Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
Начало » Творчество детей » Становление личности и поиск собственного "Я"
Становление личности и поиск собственного "Я"

Наверное, нет человека, который в юности не искал бы ответа на вечные вопросы - о смысле жизни, о своем месте в ней. Нередко процесс поиска собственного «Я» – колебание между двумя крайностями: «быть как все» или жить наперекор всем установленным правилам. Именно в юности мы получаем первые уроки жизни по «двойным стандартам» – и преподают нам их взрослые  

Я был самым обыкновенным ребёнком и совсем не собирался в космонавты. Но мне кажется, что уже в детском возрасте я чуть-чуть отличался от сверстников тем, что уж очень нахально верил в свои силы. Мне всегда казалось, что мне под силу абсолютно все, только надо подольше посидеть, побольше позаниматься, получше подумать, и тогда все получится. А в моменты, когда мне что-то не нравилось или не получалось так, как я хотел, я не капризничал и не хныкал - наоборот, собирался с силами и про себя думал: «Не дождётесь, чтобы я пищал или жаловался. Все равно будет по-моему». Я всегда с детства старался владеть собой и никогда не показывать, что я испытываю внутри. И это привело к тому, что сегодня я абсолютно уверен, что ничто в жизни не может выбить меня из седла.

Мне кажется, для каждого человека важно знать, что именно там, в детстве, у нас у всех всё и начинается - и хорошее, и плохое - а потом, в течение жизни, продолжается. С детства от родителей я хорошо усвоил, что самый лучший - это честный, добрый человек, цельная личность. И не важно, какой работой он занимается. Главное - иметь цель в жизни, мечту. А мечта - это такая своеобразная лестница, цепочка, построенная из микроцелей. И знаете, что важно? Чтобы не было пауз между достижением одной микроцели и постановкой другой мечты. То есть нельзя расслабляться, нельзя позволять себе лениться. Только тогда ты можешь двигаться вперёд.

Владимир Алексеевич Соловьёв, лётчик-космонавт, руководитель полётов Российского Сегмента Международной Космической Станции, дважды Герой Советского Союза

 

В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО «Я»

Мы приходим в детский сад, в школу, в компанию. Мы хотим быть замеченными, мы хотим, чтобы в нас признали личность. А нам - «Встаньте, дети, встаньте в круг...». Подразумевается: «Ты, конечно, личность, но лучше не выпендривайся и не старайся выделиться». Следуя этому повелению, мы встаем в ряды клонов: зомбированные мальчики и девочки слушают одни и те же песенки, кушают одинаковые конфетки, смотрят  одни и те же мультики. Шаг вправо, шаг влево - сами знаете, что после этого. Малейшее отклонение от общепринятых стандартов - и слова из уст старших бегут со скоростью привычки: «Ты не уважаешь родителей, ты позоришь школу, ты плохо кончишь!». В мозгу пульсирует Маяковский - «Что такое хорошо и что такое плохо». Неужели я - зло? Я - аномальный? Ужас в глазах, наполненных слезами. Уж лучше наступить на хвост собственному «Я» и быть как все.

Но мы растем. И гомо разумные через некоторое время понимают, что быть серой массой - это не есть счастье. Они выбирают иной путь, путь познания: «А если я буду плохо учиться? Интересно, что произойдет?». Ничего хорошего не происходит. Маленького человека начинают ругать в школе, перестают любить родители, начинается отчуждение. Взамен, как мотыльки на свет, слетаются новые друзья. Они тоже экспериментаторы. И ребенок встает перед выбором: вернуться к «правилам» или остаться в компании «плохих» ребят?

Он уходит в другую крайность: исполняемая им роль примерного ребенка полностью удовлетворяет маму и папу, учительницу и воспитательницу. В душе он не прекращает поиски собственного «Я», но ровесники так глубоко не заглядывают, им бы в своей душе разобраться - и пропадают темы для разговоров с одноклассниками, уходят друзья. Маленький человек опять на пороге выбора.

Так и будет он жить, как бильярдный шар, ударяясь из крайности в крайность под давлением других «шаров» или оставаясь в одиночестве посреди «стола».
Сколько же ему будет лет, когда он наконец попадет в свою «лузу»?

Рита Забродина, 15 лет, г. Новосибирск

 

ДВА ПОЛЮСА МАГНИТА ПОД НАЗВАНЬЕМ «ЖИЗНЬ»

Этот мальчик - самый тихий ученик в школе. Одноклассники посмеиваются над ним, толкают на переменах, льют компот в портфель. А он - молчит. Не огрызается в ответ, не машет кулаками, не ругается, не оскорбляет девчонок, не курит, не матерится. Он - отличник.

Кто-то страдает от вредных привычек, а этот мальчик - из-за их отсутствия. Одноклассники мечтают о новой куртке или плеере, а он - о пятерках и о хорошей работе после окончания школы. Ровесники называют мальчика глупым заучкой или ботаником, ничего не понимающим в жизни.

Кто называет? Такие же, как он, подростки - мальчишки, которые ничего, кроме сигарет и драк, не признают, и девчонки, думающие только о мальчиках, помаде и новых песнях Бритни Спирс. В то время, как мальчик штудирует страницы учебника, готовясь к завтрашней контрольной по физике, эти «знатоки жизни» «учатся» в подъездах и за гаражами. Они считают, что нормально существовать в этой жизни можно, если досконально знаешь понятия своего двора и поступаешь сообразно этим понятиям. А мальчик полагает, что научиться жизни можно по школьным учебникам и книгам из библиотеки.
И кто же из них прав? Я считаю, что никто. А вы как считаете?

