Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Методичка ДДД » Тематические уроки
Тематические уроки

Учитывая, что в начальной школе закладывается тот образовательный базис, на который в течение всей жизни человек опирается  в своем умении обеспечить себе и окружающим безопасность на дорогах.

Педагоги начальной общеобразовательной школы № 18 г. Березники Пермской области интегрировали Правила дорожного движения в основные учебные предметы: литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, трудовое обучение, физкультуру, изобразительное искусство.

Предлагаем некоторые разработки тематических уроков из материалов, присланных на смотр-конкурс образовательных учреждений по профилактике детского травматизма на улицах и дорогах Российской Федерации.

2 класс

Литературное чтение

Тема: Зачем нужен светофор?

(По произведению С.В. Михалкова «Бездельник-светофор»)

Цели

1. Познакомить с произведением С.В. Михалкова «Бездельник-светофор».

2. Развивать навыки выразительного чтения, развивать умение сравнивать и анализировать части стихотворения.

3. Воспитывать чувство гражданской ответственности на дорогах города.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей

- Произведения какого писателя мы читали на предыдущих уроках?

- Прочитайте тему урока.

(На доске написана тема, слово «светофор» в ней закрыто.)


- Чтобы узнать закрытое слово, нужно разгадать кроссворд. А для этого будем повторять пройденный материал.

3. Повторение пройденного материала

1. Имя Михалкова.

2. Отчество Михалкова.

3. Какой писатель живет в одно время с нами?

4. Какой писатель пишет для детей?

5. Как называют человека, который пишет стихи?

6. С.В. Михалков - настоящий выдумщик. Выдумщик - это...

7. Кроме стихов для детей он написал басни. Как называют человека, который пишет басни?

8. Еще он написал пьесы. Как называют человека, который пишет пьесы?

 

Ответы: 1. Сергей. 2. Владимирович. 3. Современный. 4. Детский. 5. Поэт. 6. Фантазер. 7. Баснописец. 8. Драматург.

- Какое слово вставляем в вопрос? (Светофор)

- Составьте по словам из кроссворда рассказ о Михалкове.

- Что такое светофор? Как вы думаете?

- Сложите разрезную картину и прочитайте объяснение из толкового словаря.

Светофор - это сигнальное электрическое устройство: фонарь с красными, зелеными и желтыми стеклами для регулирования движения на улицах, дорогах.

4. Новый материал

- Нужен ли светофор?

- А есть и другое мнение. Послушайте стихотворение С.В. Михалкова «Бездельник-светофор».

Инсценирование стихотворения: учитель читает слова автора, ребята читают слова ежика, волка, зайца, лисы, крота и совы + инспектора ГИБДД.

- Кому и где светофор оказался не нужен? (Животным в лесу.)

- Как называют всех людей, которые ходят по улице? (Пешеходы.)

- Команда «животных» читает текст стихотворения и находит доказательства, почему им не нужен светофор. (Выставляют слова на доску.)

- Команда «пешеходов» читает текст стихотворения и ищет доказательства, почему им нужен светофор? (Выставляют слова на доску.)

- Инспектор ГИБДД - ищет в тексте слова, которые относятся к Правилам дорожного движения. (Выставляет их на доску.)

- Подводим итог. Кому и почему не нужен светофор? Кому и почему он необходим?

НЕ НУЖЕН

животным в лесу

нет проводов и тока

можно прорыть ход

перекресток можно перелететь

НУЖЕН

людям в городе

ходим по улицам, где мчатся машины

помогает переходить улицы безопасно
 
- Почему С.В. Михалков назвал светофор бездельником?

- Когда он оправдывает это название, а когда нет?

5. Физкультминутка

Игра «Светофор» на внимание. На красный - стоять, на зеленый - шагать, на желтый - хлопать.


6. Повторение ПДД

- Что должен знать человек, попадающий на улицы города?

- Инспектор ГИБДД нам нашел слова из текста, которые относятся к ПДД.

Перекресток, пост ДПС, зеленый свет, красный свет.

- Что такое перекресток? (Место, где пересекаются улицы.)

- Где на улицах нашего города есть перекрестки?

- «Пешеходы» нам покажут, как правильно переходить перекресток. (Показывают и читают слова.)

1-й чтец:   Должен помнить пешеход:

                  Перекресток - переход.

                  Есть сигналы светофора,

                  Подчиняйся им без спора.

2-й чтец:   Желтый свет - предупрежденье.

                  Жди сигнала для движенья.

