Вот оно, лето! Вот они, каникулы! Ни уроков, ни заданий: улица - с утра до вечера!
В предвкушении летней вольницы находится многочисленная армия школьников. В «предвкушении» ребячьей летней вольницы находится Госавтоинспекция. И принимает повышенные меры, призванные защитить детей и подростков от дорожно-транспортного травматизма.
«Внимание, дети! Улица!» - призывает Госавтоинспекция ребят. «Внимание - дети!» - призывает Госавтоинспекция водителей, родителей, всех взрослых.
По России идет операция «Внимание - дети!». О важных аспектах профилактики детского травматизма на дорогах говорит первый заместитель начальника Главного управления Госавтоинспекции СОБ МВД России генерал-майор милиции Владимир Ульянович Тимошин.
Состояние детского дорожно-транспортного травматизма в Российской Федерации вызывает серьезное беспокойство. Ежегодно происходит более 23 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают 1,5 тыс. и получают ранения различной степени тяжести почти 24 тыс. детей и подростков до 16 лет. Каждое восьмое ДТП происходит с участием молодых граждан. При этом более половины (57,8%) пострадавших детей - пешеходы.
В последние годы идет увеличение количества ДТП с участием детей - пассажиров транспортных средств и числа пострадавших в них.
Сравнение России с зарубежными странами только подтверждает остроту проблемы. По тяжести последствий Россию опережает только Румыния. Тяжесть последствий в России для детей до 9 лет в 10 раз выше, чем в Великобритании, от 10 до 14 лет - в 5 раз. По уровню риска для пешеходов детского и подросткового возраста пострадать в ДТП Россия прочно входит в первую пятерку стран. Особенно неблагоприятно характеризует состояние детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране показатель количества погибших детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. легковых автомобилей. В Российской Федерации он в 29 раз выше, чем в Италии, и почти в 10 раз превышает уровень этого показателя для Великобритании и Испании. Число погибших в ДТП детей в расчете на 100 тыс. населения в России почти в 3 раза выше, чем в Италии, и в 2 раза - чем во Франции и Германии.
В соответствии с Положением на Госавтоинспекцию МВД России возложена обязанность оказания содействия в обучении граждан Правилам дорожного движения и их пропаганде. Учитывая, что заложенные в юном возрасте знания и нормы поведения способствуют формированию в дальнейшем законопослушных граждан, работа по привитию детям и подросткам навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является одной из основных в надзорной деятельности Государственной инспекции.
Основными направлениями профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:
- организация учета дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков и их регулярный и дифференцированный анализ по категориям участников (пешеход, пассажир, велосипедист, водитель), возрасту, времени и месту совершения, месту жительства;
- контроль за организацией обучения детей и подростков Правилам дорожного движения, соблюдением и созданием дорожных условий, обеспечивающих их безопасность;
- ведение специальных наблюдательных дел на район или каждое дошкольное и учебное заведение, в котором учитываются ДТП и принимаемые по ним оперативные и профилактические меры;
- оказание практической помощи в создании и организации работы базовых школ и детских садов, кабинетов по безопасности дорожного движения, автогородков и автоплощадок;
- вовлечение детей в профилактическую работу по предупреждению дорожного травматизма среди подростков и младших школьников путем организации в школах, на станциях юных техников, в домах и дворцах школьников формирований юных инспекторов движения, руководство их деятельностью;
- организация и проведение регулярных районных, городских и региональных конкурсов по знанию Правил дорожного движения, смотров работы школ и дошкольных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике детского автодорожного травматизма, соревнований юных велосипедистов, целевых мероприятий по окончании и перед началом учебного года.
В текущем году весенний этап такой Всероссийской операции под девизом «Внимание - дети!», задача которой - подготовка детей и подростков к участию в дорожном движении в период летнего отдыха, проходит в период с 19 мая по 8 июня.
При проведении таких мероприятий необходимо еще раз пересмотреть организацию движения, особенно в местах массового скопления детей и подростков, провести дополнительные рейды по пресечению нарушений Правил дорожного движения детьми и подростками, при этом активнее использовать возможности членов детских автоклубов, отрядов ЮИД. Поведение детей сейчас надо оценивать не только в образовательных учреждениях, но и вне их, на улице, во дворах.
Ежегодно под эгидой Госавтоинспекции в стране проводится Всероссийский конкурс-соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо». Победителям региональных соревнований предоставляется право участия во Всероссийском финале. Общее количество участников составляет более 500 чел. На таких конкурсах с сотрудниками ГИБДД проводятся семинары-совещания по совершенствованию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На них участники отчитываются о положении дел на местах, знакомятся с методикой ситуационного обучения детей навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, организацией и деятельностью региональных центров по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков, «спецклассов ГИБДД» по углубленному изучению Правил дорожного движения.
