Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » На тему дружбы и любви » Окна в мир ребёнка
Окна в мир ребёнка

Детство, вопреки расхожему среди взрослых представлению, - трудное время. Это вовсе не защищенный со всех сторон цветущий сад. Детство как счастье, безопасность, защищенность, невинность для многих детей не существует вовсе. С другой стороны, есть немало детей, для которых детство продолжается слишком долго, и выход из него, взросление, для них оказывается очень болезненным.

 

Агрессия

Часто детей, которые балуются, ведут себя чересчур раскрепощенно, взрослые одергивают, останавливают, не давая себе труда вдуматься, с чем связано такое поведение.

Ребенок, который ведет себя в согласии с какими-то сиюминутными потребностями, чаше раздражает взрослых в детском саду и в школе. Он ведет себя импульсивно, иногда, без видимых причин, нападает на других детей, непослушен, говорит громко, нередко перебивает, дразнит и провоцирует других детей, вызывая у них такое же поведение, пытается доминировать. Взрослые не любят такого поведения детей (а часто - и таких детей). А поведение его считают агрессивным.

Иногда ребенка воспринимают как агрессивного, если он просто выражает свой гнев. В гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. Акты агрессии часто называют антисоциальными. Они могут включать деструктивное и разрушительное поведение - воровство, поджог... Но это все отдаленные или усиленные результаты каких-то важных причин. Часто оказывается, что деструктивным поведением ребенка движет чувство отверженности, незащищенности, тревоги, обиды. У него часто отмечается пониженная самооценка. Он чувствует, что только таким поведением может привлечь внимание к себе, отомстить за то, что его не любят. Без этого выражения гнева и агрессии его психика не выдержала бы напряжения. Это его путь к выживанию. Его поведение может демонстрировать враждебность почти ко всем и всему. Родители и учителя часто считают, что такое поведение связано с внутренним немотивированным побуждением, с непонятным им стремлением поступать именно так.

Дело в том, что этому ребенку недостает способности адаптироваться в окружающем мире, что возбуждает в нем чувство страха и как следствие - гнева.

Гнев

Гнев - это чувство, присущее всем людям. Каждый может разгневаться: и я, и вы. Наша культура выработала негативное отношение к проявлению гнева. «Хорошо никогда не злиться». Дети по этому поводу получают двойное послание. Они испытывают волну гнева, исходящую от взрослых, либо косвенно, в форме ледяного неодобрения, либо в прямом порицании, запрете, крике. В то же время для детей обычно неприемлемо прямое выражение гнева. Уже в раннем возрасте они привыкают подавлять это чувство, испытывая либо стыд из-за ярости своих матерей, либо вину за собственный гнев, чувство раскаяния, которое иногда их захлестывает. По телевизору, в кино дети постоянно наблюдают проявления гнева в форме насилия. В результате в них возникает страх. Не удивительно, что гнев, по их представлениям, подобно эдакому чудовищу, должен непрерывно подавляться, его надо избегать.

Но поскольку оскорбленные чувства ребенка требуют выхода, детям (как и взрослым) трудно избежать проявления гнева. Ведь гораздо проще сбросить энергию через протест, бунт или сарказм.

Обращаю ваше внимание на то, что все наши чувства связаны с физиологическими изменениями, которые выражаются в мышечных, телесных функциях.

ИЗ ПРАКТИКИ

Мальчик 6 лет буквально «рвал себя на части», то есть царапал себя, уничтожал что-либо из своих вещей. Когда мальчик начал рвать свой матрас, обеспокоенные родители привели его к психологу. Очевидно, что такое поведение проявляет ярость и гнев, которые ребенок боится выразить. Для детей очень значима реакция взрослых. Если их осуждают при проявлении гнева, значит, они поступают плохо, и они начинают скрывать гнев. Но скрывание гнева отнимает очень много сил у ребенка, и это чувство накапливается. В результате скрываемый гнев вырастает в ярость и негативное отношение к сверстникам, недоверие к взрослым, желание отомстить.
У подростков это часто ведет к антисоциальным поступкам.

