Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
К новому учебному году

Предлагаем вашему вниманию разработку учебного кабинета по ПДД, который можно оборудовать в школе силами учащихся.

 Оборудуем школьный кабинет
по безопасности дорожного движения


Разработка выпускницы Махачкалинского филиала МАДИ Е. Канаевой

Рецензенты:
Ректор Дагестанского института повышения педагогических кадров, профессор Ч.А. Абдулгамидов;
Зав. кабинетом «ОБЖ» Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров М-Н. К. Алиев;
Директор МОУ средней школы № 9 г. Махачкалы, заслуженный учитель Республики Дагестан Ш.А. Насруллаева.


Создание учебного кабинета ПДД, оснащённого в полном соответствии с учебно-методическими требованиями, дело трудоёмкое и дорогостоящее. Поэтому будет рационально эту работу осуществлять поэтапно по мере возможностей. Значительную часть пособий и оборудования можно изготовить и осуществить оснащение ими кабинета силами учащихся, используя уроки рисования, черчения, труда, кружковые занятия, а также помощь родителей, сотрудников ГИБДД.

Введение

Практическая необходимость и жизненная значимость преподавания правил безопасного поведения на дороге состоит в том, что это предмет прямого действия, и от того, как он преподается, реально зависит безопасность и здоровье каждого школьника. Методы обучения, как и их содержание, определяются общей целью, достигнуть которую можно только путем демократизации и использования пособий и средств наглядности, для чего необходимо иметь кабинет по Правилам дорожного движения. Он должен быть оснащен учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения.
Все занятия должны проводиться с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования движения (знаки, разметку, сигналы регулировщика и светофора и т.д.) и правила их применения; иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования; раскрывают особенности регламентации движения в различных условиях (действия пешеходов, скорость и расположение транспортных средств на проезжей части и т.д.); наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.
Систематическое использование на занятиях наглядных пособий позволяет сформировать чрезвычайно важные для учащихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений ПДД, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями правил и требованиями обеспечения личной безопасности и безопасности других участников движения.
Можно выделить следующие основные формы работы с учащимися по изучению ПДД:
обсуждение и решение проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем;
анализ устных ответов и их дополнение в процессе опроса при проверке знаний;
выполнение на магнитных досках или на печатных схемах тренировочных упражнений по сигналам регулирования, правилам движения на перекрёстках и другим темам;
выполнение заданий с выборочными ответами по каждой теме, в том числе с использованием видеофильмов и компьютерных программ.
Результаты занятий - это усвоение знаний и умений, которые обеспечивают безопасность учащихся на дороге.

ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ
ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Примерный перечень оборудования и учебных пособий  кабинета по изучению Правил дорожного движения.


п/п 

Наименование оборудования и учебных пособий 

Примечание 

1. 

Классная доска 

 

2. 

Стол-макет (или доска макет) «Перекрёстки дороги» (на стальном листе) с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков (на магнитных держателях)

 

3. 

Схема микрорайона школы с указанными основными маршрутами движения школьников и опасными для них местами.

 

4. 

Стенд «Дорожные знаки»

с подсветкой 

5. 

Стенд «Дорога и её составные части»

 

6. 

Стенд «Дорожная разметка»

с подсветкой 

7. 

Набор дорожных знаков (на картоне) 

По 2-3 штуки из каждой группы 

8. 

Плакаты «Правила длоя пешеходов»

 

9. 

Плакаты «Правила для велосипедистов»

 

10. 

Плакаты «Виды ДТП» 

 

11. 

Плакаты «Причины ДТП» («Ловушки»)

 

12. 

Схемы, таблицы, диаграммы «Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма»:
- виды ДТП (в % %);
- распределение ДТП по времени суток, дням недели, месяцам, по возрастным категориям 

 


13. 

Макеты средств регулирования дорожного движения (светофоров): транспортные, пешеходные, для велосипедистов (желательно электрофицированные) 

 

14. 

Плакаты «Сигналы светофоров и регулировщиков»

 

15. 

Плакаты «Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП»

 

16. 

Плакаты «Дорога глазами водителя» - (остановочные и тормозные пути, признаки движения автомобиля и т.д.)

 

17. 

Жезлы, головные уборы 

 

18. 

Компьютеры 

 

19. 

Видеомагнитофон 

 

20. 

Диапроетор (кадропросктор, фильмоскоп) 

 

21. 

Учебные программы для компьютера, видеофильмы, диафильмы 

 

Выпуск не
ранее 1999 года 

 

 

 

22. 

