: Умение прислушаться
Основные цели обучения
- Научить детей безопасно переходить дорогу и через пути на ж/д переездах, используя как зрение, так и слух.
- Приучить их внимательно слушать звуковые сигналы и шум машин, особенно во время дождя, когда капюшоны и зонтики мешают детям увидеть приближающиеся издалека автомобили.
Изучаемые вопросы
- Переход железнодорожных переездов.
- Безопасное хождение по улице в дождь, снегопад или туман.
- Умение правильно держать зонтик, не загораживая обзор.
Занятия № 11-12.
Тема: Игры на свежем воздухе
Основные цели обучения
- Приучить детей играть в парках и на детплощадках, а не рядом с дорогой (не играть и в других опасных местах).
- Приучить детей всегда сообщать своим родителям, куда именно они собираются пойти поиграть.
Изучаемые вопросы
- Опасность игр на дороге.
- Как нужно идти в парк или на детскую площадку для игр и как возвращаться обратно.
Планы проведения отдельных занятий по БД с малышами
Методика ведения каждого очередного занятия строится в соответствии с общими темами годичной программы и указанными выше целями обучения по следующему примерному методическому плану:
1. Пение песни или «гимна» клуба.
2. Приветствие собравшихся.
3. Вводное слово лидера, прием новых членов клуба.
4. Разъяснение повестки дня собрания.
5. Целевые игры по изучаемой теме с учетом целей обучения (разбор ситуации с помощью кукол, игрушек, фигурок животных и т.д.).
6. Групповое обучение собравшихся.
7. Отдельное обучение матерей маленьких детей.
8. Проверка лидером и матерями степени усвоения детьми учебного материала по изучаемой теме БД.
9. Заучивание правил для юных пешеходов в виде «клятвы» с отгибанием сжатых пальцев. Например, фразу «...Я обещаю останавливаться» дети повторяют по слогам так: «Я (отгибает вверх указательный палец)... обещаю (отгибает средний палец)... останавливаться (отгибает 4-й безымянный палец). Это делается для лучшего моторного и двигательного запоминания правил еще не умеющих читать детьми, чтобы выработать у них привычку ожидать при переходе улицы.
10. Заключительная песенка. Все заседания клубов БД идут по такому распорядку и длятся около 1 часа.
Правда, есть проблема, требующая серьезного внимания - как учить в клубах детей различного возраста от 3 до 7 лет? Ведь в дошкольном воспитании разница возрастов в 1 год требует другого подхода к обучаемым из-за того, что у детей разница в уровне физического и умственного развития в один год гораздо больше, чем та же разница у взрослых. Немаловажным является и уровень руководителей клубов, исключая те клубы, которые работают при детских садах и возглавляются преподавателями из этих садов. Матери детей обычно совершенно неопытны в области воспитания БД и их руководство в клубах характеризуется недостатком компетентности и определенной степенью ненадежности. Понимая эту проблему, общественные организации в различных регионах, в которых создаются клубы, проводят учебные сессии 1-2 раза в год для руководителей клуба данного района.
По всей Японии было организовано свыше 12 тыс. клубов.
|