Материал подготовлен на основании разработок УГИБДД ГУВД и областного центра безопасности дорожного движения Ростовской области и Тульской городской молодежной организации «Юные Инспектора Дорожного Движения»
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЮИДОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Отряды ЮИД были созданы по инициативе Главного управления ГАИ МВД СССР (подполковника милиции Овчаренко Ларисы Николаевны).
1973 год
принято совместное постановление секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР, коллегии Министерства просвещения СССР о создании отрядов юных инспекторов движения. К концу 1973 года в целом по СССР насчитывалось уже около 14 тыс. отрядов юных инспекторов движения, в этот год были проведены 11 слетов ЮИД в различных республиках.
1975 год
проведен I Всероссийский слет отрядов ЮИД во Всероссийском пионерлагере «Орленок». Тогда в нем приняли участие 72 делегации - отряды ЮИД, победители Всероссийской игры «Светофор».
1978 год
проведен I Всесоюзный слет отрядов ЮИД в г. Ростове-на-Дону.
1982 год
проведен II Всесоюзный слет отрядов ЮИД в г. Фрунзе Киргизской ССР (ныне г. Бишкек, Кыргызстан). Начиная с 1982 года, регулярно на территории практически всех субъектов Российской Федерации проводится Всероссийский конкурс-соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо».
1985 год
принято новое положение об отрядах юных инспекторов движения совместным постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства внутренних дел СССР, коллегии Министерства просвещения СССР.
1993 год
Всероссийский финал соревнования юных велосипедистов в честь 20-летия образования ЮИД проведен в г. Каменске Ростовской области.
1996 год
первый Всероссийский летний чемпионат по юношескому автомногоборью в честь 60-летия образования ГАИ проведен в г. Ростове-на -Дону.
2002 год
в г. Санкт-Петербурге проведен 25-й финал Всероссийского конкурса-соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо». В соревновании приняли участие более 300 ребят из 80 регионов России и команда из Беларуси. Разыграно 222 приза. Все участники финала стали и участниками экскурсий по историческим достопримечательностям города.
СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТРЯДОВ ЮИД
В отряды юных инспекторов движения школьники вступают добровольно с 10 лет.
Вступая в отряд ЮИД, они принимают клятву, им вручается удостоверение члена отряда ЮИД, значок, повязка.
Юный инспектор движения при выполнении своих обязанностей носит специальную форму (куртку и брюки или юбку синего цвета, берет белого цвета или пилотку синего цвета с эмблемой ЮИД, ремень с портупеей или аксельбант, белые перчатки, жезл, значок ЮИД, синий шеврон с изображением трех сигналов светофора, который крепится на левый рукав куртки, выше локтя).
КЛЯТВА
Я (фамилия, имя), вступая в члены юных инспекторов движения, клянусь:
- быть достойным членом отряда ЮИД и примером для всех ребят;
- всегда приходить на помощь тому, кому трудно;
- хорошо знать и выполнять Правила дорожного движения, пропагандировать их среди ребят;
- непримиримо относиться к нарушителям Правил дорожного движения.
Для выполнения возложенных на меня обязанностей:
- постоянно совершенствовать свои знания;
- активно участвовать в работе отряда ЮИД;
- закалять волю;
- знать о славных и героических делах Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Быть верным помощником работников ГИБДД, с честью и достоинством носить звание члена отряда ЮИД.
Я ОТВЕЧАЮ ЗА ВСЕ, И КАЖДАЯ ГРУППА - ЗА СВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Отряд юных инспекторов движения может делиться на группы, каждая из которых может иметь постоянное задание. К примеру, такие:
а) группа квалификации занимается оформлением удостоверений ЮИД, судейством во время соревнований;
б) группа оформления отвечает за наглядную агитацию;
в) группа пропаганды проводит беседы по Правилам дорожного движения среди детей;
г) группа организации движения следит за состоянием дорожек, разметки и знаков в автогородках;
д) группа дознания проводит работу с нарушителями Правил дорожного движения;
е) дивизион регулировщиков вместе с инспекторами ДПС несет дежурство на дорогах перед школой до и после занятий, регулирует движение школьников;
ж) дежурная группа помогает дошкольникам изучать Правила дорожного движения;
з) спортивная группа работает с велосипедистами.
Количество ребят в группах произвольное. Через определенное время задания групп могут меняться.
КТО РУКОВОДИТ РАБОТОЙ ОТРЯДА ЮИД
Руководство работой отряда ЮИД осуществляется штабом, избранным на общем сборе.
