Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
Говорит и обманывает Игорь Кио

Вряд ли среди ваc, уважаемые юные читатели газеты «ДДД», найдется хотя бы один человек, никогда не бывавший в цирке!

Вспомните, пожалуйста, свои впечатления. Думаю, вы согласитесь, что цирк - это всегда праздник. Яркое веселое действо с участием акробатов, жонглеров, дрессировщиков со своими четвероногими питомцами, клоунов надолго остается в памяти. Но самая таинственная цирковая профессия - фокусник! Мы зорко смотрим за каждым мгновением в его работе и все же никак не можем понять, как же он превращает людей в птиц, достает из маленького цилиндра немыслимое количество кроликов, куда на наших глазах из больших ящиков исчезают его ассистенты... Мы пригласили в гости прославленного фокусника нашей страны - Игоря Эмильевича Кио. Игорь Эмильевич согласился поделиться некоторыми секретами своей профессии. Некоторыми, но не всеми, потому что...

- Потому что загадки ремесла иллюзиониста рассказывать нельзя. Ведь зрители перестанут ходить на мои представления, которые утратят ореол таинственности. Жанр, в котором я работаю сегодня, во всем мире очень популярен. Ведь освоением космоса, достижениями техники уже никого не удивишь, а вот загадочная игра, путешествие в сказку, в мир чудес - это интересно всем. Иллюзионные эффекты - это то, к чему люди тянутся подсознательно.

- Ваша профессия так и называется - фокусник?!

- Да. Фокусник. Фокусники делятся на иллюзионистов и манипуляторов. Иллюзионисты - это те, кто обманывает вас с помощью специальной аппаратуры. А манипуляторы обманывают исключительно за счет ловкости своих рук - с картами, шариками, платками и т.д. Относительно недавно в жанре манипуляции появились артисты нового направления - они занимаются тем, что имитируют кражу личных вещей у публики. Артист идет в зрительный зал, прямо около ваших кресел показывает вам, например, карточные фокусы. А потом выясняется, что в то же самое время ему удалось у кого-то из зрителей снять часы, у кого-то галстук, а у кого-то даже подтяжки. Впервые с таким номером в нашу страну приехал югославский манипулятор по фамилии Борац. Он с большим успехом выступал в Москве, Ленинграде, Риге. Четвертым городом его гастролей была Одесса - Борац работал в Одесском цирке... Показав несколько фокусов, Борац отправился в зрительный зал. Через несколько минут он вернулся на манеж и, ко всеобщему удивлению, достал из кармана и показал аудитории чуть ли не дюжину часов, которые он снял у зрителей... Удивление, восторги, аплодисменты... И вдруг из какого-то дальнего ряда поднялся молодой жизнерадостный одессит и продемонстрировал всем часы, снятые им с руки самого артиста... Больше Борац в Одессе не выступал!

- О, сегодня таких манипуляторов, как тот одессит, во всех трамваях, в метро, в магазинах развелось много. И называются они уже не манипуляторами, а мошенниками...

- Да. Видимо, это способные люди, но они направили свои способности на то, чтобы скорее попасть в тюрьму...

- А могли бы стать народными артистами...

- Конечно. Много талантливых людей, но каждый выбирает и делает свою судьбу сам...

- Фокусник - это трудная профессия?

- Трудная. Во-первых, хороший иллюзионист - это прежде всего хороший артист. Ведь важно не только, какой трюк показать, важно, как его показать. Под этим, как я понимаю, не только умение технически придумать номер, но и проведение трюка таким образом, чтобы публика обо всем забыла. А зрители бывают разные. Для одних - все номера хороши, а есть и такие, которые берут с собой профессиональную книжку про фокусы и следят по ней: чтобы сразу во всем разобраться. Если на пятой минуте такой зритель про книжки забывает - это моя победа. Публика ведь всегда приходит на представление с единой целью - разоблачить фокусника. Не доставить ей таких приятных минут - это профессионализм фокусника.

- То есть иллюзионист это еще в определенной мере и гипнотизер, и парапсихолог...

- Вообще, да. Иллюзионист должен заставить публику подчиниться, верить, держать ее в напряжении.

- Значит, он отвлекает внимание зрителей и в этот момент совершает трюк?

- Верно. Еще больше открою вам секрет. Если вы заметили, ассистентки, которые со мной работают, - это всегда молодые, красивые девушки...

