Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » На тему дружбы и любви » Главное - сберечь жизнь ребёнка
Главное - сберечь жизнь ребёнка

В общем ряду проблем, связанных с обеспечением безопасности людей на дороге, есть одна, которая особенно больно отзывается в душе каждого нормального человека. Проблема эта - детский дорожно-транспортный травматизм.

В Российской Федерации в расчете на 100 тыс. населения аварийность в 3 раза выше, чем в Италии, в два раза выше, чем во Франции и Германии. К сожалению, в последние несколько лет прослеживается тенденция роста отдельных показателей аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Количество таких ДТП, а также раненных в них детей возросло соответственно на 7,4 и 9,8 %. В 2002 г. каждое восьмое происшествие происходило с участием молодых граждан. В них погибли около 4,5 % и получили ранения 10,8 % от всех пострадавших в ДТП.

За этими процентами более чем 23 тыс. ДТП, в которых 1504 ребенка погибли, причем - 724 из них - дети-пешеходы, 585 - пассажиры транспортных средств, 109 - велосипедисты.

Тысячи и тысячи детских жизней удалось спасти, но из 23 397 раненых в результате автоаварий детей многие остались инвалидами.

Решить проблему спасения детей на дороге можно только комплексно, и каждое ведомство, ответственное за это, вносит свой вклад в решение проблемы. Одно из ведущих мест в этом ряду занимают медики.

Наш собеседник - Размик Арамович Кешишян, детский хирург высшей категории, к.м.н., ведущий научный сотрудник отделения неотложной хирургии и травмы у детей НИИ педиатрии Научного Центра здоровья детей РАМН.

И первый вопрос, с которого началась наша беседа: как бороться с травматизмом на улицах наших городов и поселков?

- В нашей стране на современном этапе проблема дорожно-транспортного травматизма по масштабу и тяжести травмы имеет все признаки национальной катастрофы. Статистические данные ужасающие! Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 30 тыс. пострадавших и свыше 200 тыс. получают увечья. Только прямые экономические потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных и авиационных катастроф, пожаров, наводнений и других несчастных случаев. Учитывая, что среди лиц, смертельно травмированных в ДТП, свыше 70 % находились в трудоспособном возрасте, фактический экономический ущерб включает потери, связанные с не произведенным интеллектуальным и материальным продуктом.

Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Динамическое прогнозирование (за последние 15 лет) основных тенденций детского дорожно-транспортного травматизма позволяет констатировать, что при сохранении круга решающих факторов (организация досуга детей, скоростного режима на магистралях, плотности транспортных потоков и т.д.) качественного улучшения ситуации не наступит. Наоборот, более вероятен устойчивый рост числа пострадавших с одновременным повышением тяжести медицинских последствий ДТП.

Что делать? Известно, что на протяжении последних десятилетий в области рассматриваемой проблемы велись некоторые исследования, выносились рекомендации, высказывались критические замечания в адрес родителей, медицинских работников, педагогов, руководителей ведомств и т.д. Видимо, предпринимавшиеся до сих пор меры были «робкими» и в конечном счете недостаточными.

Я не верю, что в каждую школу может прийти инспектор дорожно-патрульной службы или врач, рассказать правила безопасного поведения на улице, и каждый ребенок их не только запомнит, но и будет неукоснительно выполнять. Это должен быть огромный комплекс воспитательных и обучающих мероприятий. Если хотите - ежедневных мероприятий с привлечением ТВ, специальных викторин, игр и многих других, интересных для детей, способов обучения.

Прежде всего ребенка надо научить понимать, что выходить на проезжую часть дороги - опасно, а в неположенном месте - опасно вдвойне и в первую очередь - для него самого, а не для машины.

