Äîáðàÿ Äîðîãà Äåòñòâà
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Для воспитателя детского сада » Не «научить» - воспитать
Не «научить» - воспитать

Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь. В возрасте трех-четырех лет у детей с родителями налаживается устойчивая обратная связь. Ребенок начинает не просто впитывать огромный поток информации, но уже и проявлять адекватную реакцию, соотносить свои действия и поступки с общепринятыми в семье, в группе детского сада и т.д.

В это время закладываются основы социальной адаптации, ребенок усваивает то, что почти до совершеннолетия будет определять его интересы, привычки, жизненную позицию. Уникальность этого возраста в том, что малыши - величайшие консерваторы. Всякое преподносимое им знание или оценку действий они усваивают как неоспоримый абсолют.

К сожалению, взрослые часто торопятся заполнить сознание наследника своими приоритетами. Конечно позитивными, современными, но почему-то крайне далекими от житейской прозы. Наш ребенок обязательно должен в совершенстве знать английский, математику, прочесть в пять лет «Войну и мир», сыграть на ближайшем дне рождения моцартовский «Реквием», создать свой сайт в Интернете, разбить ребром ладони стопку кирпичей и выиграть сет у тренера по теннису. Популяризация бытовых поведенческих навыков тоже имеет место, но оказывается краткой, убогой и далеко не современной: со спичками не играть, ножницы в розетку не совать, в носу не ковырять, улицу на красный свет не переходить.

Как же мало этого опыта оказывается в последующем! Вряд ли возможно даже в рамках одного Татарстана подсчитать, сколько потенциальных Ойстрахов, Эйнштейнов, Гейтсов и Шварценеггеров не доживают до расцвета своих талантов только потому, что не могут в критических жизненных ситуациях найти подсказку, необходимый опыт, и совершают нелепые, трагические ошибки.

Ежегодно на дорогах и улицах городов республики совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы. А сколько их по всей России! Ежегодно! Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения на государственном уровне, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Активное внедрение комплексного подхода к профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков в Республике Татарстан началось в середине 90-х годов по инициативе и при непосредственном участии Госавтоинспекции. Схематично он заключается в том, что начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе - на практическом уровне. Единство интересов ГИБДД, Министерства образования, родителей и самих детей при этом очевидно, нужно лишь правильно распределить акценты.

В середине 90-х руководство ГИБДД и Фонд безопасности дорожного движения Татарстана инициировали развитие картингового движения. Буквально за несколько лет в городах и районных центрах были созданы карт-клубы, объединяющие в своих рядах более трех тысяч детей и подростков. Практика работы картинговых клубов сегодня распространяется на школы республики, как лучшая альтернатива архаичному курсу трудового обучения. Вопросы оснащения техникой и методическими пособиями помогает решать все тот же Фонд безопасности дорожного движения УГИБДД МВД РТ, а преподавателями становятся профессиональные спортсмены и механики, вчерашние картингисты.

Следующий этап начался в 1997 году, когда в республике открылись первые школьные автоклассы, оснащенные компьютерами и необходимыми техническими средствами.

В начале 2002 года в Казани была создана первая детско-юношеская автошкола с полным циклом теоретической и практической подготовки будущих водителей. В формировании ее материально-технической базы приняли участие управление ГИБДД, Министерство внутренних дел, Министерство образования республики, администрация района и казанское отделение Всероссийского общества автомобилистов. В ближайшей перспективе - расширение сети автошкол и создание на их основе межшкольных центров. По существу - это будут прежние УПК, но в новом, современном качестве. Основная мотивация для целенаправленного изучения ПДД и практической безопасности дорожного движения здесь - занятия увлекательным техническим видом спорта - картингом и подготовка, достаточная для получения, при достижении 18-летия, водительских удостоверений. По убеждению начальника УГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова, - без внедрения этого сугубо практического, диктуемого самой жизнью подхода, 60-часовой школьный теоретический курс безопасности дорожного движения ожидаемых результатов дать не сможет.

Качественно новый этап начался в Татарстане и в обучении основам дорожной безопасности детей дошкольного возраста. При непосредственной поддержке Фонда безопасности дорожного движения в республике действует программа подготовки педагогов начальных классов и ДОУ по преподаванию ПДД и основ безопасности поведения на дорогах. Внедрены в практику методические стандарты и пособия, разработанные специалистами республиканского Центра безопасности жизнедеятельности детей. В конце прошлого - начале нынешнего года в двух дошкольных образовательных учреждениях столицы республики развернуты настоящие учебные комплексы. В распоряжении педагогов здесь есть все необходимое для ежедневных увлекательных занятий в игровой и в то же время - в максимально содержательной форме. Если стенды с дорожными знаками - то «взрослые», настоящие - с подсветкой. Если сами дорожные знаки - то тоже настоящие, расставленные на ковре, оформленном улицами, домами, перекрестками. С особым восторгом детишки занимаются на стендах и натурных макетах, воспроизводящих расположение домов, улиц, дорожных знаков и разметки в привычном им микрорайоне. Уверенно показывают, как быстрее и безопаснее пройти от дома или остановки общественного транспорта к родному детскому садику. Плюс к этому, занятия с индивидуальными картами-схемами типичных дорожных ситуаций - на них каждый малыш может почувствовать себя и водителем и пешеходом и даже строгим инспектором. А еще есть театральная гостиная, где режиссер-воспитатель и маленькие актеры ставят настоящие спектакли о машинах, дорогах и пешеходах. И это далеко не все. В Татарстане нашли решение извечной педагогической проблемы: чем заинтересовать, как донести, как сделать это живо, без рутины. Возможно, именно тогда в Казани было сделано важное и очень перспективное открытие - правилам безопасности нужно не учить, с ними нужно воспитывать. Это можно и нужно, не считаясь с затратами, сделать привилегией детских дошкольных учреждений. Заместитель министра образования РТ Людмила Нугуманова на встрече в ДОУ № 399 не удержалась от восторженных слов: «Такое возможно только в детском саду. В школе нет такого простора для творчества учителей, нет ресурсов времени для изучения основ безопасности движения, нет такой живости восприятия».


< Пред.   След. >
Ñåãîäíÿ 19 ноября 2017 ãîäà
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 ãàçåòà «Äîáðàÿ Äîðîãà Äåòñòâà»
ã. Ìîñêâà, Ñòðàñòíîé áóëüâàð, 6, ñòð. 2, îôèñ 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 209-51-26, 209-41-07

Ïðîñïåêò
ñàéò ðàçðàáîòàí êîìïàíèåé
Ïðîñïåêò èíòåðàêòèâ ìåäèà