- Да, это всегда бросается в глаза.

- ...так вот, секрет в том, что когда на сцене молодая, красивая, да еще и полуобнаженная девушка - а на манеже или сцене это вполне уместно - то мне легче вас обмануть... Кроме того, я всегда на представлении что-то говорю, рассказываю какие-то шутки, прибаутки. Когда-то один из моих спектаклей в театре эстрады его автор А. Арканов так и навал: «Говорит и обманывает Игорь Кио!»

Кио - не просто фамилия, Кио - это явление в российском цирке, в российском обществе, в российском искусстве. Такая фамилия, ставшая цирковым понятием, автоматически превращается в профессию. Отец - Эмиль Теодорович Кио (род. в 1894 г.), сыновья - Эмиль (род в 1938 г.) и Игорь (род в 1944 г.)

- Скажите, пожалуйста, а женщины могут быть фокусниками?

- В практике существуют женщины, которые работают в этом жанре, но я считаю, что это профессия мужская. Кстати, недаром в русском языке есть слово «фокусник», а слово «фокусница» - нет.

- Какие у Вас были первые впечатления от цирка?

- Их как бы и не было, потому что я в цирке чуть ли не с самого рождения. Мой отец Эмиль Теодорович Кио был блистательным иллюзионистом. Кстати, до него иллюзионисты в цирке не работали. Раньше фокусникам, магам, факирам строили особые площадки, потому что на сцене фокуснику работать гораздо легче, так как зрители сидят с одной стороны, а не вокруг. Так вот, мой отец сделал арену привычным местом своей работы. Он открыл жанр, и сам в нем главенствовал до последнего выхода на арену. А со мной изначально было все ясно - я в детстве никогда не мечтал стать летчиком или шофером, потому что я твердо знал, что буду продолжать дело отца. Я еще был совсем маленьким, когда меня одевали в костюм лилипута, и я выходил на манеж, ассистируя отцу... Однажды мой отец тяжело заболел и попал в больницу. А билеты были проданы на много представлений вперед. И мне позвонил главный режиссер цирка: «Игорь, ты знаешь работу отца?» - «В общем, да». - «А ты мог бы отработать вместо него?» Это был 1959 год - мне 15 лет и я, конечно, самонадеян, никакой ответственности еще не осознаю. Хотя подготовка все же была, недаром же я в цирке с детства. Соглашаюсь без особых колебаний. А когда через два месяца отец, вернувшись из больницы, пришел в цирк на мое представление и сел в первом ряду, вот тут-то я впервые узнал, что такое настоящее волнение... Дальше я работал вместе с ним, был помощником и дублером. А после его смерти стал работать сам.

- А каков процесс создания Ваших трюков?

- Формула всех наших номеров одна и та же: исчезновение, превращение и появление. Все остальное - вариации на тему. Специфика и сложность в том, чтобы найти форму, интерпретацию, так называемую «упаковку», наиболее интересную для зрителей. Вот приходит в голову идея, и ты начинаешь придумывать, как ее осуществить. На один трюк уходит два месяца, на другой - несколько лет. Главный секрет - найти самое простое решение трюка.

- Ну, сегодня, при таком техническом прогрессе...

- Э-э-э, то-то и оно, что тогда это уже будет не трюк, а техническое устройство. Такой номер не вызывает никакого интереса у публики, потому что все видят, что это техника.

- А какой у Вас самый популярный, пользующийся успехом трюк?

- Это трюк-долгожитель - сожжение или распиливание женщины. Мне в этом трюке ассистирует моя жена - я каждый день на арене ее или сжигаю, или распиливаю...

- Этот трюк, наверное, сложно делать?

- Если трюк делать сложно, значит, он еще не готов.

- Игорь Эмильевич, если кто-то из молодых людей выберет для себя профессию фокусника, какими способностями, кроме актерских, он должен обладать?

- Изобретательностью, парадоксальностью ума. Он должен уметь придумывать. Обязательно - увлеченность. Наша работа очень кропотливая, особенно на стадии подготовки номера, поэтому нужно быть фанатиком своего дела. Впрочем, во всяком деле, если хочешь достигнуть высот, нужен фанатизм...

В цирке существуют жанры, где полноценными артистами становятся совсем в детском возрасте - уже с пяти лет дети работают с родителями, например в акробатическом жанре или в группах гимнастов, наездников... В цирке даже существует закон, по которому через 15 лет работы, то есть уже в 20-летнем возрасте, человек уже может уходить на пенсию...