Штаб отряда ЮИД:
командир отряда ЮИД, зам. командира отряда ЮИД и все командиры групп.
Командир каждой группы (один или вместе с другими юидовцами группы) принимает новых членов группы, руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью каждого члена.
Штаб отряда юных инспекторов движения:
- составляет план работы отряда на год, месяц;
- организует и контролирует работу групп отряда и их командиров;
- составляет график патрулирования членов ЮИД и осуществляет контроль за его выполнением;
- инструктирует членов отряда ЮИД;
- ведет документацию и дневник отряда о проделанной работе, оформляет стенд «Отряд ЮИД в действии!»;
- проводит заседания штаба отряда ЮИД;
- принимает и вовлекает всех желающих школьников в ряды юных инспекторов движения;
- посещает учебу «Школы светофорных наук», городского, районного клуба ЮИД.
Командир отряда и командиры групп имеют рабочие тетради (список отряда, группы); план на год, месяц; учет проводимой работы.
Отряд ЮИД имеет свой уголок, в котором могут быть:
- список штаба;
- план работы на год и месяц;
- вести из отряда;
- «Окно безопасности».
Каждый отряд юных инспекторов движения имеет свой девиз и свою речевку, все отряды знают «Марш юных инспекторов движения» (сл. И. Шаферана, муз. О. Фельцмана, текст см. в сценарии праздника).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ОТРЯДА ЮИД
СЕНТЯБРЬ
1. Провести общий сбор членов отряда ЮИД. Выборы штаба. Распределение обязанностей. Оформление уголка «ЮИД в действии!» и другой документации.
2. Подготовиться и принять участие в празднике «Посвящение первоклассников в пешеходы».
3. Провести во всех классах беседы по Правилам дорожного движения.
4. Оборудовать «Уголок безопасности».
ОКТЯБРЬ
1. Определить велосипедистов в школе и провести с ними теоретические и практические занятия (при условии высокой готовности самих юидовцев).
2. Подготовить и провести школьные соревнования «Безопасное колесо».
3. Провести в начальных классах конкурс рисунков «Правила дорожного движения - наши верные друзья». Из лучших рисунков оформить выставку и провести экскурсию для детей.
НОЯБРЬ
1. Подготовить и провести радиопередачу «На зеленой волне».
2. Выпустить красочный плакат - напоминание ребятам о соблюдении Правил дорожного движения в дни осенних каникул.
3. Провести поисковую работу «Три пятерки на светофоре» для пополнения кабинета безопасности наглядным и дидактическим материалом. Подвести итоги. Отметить лучшие классы.
4. Подготовить программу агитбригады «Светофор» и выступить среди своих школьников.
ДЕКАБРЬ
1. Провести во всех классах викторину по ПДД. Подвести итоги. Отметить лучших.
2. Провести среди 5-8 классов смотр агитплакатов по пропаганде Правил дорожного движения. Оформить выставку. Для учащихся школы провести экскурсии-беседы по данной выставке. Лучших ребят отметить.
3. На празднике «Прощание с букварем» выступить с программой по Правилам дорожного движения «Азбука безопасности».
4. Подготовиться и провести смотр юных регулировщиков. Подвести итоги. Лучших наградить сувенирами.
5. Перед уходом ребят на зимние каникулы провести во всех классах линейки безопасности.
ЯНВАРЬ
1. В дни каникул провести рейды «Юный пешеход» в микрорайонах школ с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Выступить с программой агитбригады «Светофор» в подшефных детских садах.
3. Организовать смотр среди школьников на лучшую песню, стихотворение по Правилам дорожного движения. Провести праздник и наградить лучших.
4. Продолжить поисковую работу «ГИБДД на страже безопасности движения».
ФЕВРАЛЬ
1. Посетить музей ГИБДД (или милиции).
2. Провести соревнования на лучшего знатока Правил дорожного движения среди учащихся 5-8 классов. Подвести итоги.
3. Провести встречу с работниками ГИБДД и водителями шефствующего предприятия.
4. Подготовить и провести радиопередачу «На зеленой волне» (о зимних дорогах).
МАРТ
1. Организовать подготовку к районному смотру агитбригад «Светофор» отрядов ЮИД.
2. Провести зачетные занятия по Правилам дорожного движения в 5-8 классах.
3. Провести проверку знаний по Правилам дорожного движения в 1-3 классах. Подвести итоги. Определить лучшие классы.
4. Организовать смотр поделок «Сделай сам» по Правилам дорожного движения (1-8 кл.).
