Наверное, нет человека, который в юности не искал бы ответа на вечные вопросы - о смысле жизни, о своем месте в ней. Нередко процесс поиска собственного «Я» – колебание между двумя крайностями: «быть как все» или жить наперекор всем установленным правилам. Именно в юности мы получаем первые уроки жизни по «двойным стандартам» – и преподают нам их взрослые
Я был самым обыкновенным ребёнком и совсем не собирался в космонавты. Но мне кажется, что уже в детском возрасте я чуть-чуть отличался от сверстников тем, что уж очень нахально верил в свои силы. Мне всегда казалось, что мне под силу абсолютно все, только надо подольше посидеть, побольше позаниматься, получше подумать, и тогда все получится. А в моменты, когда мне что-то не нравилось или не получалось так, как я хотел, я не капризничал и не хныкал - наоборот, собирался с силами и про себя думал: «Не дождётесь, чтобы я пищал или жаловался. Все равно будет по-моему». Я всегда с детства старался владеть собой и никогда не показывать, что я испытываю внутри. И это привело к тому, что сегодня я абсолютно уверен, что ничто в жизни не может выбить меня из седла.
Мне кажется, для каждого человека важно знать, что именно там, в детстве, у нас у всех всё и начинается - и хорошее, и плохое - а потом, в течение жизни, продолжается. С детства от родителей я хорошо усвоил, что самый лучший - это честный, добрый человек, цельная личность. И не важно, какой работой он занимается. Главное - иметь цель в жизни, мечту. А мечта - это такая своеобразная лестница, цепочка, построенная из микроцелей. И знаете, что важно? Чтобы не было пауз между достижением одной микроцели и постановкой другой мечты. То есть нельзя расслабляться, нельзя позволять себе лениться. Только тогда ты можешь двигаться вперёд.
Владимир Алексеевич Соловьёв, лётчик-космонавт, руководитель полётов Российского Сегмента Международной Космической Станции, дважды Герой Советского Союза
В ПОИСКАХ СОБСТВЕННОГО «Я»
Мы приходим в детский сад, в школу, в компанию. Мы хотим быть замеченными, мы хотим, чтобы в нас признали личность. А нам - «Встаньте, дети, встаньте в круг...». Подразумевается: «Ты, конечно, личность, но лучше не выпендривайся и не старайся выделиться». Следуя этому повелению, мы встаем в ряды клонов: зомбированные мальчики и девочки слушают одни и те же песенки, кушают одинаковые конфетки, смотрят одни и те же мультики. Шаг вправо, шаг влево - сами знаете, что после этого. Малейшее отклонение от общепринятых стандартов - и слова из уст старших бегут со скоростью привычки: «Ты не уважаешь родителей, ты позоришь школу, ты плохо кончишь!». В мозгу пульсирует Маяковский - «Что такое хорошо и что такое плохо». Неужели я - зло? Я - аномальный? Ужас в глазах, наполненных слезами. Уж лучше наступить на хвост собственному «Я» и быть как все.
Но мы растем. И гомо разумные через некоторое время понимают, что быть серой массой - это не есть счастье. Они выбирают иной путь, путь познания: «А если я буду плохо учиться? Интересно, что произойдет?». Ничего хорошего не происходит. Маленького человека начинают ругать в школе, перестают любить родители, начинается отчуждение. Взамен, как мотыльки на свет, слетаются новые друзья. Они тоже экспериментаторы. И ребенок встает перед выбором: вернуться к «правилам» или остаться в компании «плохих» ребят?
Он уходит в другую крайность: исполняемая им роль примерного ребенка полностью удовлетворяет маму и папу, учительницу и воспитательницу. В душе он не прекращает поиски собственного «Я», но ровесники так глубоко не заглядывают, им бы в своей душе разобраться - и пропадают темы для разговоров с одноклассниками, уходят друзья. Маленький человек опять на пороге выбора.
Так и будет он жить, как бильярдный шар, ударяясь из крайности в крайность под давлением других «шаров» или оставаясь в одиночестве посреди «стола».
Сколько же ему будет лет, когда он наконец попадет в свою «лузу»?
Рита Забродина, 15 лет, г. Новосибирск
ДВА ПОЛЮСА МАГНИТА ПОД НАЗВАНЬЕМ «ЖИЗНЬ»
Этот мальчик - самый тихий ученик в школе. Одноклассники посмеиваются над ним, толкают на переменах, льют компот в портфель. А он - молчит. Не огрызается в ответ, не машет кулаками, не ругается, не оскорбляет девчонок, не курит, не матерится. Он - отличник.
Кто-то страдает от вредных привычек, а этот мальчик - из-за их отсутствия. Одноклассники мечтают о новой куртке или плеере, а он - о пятерках и о хорошей работе после окончания школы. Ровесники называют мальчика глупым заучкой или ботаником, ничего не понимающим в жизни.
Кто называет? Такие же, как он, подростки - мальчишки, которые ничего, кроме сигарет и драк, не признают, и девчонки, думающие только о мальчиках, помаде и новых песнях Бритни Спирс. В то время, как мальчик штудирует страницы учебника, готовясь к завтрашней контрольной по физике, эти «знатоки жизни» «учатся» в подъездах и за гаражами. Они считают, что нормально существовать в этой жизни можно, если досконально знаешь понятия своего двора и поступаешь сообразно этим понятиям. А мальчик полагает, что научиться жизни можно по школьным учебникам и книгам из библиотеки.
И кто же из них прав? Я считаю, что никто. А вы как считаете?