- А существует ли учебное заведение, где обучают Вашему делу?

- Есть цирковое училище, там можно получить общую подготовку артиста цирка. Но путь к профессии фокусника лежит только через ученичество, через мастера. Конечно, нужно много читать, изучать историю. Наш жанр очень древний, и этому посвящено много литературы. Причем чем раньше ребенок увлечется этой профессией, тем лучше. Кстати, знаете, для меня самые опасные зрители - это дети. Они гораздо быстрее взрослых разбираются в секрете трюка. Потому что взрослые для разгадки применяют накопленные знания, а ребенок мыслит конкретно и как раз близко к тому, как мыслил артист, когда создавал свой трюк.

- Скажите, а в жизни Вы никогда не использовали свой талант?

- Я - нет. Хотя многим кажется, что я пользуюсь профессией фокусника. Однажды на жеребьевке кооператива, когда мы с женой получали квартиру, я тяну бумажку и с серьезным видом при всех спрашиваю жену: «Ты какой этаж хочешь?» Она, подыгрывая мне, так же серьезно отвечает: «Двенадцатый». И я действительно вытаскиваю двенадцатый этаж... Когда мы уходили, то некоторые, кому повезло меньше, никак не могли успокоиться и ворчали: «Такое солидное мероприятие, а они тут цирк устроили!»

- Кем бы вы стали, если бы не были сыном своего отца, не продолжили бы семейное дело?

- Я очень люблю свою профессию, и в другой деятельности я себя никогда не видел. Ну, может быть, футболистом бы стал, в детстве занимался в спортшколе у Константина Бескова и он говорил, что у меня неплохо получается.

- Что бы Вы в заключение встречи хотели передать читателям газеты «Добрая Дорога Детства»?

- Я бы хотел пригласить их в нашу плеяду фокусников, это очень интересная и творческая профессия. К тому же настоящих фокусников на свете меньше, чем даже космонавтов, я всю жизнь прожил в полном отсутствии конкуренции.

Как живут фокусники? Их биографии отличаются от серых будней простых смертных, а судьбы полны чудес и приключений. Однажды Эмиль Кио (отец) приехал на гастроли в Тбилиси. Едет на такси из гостиницы, где он жил, в цирк. Таксист и говорит: «Я Вас узнал, Вы - Кио, да?» - «Да». - «Вы можете мне фокус прямо здесь в машине показать, а?» - «Ну, я показываю фокусы только в цирке». - «Ну, хоть что-нибудь. Я Вас очень прошу». - «Уговорили... Сейчас подъедем к цирку, я Вам дам рубль, а вы мне - сдачи девяносто девять рублей, как со ста». Таксист замолчал и больше фокусов не просил. В молчании они доехали до цирка. Кио протягивает рубль. И вдруг шофер покорно отсчитывает ему девяносто девять рублей. Кио, конечно же, пошутив, берет деньги и обходит машину, чтобы вернуть их через водительское окно. Но не успел он выйти, как такси резко со свистом рвануло с места. Долго потом пришлось разыскивать таксиста, чтобы вернуть ему девяносто девять рублей...

Спустя лет тридцать в такси по Тбилиси едет уже младший сын Кио - Игорь Кио. И вдруг таксист говорит: «Вот я слышал, что с Вашим отцом был такой случай»... Рассказывает. «Неужели, - спрашивает, - возможно такой фокус сделать, а, дорогой, скажи мне». Кио-младший вынужден держать марку: «А что тут сложного? Фокус как раз очень простой... Хотите повторим? Сейчас приедем, я Вам дам десять рублей, а Вы мне дадите сдачу со ста...» Шофер нервно дернулся и тоже замолчал. Подъехали к цирку. Игорь Кио протянул водителю десять рублей... и вдруг таксист стал лихорадочно отсчитывать ему девяносто рублей сдачи. А когда фокусник решил так же, как его отец, вернуть деньги, бедолага-таксист поспешно, завизжав тормозами, уехал...

Продолжением этих историй для Игоря Кио стало то, что как только он появлялся на стоянке такси, все машины молниеносно разъезжались в разные стороны. По городу разнесся слух, что главный фокус Игоря Кио в Тбилиси - грабить таксистов!

< Пред.
Сегодня 29 марта 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07