Ирина Алексеева, 15 лет, г. Омск

 

КОГДА ЖИЗНЬ - ИГРА

Мы рисуем плакаты на экологические темы, пишем сочинения об аксиомах жизни, устраиваем «круглые столы», где решаем проблемы села, школы, класса. Мы верим, что правы, а значит, должны быть услышаны. Но не слишком-то взрослые считаются с нашими мнениями. Все наши работы пылятся в глубине шкафов, а то и вовсе выкидываются.

Мы попадаем в другой, взрослый, мир наивными и беззащитными, а между тем первое условие существования этого мира - соперничество (соревнование, конкурс, конкуренция, борьба противоположностей - называйте как хотите). В каждом конкурсе оговариваются его цели: познавательный интерес, эрудиция, общее развитие - а на самом деле лишь взрослые амбиции, где нашими руками (головами, мозгами) мостят себе пьедестал те, кто сильнее.

Первый урок мы получаем еще в детстве, в первых конкурсах, когда игра - жизнь, и поэтому любая халатность со стороны судейства разрушает у детей веру в справедливость, любовь, ценность детских взглядов. Это вызывает отторжение от какой-либо деятельности, ребенок становится недоверчивым и даже озлобленным, чуждым всему, связанному с проявлением его индивидуальности.

Сколько раз я участвовала в разных конкурсах! Бывали победы, были и поражения. И сколько раз убеждалась, что независимо от уровня готовности жюри тебе не переиграть. В конкурсах оказываешься поневоле пешкой в чужой игре. В конкурсе могут не заметить эрудированного, но не имеющего протекции ребёнка; поставить на место неугодного сотрудника; решать кадровые проблемы. Интриги и каверзы, плетущиеся при этом, достойны средневековья. Журналистское расследование показало, что участнику, занявшему первое место, задание заранее сообщили, грамоту подписали за неделю до соревнования, оценки ставили завышенные - победа была предначертана.

Какие уроки мы получаем из всего этого? Мы не можем решать судьбу мира, но сделать его справедливее, правдивее - должны. Свой первый шаг к борьбе я уже сделала: открыла рубрику «Станем русскими» в районной газете. В ней мы говорим о культуре речи, языка, о нашей нравственности. Пока это только первый шаг, но тема заявлена, жизнь продолжается, и вся борьба ещё впереди. Кто с нами?

Даша Волкова, 15 лет, село Ермаковское, Красноярский край

 

ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

Мир, в котором многие современные дети хотели бы жить, вообразить несложно. Это гора бесплатных шоколадок. Школа, состоящая из одних только перемен. Полное отсутствие учителей и свобода от родителей... Осуществить этот проект, сами понимаете, невозможно, потому что жить надо в реальном мире. Однако можно ли что-нибудь сделать, чтобы приблизить существующий мир к миру, пригодному для жизни детей?

Наверное, можно. Если дяденьки и тетеньки, которые пишут законы, придумают такие, благодаря которым у мам и пап останется от работы достаточно времени, чтобы заниматься своими детьми. Если государство создаст такие условия, чтобы все дети жили в семьях или в детских домах, из которых не хотелось бы убегать (тогда, кстати, уменьшится число беспризорников). Если никто не будет подавать детям дурные примеры, телевизионщики не станут показывать кино про убийства, рекламировать пиво, а взрослые научатся не унижать детей наказанием до такой степени, что уже и жить не хочется. Если откажутся, наконец, от ярлыка «трудный подросток».

Взрослые почему-то причиной всех проблем считают детей. Во всем виноваты, говорят они, вредные привычки. А откуда у нас берутся вредные привычки? Очень  часто - из телевизора! Там каждый второй фильм - боевик или триллер, в которых кровавые сцены убийств - обычное дело. Кумиры сегодняшних дней - отнюдь не Белоснежка и не Чебурашка с Геной из старых добрых сказок и мультиков. А результат - повальное увлечение компьютерными играми-стрелялками среди подростков и дворовые игры с игрушечными пистолетами и автоматами среди малышни. При этом ни подростки, ни малыши вовсе не мечтают о том, чтобы быть защитниками своей Родины. «А мы киллеры, как в кино!» - таков ответ. Почему же взрослые после этого удивляются, что растет детская преступность?

Взрослые сами сначала создают проблемы, а потом не знают, как с ними бороться.

Маша Демочкина, 12 лет, г. Смоленск

 

От редакции

Во сколько лет человек начинает задумываться о жизни и о своём месте в ней? Наверное, на стыке детства и юности. Взрослые называют этот период переходным возрастом. Но переходный возраст и сопутствующие ему бесконечное самокопание, юношеский максимализм и стремление переделать мир обычно проходят. И у тебя всё это пройдёт.

Пройдёт. И что останется? Несовершенный мир, придуманный другими, сплошные серые будни и бесконечная мышиная возня?

Перед каждым рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать?», но зачастую мало кто задумывается - каким?

Да, трудно в 14-15 лет знать, чего же ты хочешь добиться в жизни и как ты будешь идти к своей цели. Трудно, но лучше бы - надо. Потому что чем раньше начнёшь - тем быстрее получишь результат. А результат-то требуется не простой - состояться в жизни. Как тут не прислушаться к космонавту Соловьёву, который говорит о том, что самое главное в жизни - иметь мечту. Настоящую, большую, от исполнения которой не только тебе самому станет лучше (легче, веселее, проще и т.п.), а изменится к лучшему мир, который тебя окружает. Давайте поговорим о Большой Мечте! В чем она заключается, и что вы делаете, чтобы её осуществить?


< Пред.   След. >
Сегодня 09 декабря 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07