3-й чтец:   Зеленый свет открыл дорогу.

                  Переходить ребята могут.

4-й чтец:   Красный свет нам говорит:

                  Стой! Опасно! Путь закрыт.

- Зачем нужен инспектор ДПС?

- Где в нашем городе вы его видели?

- «Инспектор» нам покажет, как он пропускает и останавливает машины и людей на дороге. (Инспектор показывает и читает слова.)

         В снег и дождь, в грозу и бурю

         Я на улице дежурю.

         Мчатся тысячи машин.

         Я проезд им разрешаю.

         Если руку подниму,

         Нет проезда никому.

- Ребята, что произойдет, если вдруг исчезнет светофор? (Дети инсценируют «аварию» на дороге.)

Учитель читает:

         Да, там, где улица была,

         Где ты ходить привык,

         Невероятные дела

         Произошли бы вмиг!

         Сигналы, крики, то и знай,

         Машины - прямо на трамвай!

         Трамвай наехал на машину.

         Машина врезалась в витрину!

7. Итог

- Нужен ли нам светофор?

- Зачем он нам нужен?

- Действительно ли светофор в городе - бездельник?

- Придумайте ему другое название.

- Прочитайте последние строчки стихотворения С.В. Михалкова.

- Прочитайте слова и запомните:

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗНАЙ И ВЫПОЛНЯЙ БЕЗ ПРОМЕДЛЕНИЯ!»

3 класс

Объединенный урок русского языка и ОБЖ

Русский язык

Тема: Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слов

Цели

1. Добиться освоения детьми написания непроверяемых безударных гласных в словах: дорога, улица, шоссе, тротуар, желтый.

2. Отрабатывать каллиграфические навыки, развивать речь.

ОБЖ

Тема: Как пешеходы и водители поделили улицу.

Цели

1. Закрепить знания детей по безопасному движению по улицам города, по безопасному переходу проезжей части.

2. Развивать интерес, внимание.

1. Сообщение темы урока

Учитель: Так как тема урока русского языка будет переплетаться с темой занятия ОБЖ, мы будем выполнять задания, объединенные данными темами.

Итак, неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди стали селиться в городах. Автомобилей тогда не было. По улицам медленно ездили колесные повозки, запряженные лошадьми. Но пешеходы и транспорт уже мешали друг другу. Какой выход из создавшегося положения нашли бы вы в те времена?

Ученик: Поделить улицы на зоны: для транспорта и пешеходов.

Учитель: Кому бы досталась зона шире?

Ученик: Транспорту.

Учитель: Итак, пешеходы и транспорт стали двигаться по отведенному для каждого из них участку улицы.

Выполним безотрывно это разделение.

Чистописание:

Учитель: Что мы с вами поделили на зоны? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадаем ребус:


Получилось слово «улица». Запишите это слово, обращая внимание на наклон, соединения букв, пересечения.

А теперь - внимание, следующий ребус:


Получилось слово «дорога». Какое сочетание должно привлечь наше внимание (оро). Запишем это сочетание отдельно (ученики пишут в тетрадях). А теперь запишем все слово, выполняя требования каллиграфии.

Составьте со словом «улица» предложение, содержащее предостережение.

Ученики: Улица полна опасностей!

Будь внимателен на улице!

Нужно быть осторожным при переходе улицы. (Запись каждого предложения с комментированием.)

Учитель: В каком слове безударная непроверяемая гласная? («И» в слове «улица».) Поставьте ударение, подчеркните эту букву. Запомните.

Из слогов составьте следующее словарное слово: га, ро, до. (Дорога.)

Подберите однокоренные слова (Какие слова называются однокоренными?)

Ученики: Дорога, дорожный, внедорожный, придорожный.

Учитель: Составьте предложение со словом «дорожные».

Ученики: Все дети должны знать дорожные знаки. Дорожные знаки помогают безопасному движению по улицам. Для соблюдения порядка на дорогах устанавливают дорожные знаки.

Учитель: В составленном предложении найдите слово с непроверяемой безударной гласной.

Установите связь слов в данном предложении.

Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар.)

Запишем данное слово в предложении:

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для пешеходов.

Придумайте предложение со словом «тротуар», изменяя окончание в этом слове.

Ученики: Двигайся по правой стороне тротуара. (Почему?)

Учитель: Приходилось ли вам двигаться по улицам без тротуаров? Расскажите об этих улицах. (Дети рассказывают.)

