Анализ статистики ДТП в Российской Федерации за 2003 год свидетельствует: за истекший год обстановка с дорожно-транспортным травматизмом среди детей и подростков в возрасте до 16 лет значительно осложнилась. Почти каждое восьмое ДТП на территории нашей страны в 2003 году произошло с участием юных граждан, общее число таких происшествий достигло почти 25 тысяч
В 2003 году на дорогах России погиб 1521 ребенок, а 25291 - получили ранения.
В истекшем году в Российской Федерации осложнилась обстановка с дорожно-транспортным травматизмом среди детей и подростков в возрасте до 16 лет. Количество дорожно-транспортных происшествий с их участием возросло на 8,2% и достигло почти 25 тыс., при этом число погибших и раненых возросло соответственно на 3,8% и 8,1%. В ДТП погиб 1521 ребенок и 25291 - получили ранения. То есть почти каждое восьмое происшествие (12,2%) происходило с участием молодых граждан, в них погибли 4,4% и получили ранения 10,4% от всех пострадавших.
О сложности обстановки свидетельствует и тот факт, что в каждом третьем субъекте Российской Федерации зарегистрирован рост числа погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях. Почти в половине удельный вес превышает средний по России. Наиболее напряженная обстановка, где зарегистрирован рост всех трех показателей и где удельный вес выше среднероссийского, сложилась в республиках Бурятия (+27,5%; +73,3%; +29,5%; 15,1%), Кабардино-Балкарской (+62,5%; +50,0%; +73,3%; 13,6%), Калмыкия (+38,9%; +100,0%; +25,6%; 14,2%), Коми (+39,5%; +100,0%; +48,1%; 15,9%), Саха (+12,8%; +37,5%; +13,7%; 16,5%), Красноярском (+20,8%; +45,5%; +20,4%; 13,5%) и Приморском (+13,2%; +23,8%; +13,8%; 13,2%) краях, Архангельской (+5,0%; +25,0%; +2,4%; 13,6%), Волгоградской (+10,4%; +30,4%; +8,5%; 13,5%), Липецкой (+16,1%; +22,2%; +5,9%; 12,6%), Оренбургской (+12,1%; +7,4%; +6,9%; 14,8%), Свердловской (+28,0%; +15,4%; +32,4%; 14,0%), Тюменской (+46,9%; +4,3%; +53,0%; 13,6%) и Челябинской (+13,1%; +5,7%; +15,6%; 13,5%) областях, где зарегистрирован рост всех основных показателей аварийности среди подрастающего поколения.
Более 65% всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей составляют дети-пешеходы, велосипедисты и водители, т.е. когда они выступают в роли активных участников дорожного движения. При этом свыше половины детей в возрасте до 7 лет погибают и получают ранения, участвуя в процессе движения в качестве пешеходов.
Состояние аварийности среди детей-пешеходов, по существу, стало определять положение с дорожно-транспортным травматизмом среди детей и подростков в стране в целом. В прошедшем году количество таких происшествий возросло на 4,5%.
Рост показателей аварийности с детьми-пешеходами зарегистрирован в Республике Мордовия (+39,6%; +33,3%; +41,7%), Красноярском (+19,6%; +6,3%; +22,3%), Приморском (+11,4%; +133,3%; +10,2%) и Хабаровском (+20,2%; +20,0%; +11,0%) краях, Архангельской (+3,7%; +40,0%; +2,3%), Белгородской (+34,3%; +28,6%; +38,2%), Вологодской (+44,7%; +100,0%; +48,3%), Волгоградской (+5,5%; +62,5%; +3,2%), Костромской (+86,1%; +40,0%; +84,8%), Липецкой (+1,9%; +25,0%; +2,0%), Новосибирской (+9,7%; +15,4%; +11,7%), Пермской (+14,7%; +58,3%; +13,4%), Тамбовской (+25,3%; +50,0%; +23,3%), Челябинской (+17,0%; +21,3%; +17,9%), и Ярославской (+16,2%; +40,0%; +11,5%) областях.
В последние годы сложилась тенденция увеличения количества ДТП с участием детей - пассажиров транспортных средств и числа пострадавших в них. Дорожно-транспортные происшествия с ними составляют почти треть общего количества всех происшествий с детьми (31,2%).
Наиболее тяжелое положение в 2003 г., где зарегистрирован рост всех трех показателей аварийности среди детей - пассажиров транспортных средств, сложилось в республиках Бурятия (+83,7%; +333,3%; +72,9%), Кабардино-Балкарской (+111,8%; +25,0%; +153,3%), Калмыкия (+90,9%; +50,0%; +90,9%), Татарстан (+17,4%; +61,5%; +20,7%), Удмуртской Республике (+32,1%; +100,0%; +18,0%), Краснодарском (+6,3%; +17,6%; +8,3%) и Красноярском (+29,4%; +92,3%; +22,4%) краях, Волгоградской (+19,5%; +20,0%; +19,3%), Воронежской (+31,6%; +114,3%; +26,7%), Ивановской (+29,0%; +50,0%; +33,3%), Калининградской (+44,1%; +166,7%; +20,5%), Московской (+8,2%; +16,3%; +7,4%), Мурманской (+35,0%; +300,0%; +50,0%), Оренбургской (+24,6%; +60,0%; +6,8%), Пензенской (+3,6%; +28,6%; +3,7%), Рязанской (+34,9%; +44,4%; +45,0%) и Свердловской (+50,0%; +53,3%; +62,7%) областях, а также в Ханты-Мансийском автономном округе (22,7%; +11,1%; +16,7%).
Половину всех пострадавших в ДТП детей составляют учащиеся общеобразовательных учреждений в возрасте от 7 до 14 лет. Также значительна доля пострадавших детей 14-16 лет.
В последние годы наметилась тенденция снижения числа погибших и раненых детей 7-14 лет, в то же время возросли показатели ДТП с пострадавшими детьми 14-16 лет.
Наиболее тяжелыми последствиями характеризовались происшествия с пострадавшими детьми возраста до 7 лет. При относительно небольшой доле количества ДТП с их участием тяжесть последствий составила 7,9 (среднеросийская 5,8), а число пострадавших - почти пятую часть от общей численности пострадавших детей. И наоборот, самая значительная возрастная категория детей - участников ДТП (7-14 лет) характеризуется относительно небольшой тяжестью последствий (4,8).
В последние годы все больше проявляется проблема, связанная с управлением детьми транспортными средствами. В 2003 г. зарегистрировано 1,3 тыс. происшествий, при которых в качестве водителей транспорта выступали дети, что на 7,5% больше, чем в предшествующем году.
За последние два года значительно возросли абсолютные показатели аварийности в темное время суток. Особенно значительно количество ДТП увеличилось (на 320,0%) в период с 22 до 23 часов, число погибших (на 46,9%) - с 23 до 24 часов и раненых (+5,6%) - с 0 до 1 часа. Основная часть происшествий (70%) совершена в период с 12 до 21 часов, причем абсолютный максимум всех основных показателей аварийности был зарегистрирован с 17 до 19 часов.
В темное время суток значительное влияние на тяжесть травмирования попавших в ДТП детей оказывает освещенность проезжей части дороги. Более половины от общего количества ДТП произошло при отсутствии или выключенном освещении, а число погибших и раненых детей в таких происшествиях составило соответственно 75,0% и 55,6% от общей аварийности в темное время суток.
|