Родитель - родителю
Как разглядеть в ребенке искру божью, как поддержать творческий
порыв, как вывести его на правильную дорогу, как помочь совершить
восхождение к вершинам мастерства и славы? Эти вопросы волнуют
родителей, которые заметили в своих чадах способности к творческой
профессии. И хотя у героини этого интервью нет однозначных ответов на
заявленные вопросы, кое-каким опытом она готова поделиться. С
художественным руководителем струнного квартета «Муш» (г. Екатеринбург)
Светланой Саакян - мамой двух талантливых детей, 12-летнего Тиграна,
скрипача, дипломанта музыкальных конкурсов г. Екатеринбурга и
Свердловской области, обладателя Гран-при, и 15-летнего Вагарша, автора
анимационных фильмов, лауреата международного детского конкурса
анимационного кино «Золотая рыбка» - мы встретились в антракте
концерта, который дал квартет «Муш» в мае этого года в конференц-зале
ИТАР-ТАСС.
Свобода и несвобода
Тигран
и Вагарш очень рано проявили способности в разных сферах искусства. Они
обладают разными темпераментами и характерами, и соответственно мое
поведение по отношению к ним разнится. Только требование соблюдения
дисциплины и строгость с моей стороны могут обеспечить результат в
музыке. Дети до конца не понимают, чем они обладают и как с этим даром
надо обращаться. Они не могут дать оценку своим действиям - вот я
сегодня поиграю один час вместо двух. А ведь этого часа может не
хватить для будущей программы или достижения мастерства. Скрипичная
музыка требует колоссальной работы. Мы занимаемся по шесть-восемь часов
ежедневно. И, наоборот, в занятиях живописью. Это направление требует
свободы, что нельзя сказать о воспитании музыканта. Для Вагарша
рисование - обычное дело, он рисует всегда и везде.
Поэтому я предоставила ему полную свободу. Художнику нужна свобода,
чтобы ощутить полет своей фантазии, художник менее зависим от техники
владения инструментом, в данном случае может быть карандаш, кисть,
компьютерная мышка.
Надо жертвовать собой
Зарыть талант - большой грех. И на этой стадии - возраста детей все
зависит от меня. Я и диктатор и жертва. Я приветствую тех родителей,
которые оставили свою карьеру ради детей. Я сама оставила свою карьеру,
потому что у меня есть большая цель - состоявшаяся карьера моих детей.
Надо жертвовать собой, посвятить себя карьере сына. Только тогда будет
результат. Так поступила мама знаменитого скрипача Третьякова. Она для
меня кумир.
Меня мучает чувство вины
Если уж выбран профессиональный путь и уже сделаны первые шаги, надо
чем-то жертвовать в жизни ребенка. При такой нагрузке Тигран лишен
многих детских радостей, и я это понимаю. Бывает, ночами плачу, но не
показываю свои переживания, этого ни в коем случае делать нельзя. Что
странно, никаких стонов с его стороны я не слышу, разве что: «Вот
сейчас я поиграю и потом пойду кататься». Он сам планирует свой режим.
Конечно, внутреннее напряжение возникает. Но и я, и, кажется, он
понимаем - дальше будет еще тяжелей.
Надо, чтобы в произведении звучала душа
Я руководитель квартета «Муш», в котором играет Тигран. Репертуар
складывается из армянской народной музыки и классики. Кроме него, в
ансамбле играют Гоар Мхитарян, Армен и Армине Назарян. В выборе
репертуара я им предоставляю свободу. Как можно заставить что-то играть
насильно, ведь надо, чтобы они сыграли эту вещь с душой. Прочувствовали
произведение, полюбили его. Только тогда можно его достойно представить
публике.
Не надо портить начинающих артистов деньгами
Я отдаю себе отчет в том, что под лежачий камень вода не течет, и
поэтому моя цель - сделать ансамбль узнаваемым. За полтора года
ансамбль дал около 35 концертов. Пока коммерческой отдачи нет. Это во
многом зависит от организующей стороны... Да и я считаю, что пока не
надо портить детей деньгами. Сначала надо достичь более высокого уровня
исполнения.
Достаточно посмотреть ему в глаза - и этим все сказано
Вагаршу в этом году исполняется 15 лет. И это совершенно другой
человек То, что можно сказать Тиграну, нельзя сказать Вагаршу.
Достаточно посмотреть ему в глаза - и этим все сказано. У него
совершенно другое восприятие - он более уравновешенный и более глубокий
человек. Он видит то, что мы, взрослые, не замечаем. И тому
подтверждением его фильм «Осознание», на конкурсе он был представлен
под названием «Жизненное наблюдение». Название поменяли из-за того, что
руководителям екатеринбургской студии оно показалось слишком взрослым,
не отвечающим восприятию ребенка. Вагаршу тогда было 12 лет: этот фильм
он сделал сам - все от сценария до прорисовки титров. А фильм о том,
что в этой жизни главное... Лента повествует о мальчике из
благополучной семьи, который каждое утро, проходя мимо нищего, смеется
над ним. Но горе пришло и к нему... пожар - и от былого благополучия
ничего не осталось. Понуро бредет мальчик - а тот самый нищий
протягивает ему руку помощи - с подаянием... И опять солнце в окне… Вот
и все.
Работе нет конца - и это счастье
Постепенно к ним приходит осознание собственной значимости и
необходимости приложить усилия, чтобы продвинуться на этом пути.
Большое влияние на формирование личности оказывают педагоги: у Вагарша
- педагоги в студии анимации, у Тиграна - педагоги в музыкальном
училище. После того, как муж педагога Тиграна Маргариты Николаевны
Беляевой, в прошлом скрипач Владимир Федорович Беляев, подарил ему свой
концертный фрак, Тигран написал в своей рабочей тетради-дневнике:
«Работе нет конца - и это счастье»...
|