Из-за ослабления внимания к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, формального отношения в ряде регионов к проведению различных мероприятий по безопасности дорожного движения и, как следствие, недостаточной проработки вопросов организационно-финансового обеспечения, эффективность проведения профилактических операций на местах еще недостаточно высока.
Нам необходимо искать новые, нетрадиционные пути решения этой проблемы. Больше внимания уделять профилактике преступности среди несовершеннолетних, рассматривая детский дорожно-транспортный травматизм как составную часть предупреждения детской преступности в сфере дорожного движения.
На предыдущем Всероссийском конкурсе юных велосипедистов «Безопасное колесо», состоявшемся в июне в Санкт-Петербурге, не были представлены команды от 8 субъектов Российской Федерации. Это свидетельствует о снижении внимания к вовлечению детей в отряды юных инспекторов движения. Сейчас мы предпринимаем шаги по совершенствованию Всероссийского детского форума. Сейчас проводится работа по расширению этапов, способствующих максимальной адаптации детей к реальным условиям дорожного движения с целью дальнейшего изменения детского смотра и перехода к программе «От грамотного пешехода - к безопасному водителю».
Пользуясь случаем, хочу со страниц газеты обратиться к руководителям органов управления образованием и внутренних дел и подчеркнуть, что при проведении региональных детских соревнований необходимо стремиться как можно шире охватить районы и города Российской Федерации, обеспечивать полномасштабную профилактическую работу с детьми в каждой школе, а не зацикливаться на подготовке одной команды для участия во Всероссийском финале.
Другой не менее острой проблемой является подростковая безнадзорность, занятость детей в свободное время.
Ассоциация юношеских автомобильных школ России решает эти вопросы в едином комплексе, последовательно развивая сеть юношеских автомобильных школ. Эти учреждения призваны вести образовательную деятельность по программам привития основ безопасности на дорогах и улицах, начиная с младшего и среднего школьного возраста. Для старших подростков организуются занятия по подготовке водителей, объединений юных инспекторов движения, детско-юношескому автомобильному спорту. Многие автошколы превратились в методические центры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (Ростовская, Самарская и Саратовская области, Республика Карелия).
Юношеские автошколы созданы на сегодняшний день только в 32 регионах - Госавтоинспекция всегда считала, что такого количества явно недостаточно для выполнения возложенных на них задач.
Прекратили деятельность пионерская и комсомольская организации, завершили свое существование многие детские общественные объединения, а сохранившиеся кое-где клубы юных моряков, пограничников и пожарных находятся на самоокупаемости, что представляет финансовые трудности для родителей, а в конечном итоге способствует увеличению преступности среди несовершеннолетних.
В этой связи возрастает роль такой формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, как юношеские автоклубы и клубы ЮИД, которые действуют при активной помощи подразделений ГИБДД на местах.
Движение ЮИД требует постановки на более четкую организационно-правовую основу в целях улучшения профилактики ДТП с участием детей. Необходимо активизировать деятельность отрядов юных инспекторов движения.
В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ГУГИБДД СОБ МВД России планирует в ближайшее время совместно с Министерством образования России проработать вопрос и подготовить предложения по разработке системы общероссийской стандартизации учебных средств и содержания формируемых у учащихся знаний, умений и навыков путем системного структурирования учебного материала по годам обучения.
По возможности необходимо предусмотреть увеличение в курсе дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» времени изучения ПДД в рамках учебной сетки часов для 5-9 классов средней школы.
Подразделениям ГИБДД и органам образования субъектов Российской Федерации необходимо оказывать всемерное содействие в оснащении общеобразовательных и детских дошкольных учреждений учебными пособиями, рекомендациями, шире использовать при этом возможности компьютерной техники.
Отсутствие региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения в ряде субъектов Российской Федерации, недостаточная информированность органов исполнительной власти и, как следствие, слабое внимание к данной проблеме затрудняют профилактическую работу среди детей и подростков.
Еще одна важная проблема в предупреждении дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков кроется в слабом обеспечении информационным и методическим материалом. Здесь Госавтоинспекцией явно недостаточно используются возможности средств массовой информации. А если есть информационный голод, то ни о какой планомерной профилактической работе, правильном обучении детей дорожной безопасности не может быть и речи. Складывается впечатление, что нас просто не волнует забота о нашем будущем - подрастающем поколении.
Единственной всероссийской газетой, профессионально занимающейся предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности и безнадзорности, ведущей большую работу по приобщению детей к творчеству, отвлечению их от пороков улицы, созданию у детей позитивной цели в жизни, является газета «Добрая Дорога Детства». Огромное ей за это спасибо.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма - наша общая проблема. И решать ее надо всем сообща. Резервы для этого есть.
|