На небольших улицах и за городом тротуары отсутствуют. Люди двигаются по обочинам. Запишем данные слова на строке, соблюдая очередность расположения на дороге:

Обочина - проезжая часть - обочина

Как же двигаться по обочинам?

(Инсценировка движения по обочинам: мальчики, взявшись за руки, изображают автомобили и двигаются по проезжей части, девочки по одной - по обочинам. Поменяться ролями.)

Учитель: Запишите в тетрадях (под диктовку):

За городом пешеходы идут по обочинам навстречу движущемуся транспорту.

Хорошо. Вспомним, как переходить проезжую часть.

Дети вспоминают правила перехода.

Найдите эти правила в учебнике ОБЖ и прочтите их.

Обратите внимание на плакаты из газеты «Добрая Дорога Детства» (№15-16, 2004 г.) Спишите в тетрадь требования сигналов светофора.

Дети переписывают.

Учитель: Повторим сигналы светофора: красный, желтый, зеленый.

Найдите среди этих слов слово на безударную гласную. Какое проверочное слово? («зеленый» - «зелень»)

Что означает красный сигнал? Вспомните строки из стихотворения Сергея Михалкова и запишите их.

Письмо по памяти:

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт.

Итог

- Назовите безопасные для пешехода части улицы.

- Вставьте пропущенные буквы в словах: тр_туар, _б_чина, д_р_га, ул_ца.

- Какой сигнал светофора - ожидание разрешения движения?

- Кто считает выполнение Правил дорожного движения обязательным?

 

МАТЕРИАЛ В ТЕТРАДИ

Улица полна опасностей!

Дорога, дорожный, придорожный, внедорожный...

Дорожные знаки помогают безопасному движению на улицах (дорогах).

Тротуар

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для пешеходов.

Двигайся по правой стороне тротуара.

Обочина - проезжая часть - обочина

За городом пешеходы идут по обочинам навстречу движущемуся транспорту.

Ни в коем случае не переходи улицу на красный свет, даже если кажется, что машин поблизости нет.

Желтый свет предупреждает о смене сигнала. Стой!

Зеленый сигнал разрешает движение. Посмотри, все ли машины остановились и пропускают пешеходов, и только тогда - иди.

 

Виды работ за урок

Русский язык

- чистописание;

- разгадывание ребуса;

- составление предложений;

- постановка, выделение безударных непроверяемых гласных,

- подбор однокоренных слов.

- главные, второстепенные члены, связь слов;

- изменение корня;

- инсценировка;

- запись под диктовку;

- письмо по памяти;

- итог урока.

ОБЖ

- вступительная беседа (из истории);

- части дороги: проезжая часть, тротуар, обочина;

- движение по тротуару;

- движение по обочине;

- переход улицы;

- сигналы светофора.

2-4 класс

Диктанты

3 класс

Зимой

Ночью был легкий мороз. Утром выпал мягкий пушистый снег. Он запорошил ступеньки на крыльце, покрыл дорожки в парках. Кате захотелось по снежку походить на лыжах. Девочка помнит наказ брата Миши.

Кататься на коньках, лыжах и санках нужно только в парках, скверах, на катках и стадионах. Катя взяла лыжи и пошла в парк. Шумит веселый зимний парк.

3-4 класс

Летом

Пришло долгожданное лето. Наступили теплые деньки. Летом многие мальчики и девочки из деревни Синегорье побывали в городе. Рита тоже была в городе. Она ездила в гости к тете Даше. В городе Рита подружилась с девочкой Леной и мальчиком Петей. Они ходили в зоопарк, в кино, ловили рыбу в озере.

Особенно им понравилось гулять по улице Солнечной. Там мчались автомобили, автобусы, трамваи. Сначала Рите страшно было переходить улицу на перекрестке. Зато Лена и Петя смело переходят дорогу. Они знают Правила дорожного движения, сигналы светофора, дорожные знаки. Теперь знает их и Рита. Эти Правила должны знать все ребята и взрослые.

 

3-4 класс

Материал для контрольного списывания

2 класс

Светофор

На углу улицы повесили светофор. У него три глаза. Вот красный свет, вот - желтый свет, вот - зеленый. Красный запрещает движение. Желтый предупреждает о смене сигналов. На него тоже нельзя переходить дорогу. Дорогу переходят только на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все машины остановились. 