Представим себе автомобильное движение на Садовом кольце в Москве и вы вдруг решаете его пересечь в неположенном месте, не у светофора... Я бы не решился, побоялся бы. Но мы - взрослые, а у ребенка чувство страха снижено, и поэтому он будет сокращать свой путь, рисковать... Результат легко представить... Поэтому для ребенка необходимо исключить даже саму возможность выйти в неустановленном месте на проезжую часть дороги.

Я сам много езжу по Москве за рулем автомобиля и очень часто вижу, как дети, особенно возле своих школ, переходят (перебегают) улицу в неустановленном месте, не обращая должного внимания на транспорт. Правда, надо отметить, чаще дети нарушают Правила дорожного движения во второй половине дня, возвращаясь из школы. Видимо, в школу они не спешат, а после окончания занятий в школе у них начинается личное время, и его-то они и пытаются сэкономить за счет дороги. Думаю, было бы очень хорошо, если бы возле каждой школы проезжая часть была бы должным образом огорожена. В Японии, например, в подобных местах не одно, а два ограждения, а посередине газон шириной не менее 1 метра. Поэтому если ребенок решает перейти дорогу в неустановленном месте, ему необходимо преодолеть одно ограждение, потом пройти по газону и перебраться через второе. А для того, чтобы машина, даже большая, не пробила два этих ограждения и не оказалась случайно на тротуаре, на газоне посажены большие деревья. И красиво и безопасно. Кроме того, японцы провели большую программу подготовки мам. Мама учит ребенка с самого раннего возраста. Для этого там была создана сеть специальных обучающих клубов (см. ДДД №7, 2003 г. - Прим. редакции.)

- В прошлом году вместе с психологами мы провели тестирование. Опрашивали детей в Москве и ряде регионов. Подавляющее большинство второклашек считают, что не опасно перейти дорогу где угодно, как угодно, без соблюдения Правил дорожного движения, не глядя. Отвечают, как правило: перехожу там, где мне удобно, где короче, даже если пешеходный переход недалеко. В первый класс их водят родители. А уже во втором классе дети предоставлены сами себе: значит ли это, как считают родители, что дети все знают?

Теоретически - знают. Но дети видят также, что их родители ведут себя на улице не всегда в соответствии с Правилами дорожного движения.

- Да, пример родителей очень важен. Зачастую стоят люди у перехода. Машин нет, мама берет за руку ребенка и идет через дорогу. Ребенок говорит: «Мама, красный, нельзя!», а мама отвечает: «Машин нет. Со мной можно!».

- Поведение взрослых на улице является для детей значительно более наглядным воспитательным моментом, чем любое скучное разъяснение Правил дорожного движения… Когда родители, бабушки с дедушками перестают отводить его в школу и приводить домой, он остается на дороге один. В первый день, наверное, он идет правильно, смотрит по сторонам и гордый от такого доверия приходит домой. А вот дальше он начинает замечать, как это делают взрослые, которые переходят дорогу не там и не так, как надо. В какой-то момент, когда ему надо будет перейти проезжую часть, а его подруги или друзья уже на другой стороне улицы, у него сработает сигнальная система, и он перейдет точно так же, как и те взрослые. Не так, как ему мама говорила, а так, как обычно она сама ведет себя на проезжей части. Потому что так быстрее. При этом ни одна машина не остановится. Это, к сожалению, издержки нашей отечественной культуры поведения водителей на дороге.

- Какие Вы видите пути и необходимые меры по снижению тяжести последствий ДТП у детей?

- Прежде всего, подход к решению этой задачи должен быть комплексным, и он потребует изменения существующей ситуации практически на всех этапах.

