В общем ряду проблем, связанных с обеспечением безопасности людей на дороге, есть одна, которая особенно больно отзывается в душе каждого нормального человека. Проблема эта - детский дорожно-транспортный травматизм.
В Российской Федерации в расчете на 100 тыс. населения аварийность в 3 раза выше, чем в Италии, в два раза выше, чем во Франции и Германии. К сожалению, в последние несколько лет прослеживается тенденция роста отдельных показателей аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Количество таких ДТП, а также раненных в них детей возросло соответственно на 7,4 и 9,8 %. В 2002 г. каждое восьмое происшествие происходило с участием молодых граждан. В них погибли около 4,5 % и получили ранения 10,8 % от всех пострадавших в ДТП.
За этими процентами более чем 23 тыс. ДТП, в которых 1504 ребенка погибли, причем - 724 из них - дети-пешеходы, 585 - пассажиры транспортных средств, 109 - велосипедисты.
Тысячи и тысячи детских жизней удалось спасти, но из 23 397 раненых в результате автоаварий детей многие остались инвалидами.
Решить проблему спасения детей на дороге можно только комплексно, и каждое ведомство, ответственное за это, вносит свой вклад в решение проблемы. Одно из ведущих мест в этом ряду занимают медики.
Наш собеседник - Размик Арамович Кешишян, детский хирург высшей категории, к.м.н., ведущий научный сотрудник отделения неотложной хирургии и травмы у детей НИИ педиатрии Научного Центра здоровья детей РАМН.
И первый вопрос, с которого началась наша беседа: как бороться с травматизмом на улицах наших городов и поселков?
- В нашей стране на современном этапе проблема дорожно-транспортного травматизма по масштабу и тяжести травмы имеет все признаки национальной катастрофы. Статистические данные ужасающие! Ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 30 тыс. пострадавших и свыше 200 тыс. получают увечья. Только прямые экономические потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных и авиационных катастроф, пожаров, наводнений и других несчастных случаев. Учитывая, что среди лиц, смертельно травмированных в ДТП, свыше 70 % находились в трудоспособном возрасте, фактический экономический ущерб включает потери, связанные с не произведенным интеллектуальным и материальным продуктом.
Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Динамическое прогнозирование (за последние 15 лет) основных тенденций детского дорожно-транспортного травматизма позволяет констатировать, что при сохранении круга решающих факторов (организация досуга детей, скоростного режима на магистралях, плотности транспортных потоков и т.д.) качественного улучшения ситуации не наступит. Наоборот, более вероятен устойчивый рост числа пострадавших с одновременным повышением тяжести медицинских последствий ДТП.
Что делать? Известно, что на протяжении последних десятилетий в области рассматриваемой проблемы велись некоторые исследования, выносились рекомендации, высказывались критические замечания в адрес родителей, медицинских работников, педагогов, руководителей ведомств и т.д. Видимо, предпринимавшиеся до сих пор меры были «робкими» и в конечном счете недостаточными.
Я не верю, что в каждую школу может прийти инспектор дорожно-патрульной службы или врач, рассказать правила безопасного поведения на улице, и каждый ребенок их не только запомнит, но и будет неукоснительно выполнять. Это должен быть огромный комплекс воспитательных и обучающих мероприятий. Если хотите - ежедневных мероприятий с привлечением ТВ, специальных викторин, игр и многих других, интересных для детей, способов обучения.
Прежде всего ребенка надо научить понимать, что выходить на проезжую часть дороги - опасно, а в неположенном месте - опасно вдвойне и в первую очередь - для него самого, а не для машины.
Представим себе автомобильное движение на Садовом кольце в Москве и вы вдруг решаете его пересечь в неположенном месте, не у светофора... Я бы не решился, побоялся бы. Но мы - взрослые, а у ребенка чувство страха снижено, и поэтому он будет сокращать свой путь, рисковать... Результат легко представить... Поэтому для ребенка необходимо исключить даже саму возможность выйти в неустановленном месте на проезжую часть дороги.
Я сам много езжу по Москве за рулем автомобиля и очень часто вижу, как дети, особенно возле своих школ, переходят (перебегают) улицу в неустановленном месте, не обращая должного внимания на транспорт. Правда, надо отметить, чаще дети нарушают Правила дорожного движения во второй половине дня, возвращаясь из школы. Видимо, в школу они не спешат, а после окончания занятий в школе у них начинается личное время, и его-то они и пытаются сэкономить за счет дороги. Думаю, было бы очень хорошо, если бы возле каждой школы проезжая часть была бы должным образом огорожена. В Японии, например, в подобных местах не одно, а два ограждения, а посередине газон шириной не менее 1 метра. Поэтому если ребенок решает перейти дорогу в неустановленном месте, ему необходимо преодолеть одно ограждение, потом пройти по газону и перебраться через второе. А для того, чтобы машина, даже большая, не пробила два этих ограждения и не оказалась случайно на тротуаре, на газоне посажены большие деревья. И красиво и безопасно. Кроме того, японцы провели большую программу подготовки мам. Мама учит ребенка с самого раннего возраста. Для этого там была создана сеть специальных обучающих клубов (см. ДДД №7, 2003 г. - Прим. редакции.)
- В прошлом году вместе с психологами мы провели тестирование. Опрашивали детей в Москве и ряде регионов. Подавляющее большинство второклашек считают, что не опасно перейти дорогу где угодно, как угодно, без соблюдения Правил дорожного движения, не глядя. Отвечают, как правило: перехожу там, где мне удобно, где короче, даже если пешеходный переход недалеко. В первый класс их водят родители. А уже во втором классе дети предоставлены сами себе: значит ли это, как считают родители, что дети все знают?