Улица

Каждое утро ты кладешь в портфель свои учебники, тетради и идешь по улице в школу. Вместе с тобой это делают миллионы школьников. Утром спешат на работу люди. Грузовики торопятся доставить груз на стройки, на заводы. Перевозят пассажиров автобусы, троллейбусы, трамваи. Для того чтобы на улицах было безопасно, водители и пешеходы соблюдают Правила дорожного движения.

Знать и выполнять законы поведения на улице должны все: взрослые и дети.

4 класс

Что должен знать пешеход

На улицах и дорогах много автомобилей. Нарушение Правил дорожного движения опасно для жизни. Надо всем хорошо знать, как правильно переходить дорогу. Вот эти правила:

1. Ходи по тротуару, придерживайся правой стороны.

2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

3. На красный и желтый нельзя переходить улицу. Переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все машины остановились.

4. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

5. За городом безопаснее всего пешеходу идти по обочине навстречу движущемуся транспортному потоку.

6. Регулировщик стоит к пешеходам боком - переход разрешен. Такое положение регулировщика соответствует зеленому сигналу светофора.

7. Ни сзади, ни спереди не обходи стоящий автобус - это опасно. Подожди, пока он отъедет от остановки.

8. Если переходишь дорогу с малышом, крепко держи его за запястье руки.

9. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

3-4 класс

Утро большого города

Утро. На улицах города начинается движение. Весело бегут автомобили. Идут в школу ученики. Чтобы не задержаться в пути, надо всем быть внимательными. Ходить следует только по тротуару, придерживаясь правой стороны. Улицу переходить только в специально обозначенных местах, где есть разметка «Зебра» или знак «Пешеходный переход». Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Водитель не может сразу остановить машину. При переходе дороги нельзя спешить. Школьники не успели закончить переход улицы. Они остановились на осевой линии и ждут разрешающего сигнала светофора.

 

3 класс

Урок математики

Владелец автомобиля! Помни приемы умножения и деления!

Цели урока

1. Образовательная: закрепление знаний внетабличного умножения и деления.

2. Развивающая: развитие зрительного восприятия, творческого мышления.

3. Воспитательная: формирование самостоятельности в решении учебных задач, активной жизненной позиции, самооценки.

4. Здоровьесберегающая: профилактика близорукости, безопасного поведения на дорогах.

Ход урока

Учитель: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Крупнейшая российская компания ГАЗ, производитель автомобилей «Волга», рада приветствовать вас на открытии нового автосалона!

Сегодня мы предлагаем вам принять участие в беспрецедентной акции. В течение 40 минут, используя свои знания, попробуем заработать деньги - дорожные чеки и получить сертификат на покупку автомобиля со скидкой

5%, если вы заработаете 38 дорожных чеков,

4%, если заработаете 34 дорожных чека,

3%, если у вас будет 30 дорожных чеков. (Учитель показывает сертификаты.)

Вы согласны?

Наше правило: «Владелец автомобиля! Помни приемы умножения и деления!»

Почему нам, будущим автомобилистам, необходимо знать приемы умножения и деления?

Попробуем свои силы.

Игра «Спринт»

- Внимательно слушаем задание, пишем на листочке ответ, загибаем листочек, ниже пишем следующий ответ.

1. Уменьши 54 в 6 раз (9).

2. Первый множитель 4, второй - 8. Запишите произведение (32).

3. Во сколько раз 72 больше 9? (8)

4. Вычисли частное 42 и 7. (6)

5. Увеличь 5 в 7 раз. (35)

6. Во сколько раз 4 меньше 36? (9)

7. Делимое 15, частное 5. Запишите делитель. (3)

8. Сколько раз по 2 взяли, чтобы получить 18? (9)

9. Около дома стояло 6 машин марки «Жигули» и 3 машины марки «Волга». Сколько всего колес у этих машин? (36)

10. По направлению к городу ехало 3 автомобиля, а навстречу ехало 5 автобусов. Сколько машин направлялось в город? (3)

- Проверим. (Учитель называет правильные ответы.)

Без ошибок - 5 дорожных чеков,

1-2 ошибки - 4 дорожных чека,

3-4 ошибки - 3 дорожных чека,

5 ошибок - 2 дорожных чека.

Рефлексия

- Оцените себя на круге. Найдите сектор № 1 и закрасьте определенным цветом.

Красный - решил сам, мне было легко, без ошибок.

Зеленый - просил помощь, сомневаюсь, допустил 1-2 ошибки.

Синий - мне было трудно, я не решил.

- Какие знания нам помогли правильно ответить на вопросы?

- Это табличные случаи деления и умножения.