Ирина Алексеева, 15 лет, г. Омск
КОГДА ЖИЗНЬ - ИГРА
Мы рисуем плакаты на экологические темы, пишем сочинения об аксиомах жизни, устраиваем «круглые столы», где решаем проблемы села, школы, класса. Мы верим, что правы, а значит, должны быть услышаны. Но не слишком-то взрослые считаются с нашими мнениями. Все наши работы пылятся в глубине шкафов, а то и вовсе выкидываются.
Мы попадаем в другой, взрослый, мир наивными и беззащитными, а между тем первое условие существования этого мира - соперничество (соревнование, конкурс, конкуренция, борьба противоположностей - называйте как хотите). В каждом конкурсе оговариваются его цели: познавательный интерес, эрудиция, общее развитие - а на самом деле лишь взрослые амбиции, где нашими руками (головами, мозгами) мостят себе пьедестал те, кто сильнее.
Первый урок мы получаем еще в детстве, в первых конкурсах, когда игра - жизнь, и поэтому любая халатность со стороны судейства разрушает у детей веру в справедливость, любовь, ценность детских взглядов. Это вызывает отторжение от какой-либо деятельности, ребенок становится недоверчивым и даже озлобленным, чуждым всему, связанному с проявлением его индивидуальности.
Сколько раз я участвовала в разных конкурсах! Бывали победы, были и поражения. И сколько раз убеждалась, что независимо от уровня готовности жюри тебе не переиграть. В конкурсах оказываешься поневоле пешкой в чужой игре. В конкурсе могут не заметить эрудированного, но не имеющего протекции ребёнка; поставить на место неугодного сотрудника; решать кадровые проблемы. Интриги и каверзы, плетущиеся при этом, достойны средневековья. Журналистское расследование показало, что участнику, занявшему первое место, задание заранее сообщили, грамоту подписали за неделю до соревнования, оценки ставили завышенные - победа была предначертана.
Какие уроки мы получаем из всего этого? Мы не можем решать судьбу мира, но сделать его справедливее, правдивее - должны. Свой первый шаг к борьбе я уже сделала: открыла рубрику «Станем русскими» в районной газете. В ней мы говорим о культуре речи, языка, о нашей нравственности. Пока это только первый шаг, но тема заявлена, жизнь продолжается, и вся борьба ещё впереди. Кто с нами?
Даша Волкова, 15 лет, село Ермаковское, Красноярский край
ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН
Мир, в котором многие современные дети хотели бы жить, вообразить несложно. Это гора бесплатных шоколадок. Школа, состоящая из одних только перемен. Полное отсутствие учителей и свобода от родителей... Осуществить этот проект, сами понимаете, невозможно, потому что жить надо в реальном мире. Однако можно ли что-нибудь сделать, чтобы приблизить существующий мир к миру, пригодному для жизни детей?
Наверное, можно. Если дяденьки и тетеньки, которые пишут законы, придумают такие, благодаря которым у мам и пап останется от работы достаточно времени, чтобы заниматься своими детьми. Если государство создаст такие условия, чтобы все дети жили в семьях или в детских домах, из которых не хотелось бы убегать (тогда, кстати, уменьшится число беспризорников). Если никто не будет подавать детям дурные примеры, телевизионщики не станут показывать кино про убийства, рекламировать пиво, а взрослые научатся не унижать детей наказанием до такой степени, что уже и жить не хочется. Если откажутся, наконец, от ярлыка «трудный подросток».
Взрослые почему-то причиной всех проблем считают детей. Во всем виноваты, говорят они, вредные привычки. А откуда у нас берутся вредные привычки? Очень часто - из телевизора! Там каждый второй фильм - боевик или триллер, в которых кровавые сцены убийств - обычное дело. Кумиры сегодняшних дней - отнюдь не Белоснежка и не Чебурашка с Геной из старых добрых сказок и мультиков. А результат - повальное увлечение компьютерными играми-стрелялками среди подростков и дворовые игры с игрушечными пистолетами и автоматами среди малышни. При этом ни подростки, ни малыши вовсе не мечтают о том, чтобы быть защитниками своей Родины. «А мы киллеры, как в кино!» - таков ответ. Почему же взрослые после этого удивляются, что растет детская преступность?
Взрослые сами сначала создают проблемы, а потом не знают, как с ними бороться.
Маша Демочкина, 12 лет, г. Смоленск
От редакции
Во сколько лет человек начинает задумываться о жизни и о своём месте в ней? Наверное, на стыке детства и юности. Взрослые называют этот период переходным возрастом. Но переходный возраст и сопутствующие ему бесконечное самокопание, юношеский максимализм и стремление переделать мир обычно проходят. И у тебя всё это пройдёт.
Пройдёт. И что останется? Несовершенный мир, придуманный другими, сплошные серые будни и бесконечная мышиная возня?
Перед каждым рано или поздно встаёт вопрос: «Кем я хочу стать?», но зачастую мало кто задумывается - каким?
Да, трудно в 14-15 лет знать, чего же ты хочешь добиться в жизни и как ты будешь идти к своей цели. Трудно, но лучше бы - надо. Потому что чем раньше начнёшь - тем быстрее получишь результат. А результат-то требуется не простой - состояться в жизни. Как тут не прислушаться к космонавту Соловьёву, который говорит о том, что самое главное в жизни - иметь мечту. Настоящую, большую, от исполнения которой не только тебе самому станет лучше (легче, веселее, проще и т.п.), а изменится к лучшему мир, который тебя окружает. Давайте поговорим о Большой Мечте! В чем она заключается, и что вы делаете, чтобы её осуществить?
|