Теоретически - знают. Но дети видят также, что их родители ведут себя на улице не всегда в соответствии с Правилами дорожного движения.
- Да, пример родителей очень важен. Зачастую стоят люди у перехода. Машин нет, мама берет за руку ребенка и идет через дорогу. Ребенок говорит: «Мама, красный, нельзя!», а мама отвечает: «Машин нет. Со мной можно!».
- Поведение взрослых на улице является для детей значительно более наглядным воспитательным моментом, чем любое скучное разъяснение Правил дорожного движения… Когда родители, бабушки с дедушками перестают отводить его в школу и приводить домой, он остается на дороге один. В первый день, наверное, он идет правильно, смотрит по сторонам и гордый от такого доверия приходит домой. А вот дальше он начинает замечать, как это делают взрослые, которые переходят дорогу не там и не так, как надо. В какой-то момент, когда ему надо будет перейти проезжую часть, а его подруги или друзья уже на другой стороне улицы, у него сработает сигнальная система, и он перейдет точно так же, как и те взрослые. Не так, как ему мама говорила, а так, как обычно она сама ведет себя на проезжей части. Потому что так быстрее. При этом ни одна машина не остановится. Это, к сожалению, издержки нашей отечественной культуры поведения водителей на дороге.
- Какие Вы видите пути и необходимые меры по снижению тяжести последствий ДТП у детей?
- Прежде всего, подход к решению этой задачи должен быть комплексным, и он потребует изменения существующей ситуации практически на всех этапах.
Начнем с оказания доврачебной помощи. В смысле спасения жизни - помощь, оказанная в первые минуты, является самой важной. А это значит, что все участники дорожного движения - водители, пешеходы, сотрудники Госавтоинспекции, должны быть не просто «для галочки», а полноценно, со всей ответственностью, обучены приемам оказания первой помощи. По данным судебно-медицинской экспертизы, у 20-30% погибших на догоспитальном этапе не было повреждений, которые должны были привести к смертельному исходу на месте ДТП. Основное число детей погибло от удушья в результате рвоты в бессознательном состоянии. А ведь надо было только правильно уложить ребенка и повернуть его голову набок! Почему-то все знают лишь одно - пострадавшего нельзя трогать, чтобы еще больше ему не навредить. Такой подход, может быть, и мог бы считаться абсолютно правильным, но только в том случае, когда медицинская помощь будет оказана практически сразу, без промедления.
В условиях постоянных пробок, сложного движения в крупных городах и на автомагистралях, где специализированная помощь может сильно запаздывать, необходимо изменить эту тактику.
Прежде всего - на курсах обучения вождению занятия по оказанию первой помощи на дорогах должны проводить специалисты, причем со значительным увеличением часов, нужны ролевые и наглядные игры и экзамен по этим вопросам необходим более ответственный. Другими словами - требуется разработка специального, адаптированного для населения курса доврачебной помощи при ДТП.
Особое внимание этому вопросу должно уделяться при получении прав водителями-профессионалами. Курс для них должен стать более объемным, с тем чтобы они могли продемонстрировать не только теоретические знания, но и практические умения.
Особо необходимы эти умения сотрудникам Госавтоинспекции. Их уровень знаний в идеале нужно поднять до уровня знаний парамедиков западных стран. Можно пофантазировать, но если бы я был начальником Госавтоинспекции, я ни одному сотруднику не повысил бы звания без прохождения курсов по оказанию доврачебной помощи. Таким образом, эти курсы стали бы обязательными для всех сотрудников 1 раз в 3 года. Вместе с тем это потребует и большой работы от медиков - ведь надо создать такой курс. Это не просто набор лекций, усвояемость которых достаточно низка, а самые разнообразные задачи, компьютерные и ролевые игры и т.д., то есть использование современного педагогического опыта для максимально эффективного запоминания. Однако все затраты на создание подобных обучающих систем стоят того, ведь от этого зависит жизнь каждого из нас!
Безусловно, есть проблемы и сугубо медицинские. Это и формирование специализированных бригад «скорой помощи», которые имеют все необходимое для оказания полноценной помощи, возможность с места связываться с клиникой, куда будет направлен больной, чтобы все уже было готово для его поступления. Идеально было бы иметь единое информационное поле в реальном масштабе времени всех служб, занимающихся ликвидациями последствий ДТП, - Госавтоинспекции, МЧС и службы спасения, скорой помощи и больниц.
Сегодня картина иногда весьма грустная. Предположим, «скорая» была не специализированная, а линейная и не имела возможности полноценно провести противошоковые мероприятия. Из-за пробки ребенок доставлен не в детскую, а во взрослую больницу. Там тоже помощь оказывается не в полном объеме, так как ребенка пытаются все же перевезти в специализированный стационар. Таким образом, может пройти 4-5 драгоценных часов ценой в человеческую жизнь!
- Значит, надо готовить общественное мнение.
- Да. Мы давно об этом говорим. Вопросы медицинского характера являются узковедомственными, и работы над их разрешением ведутся. Но, как я уже говорил, это мало изменит ситуацию, даже в самом идеальном воплощении. Нет сомнений в том, что профилактика детского травматизма должна стать одним из важнейших элементов общей заботы о детях и предметом самого серьезного внимания со стороны тех лиц, служб и ведомств, которые имеют к этому прямое отношение. В то же время убедить тех, кто принимает решения, в том, что детский травматизм следует считать одной из приоритетных проблем общественного здравоохранения и довести до них соответствующую информацию, - нелегкое дело. Нужно, чтобы государственные органы, градостроители, архитекторы, конструкторы и в особенности широкая общественность были достаточно хорошо осведомлены о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, так чтобы они сами изменяли свое поведение в направлении, способствующем их предупреждению.
|