5. Перед каникулами выпустить листовку-обращение и поместить ее на видном месте.
АПРЕЛЬ
1. Организовать подготовку и принять участие в районном слете отрядов ЮИД.
2. Провести теоретические и практические занятия с велосипедистами. Организовать прием зачетов у тех ребят, которым исполнилось 14 лет, с выдачей удостоверений велосипедиста.
3. Провести соревнования на лучшего «Юного велосипедиста».
4. Провести игру «Пешеходы и водители» в подшефных детских садах.
МАЙ
1. Подготовиться и принять участие в районных, городских соревнованиях «Безопасное колесо».
2. Провести «Неделю безопасности», посвященную окончанию учебного года.
3. Организовать и провести рейды «Юный пешеход» и «Юный велосипедист».
4. Провести выступления агитбригады «Светофор» во всех классах.
5. Принять участие в проведении зачетных уроков по ПДД во всех классах с практическими занятиями на транспортной площадке.
ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
1. Организовать работу отряда ЮИД в лагере отдыха при школе (по отдельному плану) «У светофора каникул нет».
2. Организовать работу и принять участие во Всероссийском рейде «Внимание, дети!».
ОСНОВНЫЕ РАЙОННЫЕ И ГОРОДСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Городской, районный смотры готовности отрядов ЮИД (сентябрь-октябрь).
2. Участие в общем городском, районном сборе отрядов ЮИД на тему «ГИБДД на страже безопасности движения» (январь-февраль).
3. Районные и городские смотры агитбригад «Светофор» отрядов ЮИД (март-апрель).
4. Районные и городские соревнования «Безопасное колесо» (апрель-май).
5. Районные и городские слеты отрядов юных инспекторов движения (апрель-май).
6. Недели безопасности, посвященные началу и окончанию учебного года (сентябрь, май).
7. Районные и городские смотры агитплакатов по пропаганде Правил дорожного движения (ноябрь, январь, март).
ПЛАН ЗАНЯТИЙ С ОТРЯДОМ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ
Занятия с юными инспекторами движения проводит школьный инструктор по безопасности движения, ответственный за работу отряда ЮИД, назначенный приказом директора школы.
Занятия проводятся 2 раза в месяц.
ЗАНЯТИЕ №1 (сентябрь)
Положение об отрядах юных инспекторов движения. Определение структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Выбор девиза, речевки. Разучивание песни «Марш юных инспекторов движения».
ЗАДАНИЕ: оборудовать уголок «ЮИД в действии!»; заполнить рабочие тетради-дневники. Подобрать форму ЮИД.
ЗАНЯТИЕ №2 (сентябрь)
История развития автомотоспорта.
Проблемы безопасности движения.
Отечественные автомобили, мотоциклы, велосипеды.
Правила дорожного движения в нашей стране.
ЗАДАНИЕ: прочитать книги А.С. Исаева «От самобеглой коляски до ЗИЛ-111» и И.М. Серякова «Знакомьтесь, автомобиль». Сделать подборку автомобилей различных марок в тетради. Провести с учащимися 1-3 классов беседы о развитии отечественного автомобилестроения. Предложить детям нарисовать различные автомобили, автобусы, мотоциклы.
Лучшие работы отметить сувенирами (листовки, значки).
ЗАНЯТИЕ №3 (октябрь)
Элементарные вопросы теории движения автомобиля - разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя.
ЗАДАНИЕ: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части дороги перед приближающимся транспортом. Использовать примеры детского дорожно-транспортного травматизма по городу, району, области.
ЗАНЯТИЕ №4 (октябрь)
Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей и пешеходов.
ЗАДАНИЕ: изучить общие обязанности участников движения. Изготовить макет дорожного знака «Пешеходный переход» и провести с детьми 1-3 классов беседу об этом знаке.
Начертить с детьми перекресток (или воспользоваться транспортной площадкой) и изучить с детьми правила перехода улицы.
ЗАНЯТИЕ №5 (ноябрь)
Правила дорожного движения. Разметка проезжей части дороги. Места перехода улицы. Перекрестки и их виды.
ЗАДАНИЕ: изучить разметку проезжей части. Вывести детей на экскурсию на ближайший перекресток и объяснить на практике то, что изучили в теории.
ЗАНЯТИЕ №6 (ноябрь)
Организация дорожного движения. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования. Провести встречу с работником отделения организации движения.
ЗАДАНИЕ: прочитать книгу Г. Юрмина «Светофор».
Провести беседу с младшими школьниками «Какими были и стали улицы нашего города?».