Начнем с оказания доврачебной помощи. В смысле спасения жизни - помощь, оказанная в первые минуты, является самой  важной. А это значит, что все участники дорожного движения - водители, пешеходы, сотрудники Госавтоинспекции, должны быть не просто «для галочки», а полноценно, со всей ответственностью, обучены приемам оказания первой помощи. По данным судебно-медицинской экспертизы, у 20-30% погибших на догоспитальном этапе не было повреждений, которые должны были привести к смертельному исходу на месте ДТП. Основное число детей погибло от удушья в результате рвоты в бессознательном состоянии. А ведь надо было только правильно уложить ребенка и повернуть его голову набок! Почему-то все знают лишь одно - пострадавшего нельзя трогать, чтобы еще больше ему не навредить. Такой подход, может быть, и мог бы считаться абсолютно правильным, но только в том случае, когда медицинская помощь будет оказана практически сразу, без промедления.

В условиях постоянных пробок, сложного движения в крупных городах и на автомагистралях, где специализированная помощь может сильно запаздывать, необходимо изменить эту тактику.

Прежде всего - на курсах обучения вождению занятия по оказанию первой помощи на дорогах должны проводить специалисты, причем со значительным увеличением часов, нужны ролевые и наглядные игры и экзамен по этим вопросам необходим более ответственный. Другими словами - требуется разработка специального, адаптированного для населения курса доврачебной помощи при ДТП.

Особое внимание этому вопросу должно уделяться при получении прав водителями-профессионалами. Курс для них должен стать более объемным, с тем чтобы они могли продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические умения.

Особо необходимы эти умения сотрудникам Госавтоинспекции. Их уровень знаний в идеале нужно поднять до уровня знаний парамедиков западных стран. Можно пофантазировать, но если бы я был начальником Госавтоинспекции, я ни одному сотруднику не повысил бы звания без прохождения курсов по оказанию доврачебной помощи. Таким образом, эти курсы стали бы обязательными для всех сотрудников 1 раз в 3 года. Вместе с тем это потребует и большой работы от медиков - ведь надо создать такой курс. Это не просто набор лекций, усвояемость которых достаточно низка, а самые разнообразные задачи, компьютерные и ролевые игры и т.д., то есть использование современного педагогического опыта для максимально эффективного запоминания. Однако все затраты на создание подобных обучающих систем стоят того, ведь от этого зависит жизнь каждого из нас!

Безусловно, есть проблемы и сугубо медицинские. Это и формирование специализированных бригад «скорой помощи», которые имеют все необходимое для оказания полноценной помощи, возможность с места связываться с клиникой, куда будет направлен больной, чтобы все уже было готово для его поступления. Идеально было бы иметь единое информационное поле в реальном масштабе времени всех служб, занимающихся ликвидациями последствий ДТП, - Госавтоинспекции, МЧС и службы спасения, скорой помощи и больниц.

Сегодня картина иногда весьма грустная. Предположим, «скорая» была не специализированная, а линейная и не имела возможности полноценно провести противошоковые мероприятия. Из-за пробки ребенок доставлен не в детскую, а во взрослую больницу. Там тоже помощь оказывается не в полном объеме, так как ребенка пытаются все же перевезти в специализированный стационар. Таким образом, может пройти 4-5 драгоценных часов ценой в человеческую жизнь!

- Значит, надо готовить общественное мнение.

- Да. Мы давно об этом говорим. Вопросы медицинского характера являются узковедомственными, и работы над их разрешением ведутся. Но, как я уже говорил, это мало изменит ситуацию, даже в самом идеальном воплощении. Нет сомнений в том, что профилактика детского травматизма должна стать одним из важнейших элементов общей заботы о детях и предметом самого серьезного внимания со стороны тех лиц, служб и ведомств, которые имеют к этому прямое отношение. В то же время убедить тех, кто принимает решения, в том, что детский травматизм следует считать одной из приоритетных проблем общественного здравоохранения и довести до них соответствующую информацию, - нелегкое дело. Нужно, чтобы государственные органы, градостроители, архитекторы, конструкторы и в особенности широкая общественность были достаточно хорошо осведомлены о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, так чтобы они сами изменяли свое поведение в направлении, способствующем их предупреждению.

< Пред.   След. >
Сегодня 06 декабря 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07