Страхи

Дети испытывают страх чаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого проявления страха приходится много случаев страха скрытого. К сожалению, в нашем обществе боязнь чего-нибудь воспринимается как проявление малодушия. Родители тратят много сил, объясняя детям, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемый детьми страх. Дети в процессе ростa обучаются загонять свои страхи глубоко внутрь себя, чтобы угодить родителям или не пугать их своими переживаниями. Одни страхи у детей становятся навязчивыми, превращаются в фобии.

Некоторые из таких страхов возникают в результате ошибочных представлений, другие основаны на реальных ситуациях или появляются вследствие неравного положения ребенка в обществе. Ребенок нуждается в том, чтобы его страхи принимались, признавались и уважались. Только когда страхи ребенка обсуждаются открыто, без порицания, у него могут появиться силы для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его.

Чего чаще всего боятся дети?

Одним из очень частых страхов является страх потери контроля над собой. Дети боятся, что не выдержат и, например, разрыдаются, или описаются, или да мало ли чего еще, т.е. потеряют контроль над своим поведением. Это часто бывает, когда в семье ребенок почти лишен права выбора. За него все решалось, и у него не было опыта в оценке каких-то ситуаций. Он не знал, что произойдет, когда... и что выйдет в результате... Страшно. Также такого рода страхи возникают, если в семье ребенка часто называют неумехой: «Что ни дай - все испортит»; «Отнеси пирожки в комнату, ну вот, опять уронил!» Ясно, что в другой раз, в детском саду или в школе, когда его попросят отнести что-то, ему станет страшно, что он не справится. И он откажется и уйдет в тень, и ему станет горько.

Другой причиной могут быть ночные страхи: нападение грабителей или проникновение других людей в дом. Это может быть и страх темноты. Такие страхи обычно приводят к расстройству сна у ребенка. Если это страх темноты, то можно не выключать свет, чтобы ребенок чувствовал, что контролирует ситуацию. У некоторых детей в темноте, когда они не видят себя, как днем, возникает иллюзия, что их нет, они куда-то делись. Это страшно.

Если это не связано с темнотой, вопрос надо разбирать отдельно, так как за таким страхом могут лежать очень разные детские фантазии, вызванные другими причинами. Часто взрослые даже не могут предположить, чего, собственно, может бояться ребенок. Тут и злобный персонаж из мультика, или придуманное им самим чудовище, которое заставляет его бояться. И ребеночек его на самом деле боится, потому что образ этот возник в контексте каких-то неприятных или страшных событий. Связь между образом чудовища и событием установилась в психике ребенка. Страшно! А ведь часто взрослые, выяснив у ребенка, что боится он чудовища, со смехом

говорят, что бояться нечего, никакого чудовища не существует. Но ведь ребенок боится не чудовища, а события, которое дало толчок его «рождению».

Специфические стрессовые ситуации

К детским переживаниям относятся и особые ситуации в жизни ребенка. Например, развод родителей. Детям очень страшно, когда их привычный мир разбивается. Ребенок природой настроен на то, что рядом с ним должны быть двое,

папа и мама. Это определенный уровень защиты. Развод - потеря части защиты. Эта тема сама по себе достаточно большая и сложная, поэтому сейчас мы ее только назовем. Другой специфический опыт - землетрясение. Такие события, естественно, могут вызвать у ребенка эмоциональную травму, и ребенку нужна психологическая помощь. Одной из тяжелейших травм является ситуация инцеста (сексуального домогательства или насилия в семье). Она настолько переворачивает роли ребенка и родственников в семье, что детская психика не в состоянии с этим справиться. Если не принять мер, не реабилитировать его психику, то он будет нести эту травму всю жизнь.

Какой можно дать совет родителям, воспитателям, учителям? Всем взрослым, кто находится рядом с ребенком? Быть внимательнее к детям. Не пытаться «отделаться» от них, а постараться понять их, понять, откуда у них возникли их страхи, их гнев, их агрессия? Детей надо уважать и знать, что ничто не появляется в их головках просто так.


< Пред.   След. >
Сегодня 21 ноября 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07