- Скажите, а можно ли считать табличными случаями умножения и деления следующие примеры:


- Как их решить?

- Откройте учебник, страницу № ..., выполним задание №...

- Что необходимо вспомнить перед решением примеров? (Порядок действий.)

- В каком порядке решаем примеры с несколькими действиями?

Самостоятельная работа

Проверка по рядам с помощью вееров цифр.

Рефлексия

Выбор цвета для сектора круга № 2.

 

Физкультминутка

- Для водителя важно хорошее зрение. Выполним упражнение для профилактики утомляемости глаз.

1. Посмотрите на дорогу перед собой.

2. Выезжаем на главную дорогу. Посмотрите глазами влево - прямо.

3. Вправо - прямо.

4. Вверх на светофор - прямо.

5. Повторим упражнение: влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо.

6. Выехали на дорогу. Впереди нас машина. Приложите палец к носу. Машина от нас удаляется - удаляем палец, продолжаем смотреть на него.

 

Задачи

- Интересно, а сколько километров мы сможем проехать на своей машине, если в бак залили 6 л бензина. Мы проехали 45 км и истратили 3 л бензина. На какой путь хватит всего бензина?

Задача записана на доске. Дети читают условие задачи про себя. Затем один ученик читает его вслух.

- Сколько километров мы проехали?

- Какое количество бензина истратили на этот путь?

- Сколько всего бензина в баке?

- Решите задачу. Запишите ответ.

- Вы можете обратиться ко мне за помощью. Подсказка стоит один дорожный чек.

(Помощь оказывается в составлении условия задачи, в последовательности действий).

- Проверим. (Учитель поднимает карточки с ответом.)

- Что означает это число?

- У кого такой же ответ?

- Кто решил задачу, заработал 10 дорожных чеков.

- А где можно приобрести автомобиль? (Они поступают с автозавода.)

На доске задача. Учащиеся читают задачу.

На заводе 12 грузовых и 15 легковых автомобилей. Их отправили в 3 магазина поровну. Сколько машин отправят в каждый магазин?

- Скажите, сколько магазинов ждут автомобили?

- Что в задаче сказано о количестве автомобилей, отправленных в магазины?

- Какие машины отправили в магазины?

- Решите задачу самостоятельно. Запишите ответ. Вы снова можете обратиться ко мне за помощью.

- Проверим. У меня ответ 10. А сколько получилось у вас? (9) Почему?

- Кто решил задачу самостоятельно и правильно, заработал 10 дорожных чеков.

 

Рефлексия

Выбор цвета для сектора круга № 3.

 

Физкультминутка

- Первому автомобилю уже более 100 лет. Как только автомобили появились на улицах, сразу стало ясно, что им не ужиться с пешеходами. Поэтому появились первые Правила дорожного движения. Как будущие автомобилисты, мы должны их знать.

Дети отвечают на вопросы учителя, хлопая, прыгая, приседая.

1. В какую сторону следует посмотреть сначала при переходе через дорогу?

2. Какой это знак?

3. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

4. На какой сигнал светофора следует переходить улицу?

5. Можно ли обходить троллейбус или автобус, пока он стоит?

6. Какой это знак?

7. В какие игры можно играть на дороге и тротуаре?

8. Дорожная разметка, по которой пешеходы переходят улицу.

9. Кто ответил правильно, возьмите по одному дорожному чеку.

 

Игра «Запчасти»

- Вы покупаете автомобиль. К нему нужны запчасти. Выберите к вашему автомобилю запасные части. Обведите номера запчастей, которые подходят к автомобилю.

- Сколько деталей лишних?

- Назовите их номера.

- Нам нужно заменить стекло у автомобиля. Девочки, вычислите площадь стекла. Мальчики, найдите длину резины этого стекла.

- Какие получились ответы?

- Почему разные?

- Как найти площадь прямоугольника?

- Как найти его периметр?

- Дома попробуйте найти площадь кузова и определите, какова длина металлической обивки одной стороны.

 

Рефлексия

Определение цвета сектора круга №4.

Итог

- Подсчитайте, сколько дорожных чеков в вашей копилке. Выберите соответствующий сертификат на покупку автомобиля.

- Что помогло вам заработать деньги?

- Поднимите свои сертификаты. Заработанная скидка соответствует отметке за урок.

- Посмотрим, как наш класс работал в целом? Какого цвета больше, такова и наша общая отметка.


< Пред.   След. >
Сегодня 21 ноября 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07