Учебная литература по правилам безопасного поведения на дороге (комплекты для учащихся)

23. 

Методическая литература по правилам безопасного поведения на дороге (для учителя) 

24. 

Настольные игры по ПДД 

25. 

Сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД 

 
Варианты размещения учебных пособий


Рис.1

1 и 3 - стенды: дорожные знаки и разметка
2 - классная доска
4 и 5 - стул и стол учителя
6 - стол-макет «Перекрестки и дороги»
7 - компьютер
8 - парты
9 - стулья
10 - желоба для плакатов и таблиц


Рис.2

1 и 3 - стенды: дорожные знаки и разметка
2 - классная доска
4 и 5 - стол и стул учителя
6 - стол-макет «Перекрестки и дороги»
7 - компьютер
8 - парты
9 - стулья
10- макет светофора
11 - желоба для плакатов и таблиц
12- подставка с диапроектором
13 - книжные стеллажи, шкафы, плакатницы

Рекомендации по размещению
оборудования и учебных пособий
Для оборудования кабинета по Правилам дорожного движения требуется обычная классная комната. В кабинете устанавливаются столы и стулья из расчета одновременной посадки 35 учащихся.
На лицевой стороне класса устанавливаются классная доска и экран для демонстрации диафильмов и кинофильмов. На доске укрепляются указка и коробка для мела, в которой кроме обычного мела обязательно должны быть цветные мелки для вычерчивания схем дорожного движения.
Если в кабинете будут использоваться кино- и диафильмы, то для их демонстрации необходим экран. Для его крепления над классной доской необходимо предусмотреть специальные крепления.
При наличии видеомагнитофона и компьютера надо предусмотреть удобное их размещение, обеспечивающее хороший обзор экрана.
Выше классной доски в несколько рядов устанавливаются электрифицированные дорожные знаки, закрытые матовым стеклом. Включение знаков осуществляется со стола учителя, для чего на нем устанавливается пульт управления подсветкой дорожных знаков.
Для показа различных наглядно-учебных пособий на столе учителя устанавливается демонстрационное устройство.
По обе стороны классной доски укреплены вешалки с зажимами для плакатов.
Макет-доска с металлическим основанием может быть размещена на стене рядом с классной доской, а если место не позволяет, то доска с металлическим основанием может подвешиваться непосредственно на доску (как подвешивается экран). Она может быть установлена также и на специальном столе, на котором следует предусмотреть возможность наклона доски для удобства обзора её учащимися.
Комплект макет-доски включает:
1. Планшет из листовой стали толщиной 0,8 мм (на фанерном или рамном основании). На планшете должно быть изображение основных типов перекрестков и дорог. В зависимости от размеров планшета это может быть одна общая схема с несколькими перекрестками или несколько сменных планшетов с изображением отдельных перекрестков.
2. Макеты (на магнитах) транспортных средств: автомобили разных типов и назначений, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, велосипеды, пешеходы.
3. Макеты (на магнитах) светофоров и регулировщиков.
4. Дорожные знаки (желательно на магнитах), плакаты и схемы для постоянного их хранения следует размещать в специальных шкафах или ящиках (плакатницах), обеспечивающих удобство пользования ими и расположенными ниже классной доски.
Вывешивать плакаты и схемы (на приспособленных для этого местах - на стойках или классной доске) следует только непосредственно в тот момент занятий, когда это требуется по теме. Развешивать их заблаговременно не надо, как и другое оформление кабинета, они не должны отвлекать внимание учащихся и поэтому не должны находиться в поле их зрения.
Неплохо у классной доски установить стол-макет с поднимающейся в сторону класса крышкой. Макет, помещенный на столе, представляет собой миниатюрные улицы, дороги, перекрестки, площади и т.п. Особое внимание на этом макете должно быть уделено микрорайону школы (на занятиях с младшими школьниками по правилам дорожного движения можно наглядно знакомить учащихся с подходами к школе, показав наиболее безопасный и удобный путь в школу и обратно). В одном из ящиков стола располагаются макеты автомобилей и другого транспорта, средств регулирования, фигурки регулировщика, пешеходов (макеты могут быть намагничены). В нерабочем состоянии крышка стола-макета находится в горизонтальном положении. Стол-макет изготавливается в школьных мастерских на уроках труда.
Справа от стола-макета устанавливается стол учителя с демонстрационным устройством.
На задней стене класса устанавливается витрина для литературы по безопасности движения. В специальные желоба, параллельно укрепленные на правой стороне, устанавливаются таблицы: «Российские автомобили», «Мотоциклы», «Городской пассажирский транспорт», «Сельскохозяйственные машины», «Велосипеды и мопеды» и пр.
Размещение оборудования и внешний вид кабинета должны отвечать всем требованиям технической эстетики и создавать максимальные удобства для проведения занятий и внеклассной работы по безопасности дорожного движения.
Очень большое значение имеет оформление и размер учебного пособия. Размеры наглядных пособий выбирают в зависимости от особенностей и площади стен помещения. Наряду с настенными пособиями можно изготовить альбомы в соответствующем художественном оформлении.
При отсутствии в школе возможности иметь отдельный кабинет ПДД, следует организовать в кабинете ОБЖ или в других классных помещениях уголок ПДД. Кстати, таких уголков ПДД лучше иметь несколько, лучше - если каждый учебный класс в начальной школе будет иметь в своем помещении свой уголок ПДД.
Что касается оснащения уголка оборудованием, учебными и методическими пособиями, то это должно быть оборудование и пособия из перечня, необходимого для кабинета. Их состав определяется возможностями школы, но должен обеспечивать для занятий необходимый минимум.
Поскольку школ, располагающих кабинетами ПДД, в районах нет, то следует организовать посещение имеющихся кабинетов учащимися других школ.

ШКОЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛОЩАДКА
Ребята начальных классов на школьной транспортной площадке закрепляют знания Правил дорожного движения.

Рекомендации к оформлению и эксплуатации
школьной транспортной площадки

 

Размер площадки:
длина - 30-100 м; ширина - 10-25 м.
При оформлении площадки необходимо иметь следующие дорожные знаки и элементы дорожной разметки:
1. Тротуар;
2. Линия, указывающая разрешенные направления движения;
3. Пешеходный переход;
4. Линия разметки, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях;
5. Перекресток;
6. Линия, разделяющая транспортные потоки, движущиеся в одном направлении;
7. Стоп-линия;
8. Знак «Пешеходный переход»;
  9. Знак «Главная дорога»;
10. Велосипедная дорожка;
11. Газон, городская застройка;
12. Знак «Уступите дорогу»;
13. знак «Круговое движение»;
14. Светофор;
15. Знак «Движение прямо и направо»;
16. Знак «Велосипедная дорожка»;
Если позволяют возможности школы, желательно иметь на школьной транспортной площадке электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров.
Занятия могут проводиться учителями, сотрудниками Госавтоинспекции.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ УГОЛОК ДЛЯ ШКОЛЫ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех школах. Они оформляются в виде специальных стендов или щитов (один или несколько) и, как правило, располагаются на видном месте в вестибюле школы.

Примерный перечень материалов,
располагаемых на стендах
1. Выписка из приказа директора школы о назначении лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (с указанием должности, имени, отчества, фамилии).
2. Информация о ДТП, произошедших с учащимися школы, и краткий разбор причин случившегося (можно приложить схему ДТП и указать пункты ПДД, нарушение которых привело к происшествию). Сообщение о работе, проведенной с учащимися школы и родителями в связи с ДТП.
3. Информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением ПДД: проведение игр, конкурсов, соревнований и т.п. с обязательными сообщениями о ходе подготовки к ним.
4. Информация ГИБДД о состоянии ДДТТ в районе (ежемесячные данные). В качестве постоянной, но периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по правилам безопасного поведения на дороге. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге» («Ловушки»), «Как избежать опасности на дороге» и т.п.
5. Информация для родителей. Для достижения наибольшей эффективности в обучении детей, родители должны быть ознакомлены с поурочным содержанием проводимых занятий по ПДД. Это необходимо, чтобы избежать противоречий в обучении ребенка в школе и поведением родителей в реальных дорожных ситуациях.
6. Схема безопасного движения учащихся по территории микрорайона школы. Эта схема несет весьма ответственную информационную нагрузку. Как правило, таких схем в школах нет.
Весьма полезно помимо схемы, вывешиваемой в вестибюле школы, иметь второй её экземпляр в кабинете ПДД, где она может служить хорошим учебным пособием.
Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах и щитах, должны нести свою, вполне определённую нагрузку, должны работать на выполнение конкретной задачи. Прежде, чем вывешивать какой-либо материал, необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален.

При подготовке использован «Сборник материалов для работы по профилактике ДДТТ», Санкт-Петербург, 2001 г.
След. >
Сегодня 29 марта 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07