Трудно найти человека, даже совсем далекого от музыки, который никогда не слыхал бы имя Моцарта. Но мало кто знает, что великий композитор еще в юном возрасте обещал будущей великой Марии Антуанетте жениться на ней. А Сальери вовсе не убивал несчастного Моцарта, а всячески помогал ему на правах доброго помощника. Ведь Вольфганг еле-еле сводил концы с концами…
В 2006 году исполняется 250 лет со дня рождения великого композитора. По решению ЮНЕСКО нынешний год объявлен годом Моцарта
Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно весеннее солнышко. Потому что в нем жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом. Как это может быть? - спросите вы. Очень просто! Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку, радоваться этому и радовать других! Ведь композитор записывает звуки, которые услышал, чтобы их могли исполнить и послушать другие, то есть мы с вами. Словно какая-то фея одарила его необычайным даром - даром сочинительства! Но дар слышать - это еще и великий труд. Одаренный человек должен бережно хранить свой талант и оберегать от лени, гордыни, фальши и пошлости, никогда не жалеть себя и не роптать на свою судьбу. Моцарт покорился судьбе с благодарностью. Он не мог жить без музыки. За свою сравнительно короткую жизнь он создал так много произведений! Оперы, концерты, сонаты, менуэты, сонатины, кантаты... Голова идет кругом от этого множества и разнообразия...
Однажды трехлетний Вольф подошел к инструменту и ударил по клавишам обеими ладошками. Послышался резкий пронзительный звук! Малыш в ужасе закрыл уши и... потерял сознание. После этого случая он относился к инструменту с великой осторожностью, как к живому существу, обладающему волшебными свойствами. Он разговаривал с ним, гладил его, долго слушал каждый звук и шумно радовался, когда находил гармоничные созвучия.
Вольфу не было еще и пяти лет, когда он начал серьезно постигать музыкальную науку. Но к клавесину (тогда еще не было ни пианино, ни рояля, а был их «дедушка» - клавесин) его тянуло гораздо раньше. Он упражнялся в игре на музыкальных инструментах без устали и капризов, как профессиональный музыкант. И еще: он был наделен легким жизнерадостным характером! Значит, над Вольфгангом Моцартом поработало множество фей! Они одарили его душевным богатством, а про земные блага забыли. Великий Моцарт жил почти в нищете и еле-еле сводил концы с концами. Да еще ему доставалось от злых завистников и недоброжелателей. Это, наверное, дело рук злой колдуньи, которую забыли пригласить на великий праздник рождения музыкального принца. К счастью, Моцарт, несмотря на все лишения, голод, холод и каторжный труд, остался до конца своих дней добрым и жизнерадостным. То есть душа его осталась чистой и легкой, как у ребенка, даже когда он стал именитым композитором. Поэтому его музыка сказочно красива, легка, тонка, изящна, а главное - светла и радостна, будто соткана из самых настоящих солнечных лучей! Должна сказать вам по секрету, что феи вяжут свои шали из того же материала! Только никому об этом не рассказывайте. Это большая тайна...
Уже ребенком Моцарт много работал. Отец Леопольд Моцарт возил его по странам Европы с концертами. Так начался трудный творческий путь великого композитора. Маленький исполнитель в белом парике с косичкой и в тяжелом шитом золотом камзоле, подаренном мальчику при императорском дворе, выглядел забавной куклой. Еще бы! Ребенок, который виртуозно владеет инструментом! Спешите видеть! Спешите слышать! Маленький музыкант сыграет на клавесине по нотам и по памяти, с закрытыми глазами и с закрытой платком клавиатурой, двумя руками, одной рукой и одним пальцем, угадает любую ноту, названную из публики, сыграет с листа любые незнакомые произведения! А его музыкальные импровизации на любые темы просто неповторимы! Спешите! Спешите...
На приеме в императорском дворце с маленьким Вольфом произошел казус. Когда он увидел императрицу Марию-Терезию, он вспомнил наставления отца и хотел раскланяться по всем правилам этикета. Но не удержавшись на скользком полу, поскользнулся и упал. Хотел встать и опять упал. Все вокруг засмеялись. Можно догадаться, какие горькие чувства переполнили душу маленького чудо-музыканта, когда он лежал распростертым на полу не где-нибудь, а в императорском дворце! И вдруг к нему подбежала богато одетая девочка. Она протянула Вольфу руку и помогла встать. Вольф встал, оправился, с вызовом огляделся вокруг и твердо заявил: «Ты добрая, я на тебе женюсь...» Девочка была эрц-герцогиня Мария-Антуанетта.
Через тридцать лет Марию-Антуанетту казнят во Франции. Но, рассказывают, до самой последней минуты она сквозь слезы напевала одну из мелодий Вольфганга Амадея Моцарта. Вот так...
Был у Моцарта и покровитель. Вы, наверное, знаете легенду о «черном человеке»? Черный человек, который будто бы преследовал Моцарта и из зависти учинял ему неприятности и несчастия. Мало того, он еще и отравил его, то есть стал причиной смерти солнечного гения музыки. Как вы правильно догадались, мои дорогие, речь идет об Антонио Сальери! Но Сальери к этим злым слухам не имеет никакого отношения. Прославленный музыкант, творческая натура, талантливый педагог! Им создано очень много прекрасных музыкальных произведений! Только около сорока опер! Свою музыкальную деятельность он начал с шестнадцати лет. Руководил репетициями в оперном театре. Став придворным капельмейстером, дирижировал спектаклями итальянской оперы, управлял придворной певческой и инструментальной капеллой. Многие годы Сальери руководил Обществом музыкантов и пенсионным фондом для вдов и сирот венских музыкантов! Он был всегда внимателен к нуждам и интересам оркестрантов, певчих и сотрудников капеллы, особо заботился о престарелых и бедных музыкантах! Первый директор Венской консерватории! Его учениками были Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Ференц Лист, Моцарт-младший, которому он помог стать прекрасным музыкантом! Разве может такой человек заниматься злодейством?! Современники нам оставили совершенно другой портрет прославленного музыканта! «Радушный и любезный, доброжелательный и жизнерадостный, остроумный, неисчерпаемый в анекдотах, цитатах, славный изящный человечек с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся!» - вот какой портрет Сальери оставил нам музыкальный летописец тех времен Фридрих Рохлитц.
А если вы захотите поближе познакомиться с этим замечательным человеком, то советую начать с книги Анатолия Сергеева «Моцарт» издательства «Белый город» из серии «Исторический роман». У Сергеева Антонио Сальери не просто благодарный поклонник и добрый помощник великого Моцарта, а его ангел-хранитель! Да именно так оно и было на самом деле! Сальери был не «черным человеком», а «человеком в черном», то есть он всегда в тени, незаметно, скромно помогал и как мог всеми силами оберегал Божественный гений Моцарта, о чем Моцарт так никогда и не узнал... Ведь, как известно, «добро в молчании должно твориться...»
Но вы что-то приуныли, мои дорогие. Не надо! Поставьте в музыкальный центр диск или кассету с музыкой Моцарта. Что-нибудь из «Маленькой ночной серенады» или... «Фантазию ре-минор», или... Да все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна и не оставит равнодушным никого. Может быть, так поют Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая доброту в наших сердцах! А кому-то из вас захочется пойти в консерваторию и послушать живую музыку... Или в театр... К примеру, в театр кукол имени С.В. Образцова на спектакль Андрея Денникова «Волшебная флейта»! То-то будет чудесное знакомство! И как только ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, в вашей комнате (и в вашей душе) обязательно запрыгают солнечные зайчики!
О. КОЛАБСКАЯ
|