На стене вдоль лестницы, ведущей на второй этаж, в старшие и подготовительные группы, нарисована большая дорога со знаками, автотранспортом, пешеходами. Сюжет для детского сада необычный. Но и детский сад необычный: здесь, в д/с № 12 Центр развития ребенка, в течение семи лет весело, увлеченно, с выдумкой учат ребят дружить с дорогой.
Поначалу директора центра, Т.В. Полякову, не все окружающие понимали и поддерживали. Некоторые ответственные товарищи порой спрашивали: «Зачем вам это надо?» «Как зачем? - поражалась она. - Это же здоровье и жизнь детей!» Но объяснить коллегам, руководителям - это одно. А есть еще родители, которые приводят своего ребенка в детский сад и видят в договоре с администрацией странный пункт - «Обучение ПДД» Что за ПДД? Зачем? И сначала индивидуально, каждым маме-папе, затем - на родительских собраниях, через родительский комитет, а дальше - вовлекая в конкурсы, подготовку к праздникам и участию в них, на Дне открытых дверей родителей тоже приобщают к учебному процессу.
«Учебный процесс», вовлекают»... - звучит скучно и не интересно. На деле же все необычно и здорово.
Пришел к трех-четырехлеткам инспектор ГИБДД. Рассказал, предположим, о самом важном для дорожного движения регулировщике - светофоре. И - закрутилась вокруг светофора работа. Объявляется конкурс на лучшую домашнюю поделку: в одной семье светофор вырезают из бумаги, в другой выпекают из теста, в третьей выпиливают из фанеры, разрисовывают и раскрашивают. Лучшие поделки отправляются в свой садовский кабинет безопасности. (А в каждой группе созданы еще и уголки безопасности.) После праздничного подведения итогов все участники получают подарки. Изучают ребята дорожные знаки - снова конкурс. На лучшую сказку о дорожных знаках. Сочиняют, оформляют всей семьей. Из этого конкурса, можно сказать, выросла своя детсадовская периодика: ежеквартальная листовка «Светофорчик» для родителей. Чего там только нет! История ГАИ-ГИБДД, и история Правил дорожного движения, и сами правила. Родительские сказки, ребусы, кроссворды тоже нашли себе здесь место. Кстати, набор, верстка и дизайн листовки - все с помощью родителей.
«Азы дорожной культуры ребенок должен впитать вместе с детсадовской кашей. Тогда для него в любом возрасте будет естественной культура поведения за рулем или на пешеходной дорожке, - говорит инспектор ОГИБДД Раменского УВД капитан ми
лиции Ю.Г. Безруков, - очень важно, что в этом вопросе мы находим здесь полную поддержку». «Но впитать - не значит жевать невкусную еду. Учить ПДД - значит играть, - поддерживает Безрукова методист детского сада Н.П. Карева - в очень важные для жизни ребенка игры».
Выходит группа гулять. Девочки берут коляски с куклами, а воспитатели тут же придумывают им условия игры: вам надо перейти через дорогу за молоком. На какой сигнал светофора пойдете? На стене корпуса - на уровне детских глаз нарисованы дорожные знаки. «Алеша, на дороге вот этот знак. О чем он говорит?» - спрашивает воспитатель.
Само собой разумеется, что стихи про светофор, дорожные знаки дети обязательно учат дома с родителями. А на праздники ПДД приходят и мамы, и папы. Праздники эти проходят в форме КВНов, викторин «Счастливый случай», увлекательнейших игр, подобных «Ключам от форта Боярд». Видели такую игру по ТВ? У наших детсадовцев свои ключи - от сокровищницы. Представляете, какой восторг был у детей, когда на них, ответивших правильно на все вопросы, просыпался дождь золотых шоколадок?
Воспитание грамотного, культурного участника дорожного движения - процесс длительный и сложный. Тем отраднее видеть его плоды. Как-то увидела Надежда Павловна Карева, как папа на санках везет воспитанницу из старшей группы прямо через дорогу. На следующий день спросила девочку: «Оля, ты знаешь, как нужно переходить проезжую часть дороги на санках?» Девочка потупилась: «Надо вставать!»
«А вспомни, как ты вчера переезжала дорогу? Все сделала правильно?» - продолжила вопрос Надежда Павловна. «Нет, - вздохнула девочка - но это не я, это папа...» «Так ты ему подскажи. Вдруг он забыл?» - настойчиво вела урок вне урока методист. В тот же день Надежда Павловна снова увидела, как тот самый папа везет на санках ту самую Олю. Подъехали к бордюру тротуара, Оля спускает ноги на снег и с силой тормозит.
Во многих семьях сейчас есть автомобили. И удивленные родители рассказывали воспитателям, как сыновья отказывались садиться на переднее сиденье рядом с папой. «А в садике воспитательница сказала, что нам ехать впереди нельзя», - говорили малыши.
В Раменское я приехала посмотреть, как учат ребятишек в муниципальном детском саду № 12 правилам поведения на дороге. Свидетельствую: хорошо учат. Осмысленно отвечали дети на вопросы, читали стихи, пели песни, играли. Осмысленно и увлеченно. Впрочем, сами-то малыши просто весело и интересно проводили время. А после занятия один ребятенок спросил: «Юрий Германович, а подарков нет?» «Обязательно будут», - пообещал Безруков.
К подаркам от Госавтоинспекции ребята привыкли. «Дети стараются. Это старание надо обязательно вознаграждать, - говорит Юрий Германович. - Да и воспитателям, всем работникам детского сада мы при случае говорим спасибо. Они делают очень нужное дело».
Во дворе детского сада-центра зелено, красиво и уютно. Гомонят ребячьи голоса. Один, другой малыш берет велосипед. «Егор, на светофоре желтый свет. Как ты должен поступить?..» - спрашивает воспитательница. Урок безопасности продолжается.
|