ЗАНЯТИЕ №7 (декабрь)
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения. Значение сигналов светофора. Выход на перекресток и ознакомление с работой светофора. Поведение пешеходов на регулируемых перекрестках. Спецмашины.
ЗАДАНИЕ: изучить фазы цикла светофора.
Провести занятие с детьми «Трехцветный друг». Изготовить модель действующего светофора и продемонстрировать его работу в подшефных детских садах и начальных классах.
ЗАНЯТИЕ №8 (декабрь)
Правила дорожного движения: дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. Установка дорожных знаков.
ЗАДАНИЕ: в рабочей тетради зарисовать дорожные знаки, написать их название. Выучить.
ЗАНЯТИЕ №9 (январь)
Сигналы регулировщика. Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика на перекрестке. Если в городе все перекрестки регулируемые, попросить сотрудников ГИБДД провести показательный урок.
ЗАДАНИЕ: отработать сигналы регулировщика. Изготовить жезлы на весь отряд. Провести в младших классах занятие «Регулировщик-постовой».
ЗАНЯТИЕ №10 (январь)
Общие вопросы порядка движения, остановки и стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.
ЗАДАНИЕ: с помощью макета усвоить принципы проезда перекрестка.
Провести в подшефных детских садах игру «Мы - на перекрестке».
ЗАНЯТИЕ №11 (февраль)
Права, обязанности и ответственность граждан за нарушения Правил дорожного движения.
ЗАДАНИЕ: выпустить газету «Светофор», провести в школе радиопередачу «На зеленой волне».
ЗАНЯТИЕ №12 (февраль)
История ГАИ-ГИБДД. «На страже безопасности движения». Роль отрядов ЮИД в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма.
ЗАДАНИЕ: посетить музей ГИБДД (или милиции). Провести встречу с работниками ГИБДД.
ЗАНЯТИЕ №13 (март)
Номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.
ЗАДАНИЕ: нарисовать в тетради номерные, опознавательные и предупредительные знаки, надписи и обозначения.
Провести в младших классах утренник «Светофор - твой друг».
ЗАНЯТИЕ №14 (март)
Устная пропаганда Правил дорожного движения среди учащихся и дошкольников. Подготовка и проведение беседы. Проведение игр по безопасности движения. Наглядные пособия, техника их изготовления.
ЗАДАНИЕ: в тетради составить текст беседы по Правилам дорожного движения.
Придумать и записать игры.
ЗАНЯТИЕ №15 (апрель)
Правила дорожного движения для велосипедистов.
ЗАДАНИЕ: прочитать книгу А.В. Седова «Твой друг - велосипед». Взять на учет всех велосипедистов.
Провести с ними теоретические и практические занятия с приемом зачетов у тех, кому исполнилось 14 лет, и выдачей им «Удостоверения велосипедиста».
ЗАНЯТИЕ №16 (апрель)
Оформление «Уголка безопасности движения». Подготовка материалов для радиоузла.
Роль кабинета безопасности в пропаганде Правил дорожного движения.
ЗАДАНИЕ: оформить «Уголки безопасности» в младших классах и подшефных детских садах.
ЗАНЯТИЕ №17 (май)
Документы юных инспекторов движения.
Документация отряда.
График патрулирования, контроль.
ЗАДАНИЕ: провести рейды «Юный пешеход» и «Юный велосипедист».
Профилактическая работа с нарушителями.
ЗАНЯТИЕ №18 (май)
Зачет по программе ЮИД.
Оформление дневника отряда ЮИД о проделанной работе.
ЗАДАНИЕ: провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в младших классах и подшефных детских садах.
ВОПРОСЫ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ ОТРЯДОВ ЮИД
1. Когда создан отряд ЮИД, количество ребят в отряде?
2. Командир отряда, штаб отряда, их роль в организации работы отряда ЮИД.
3. Кто руководит работой отряда ЮИД, методическая и практическая помощь.
4. Наличие формы отряда ЮИД.
5. Наличие плана работы отряда ЮИД и его выполнение.
6. Уголок «ЮИД в действии!» (оформление, содержание).
7. Организация патрулирования отряда ЮИД, график, дислокация постов.
8. Организация проведения бесед по Правилам дорожного движения в младших классах.
9. Оказание помощи подшефным детским садам.
10. Ведение дневника отряда ЮИД.
11. Программа агитбригады «Светофор», результаты выступления перед учащимися.
12. Работа с велосипедистами.
13. Участие в районных, городских, областных мероприятиях.
14. Оказание помощи педагогическому коллективу и родителям.
|