Добрая Дорога Детства
Начало
«Безопасное колесо»
Документы
Опыт работы по безопасности дорожного движения
Взгляд на проблему
Методичка ДДД
Методика работы по безопасности дорожного движения
Творчество детей
Материалы наглядные пособия
Материалы по общей безопасности
На тему дружбы и любви
Воспитательно - познавательные материалы
Для воспитателя детского сада
Работа ЮИД
Материалы для родителей
Игротека ДДД
Сказки, рассказы, анекдоты
Письма детей
События
 
Конкурс «ДДД». Номинация «ГАИ и ОРУД в военные сороковые».

I место

Первый инспектор

горнозаводского края

В 30-е годы инспектором горнозаводского края был Василий Антонович Черненко. Родился он в Башкирии, в селе Золотоноско, основанном на новых землях полтавскими землепашцами, окончил там пятилетку и отправился учиться дальше в Стерлитамак. Успешно освоил девять классов и рано, не по возрасту, зажил самостоятельной жизнью.

В 1934 году за подготовку первых шоферов Черненко получает грамоту городского военного комиссариата. По тем временам это высокая награда. Этот же год явился переломным в его биографии, волнующим и незабываемым до сих пор. Именно тогда его по распоряжению области утверждают первым автоинспектором, а затем и начальником межрайонной Госавтоинспекции в подчинении горвоенкомиссариата.

В общем, Черненко был единственным, до создания отдельного подразделения, автомобильным инспектором на огромную зону: Ашинский, Котав-Ивановский, Нязепетровский, Саткинский районы, Златоуст и Миасс (всего 12 городов).

Интересны и его воспоминания: «Асфальтовых дорог в то время и в помине не было. Проселки да бездорожье. Из Златоуста до Челябинска двое суток добирались. Передвижение было затруднено из-за рытвин, ям, болот. Транспорта на моей зоне было около полутора тысяч машин разных марок. Что удивительно, пьянства среди водителей почти не было, боялись остаться без прав. А аварии были. Но тогда пресса о них не сообщала - шли секретной сводкой. В Златоусте на леспромхозе в основном были машины ЗИС-5, ГАЗ-2А. Других марок не было, они появились во время войны. ЗИС-5 и ГАЗ-2А к бездорожью были не приспособлены, так как передние мосты у них были неведущие. Позже появились «Студебеккеры» и другие импортные машины. В ГАИ в моем ведении находилась выдача водительских прав, принимал я также меры в отношении шоферской дисциплины: наказывал водителей лишением прав и т.д. Вспоминается курьезный случай. В начале 30-х годов на почте шофером работал молодой парень Сизов - любитель выпить. Так вот, когда он в нетрезвом состоянии садился за руль, то включал вторую передачу и не снимал руку со звукового сигнала, и весь город знал, что за рулем пьяный. После неоднократных предупреждений пришлось все же лишить его водительских прав.

Этот случай, по-моему, показывает, что в то время была водительская дисциплина, так как этот шофер старался не вызвать аварийной ситуации. Чувствовал свою вину. А по авариям можно сказать, что их тогда было немного, лишь потому, что было мало машин. Почти все дорожно-транспортные происшествия случались из-за неблагоустроенности дорог или из-за несовершенства автомобилей. В среднем было по 5-6 аварий в месяц, в год - примерно 60-65».

В.А. Черненко учил водителей разным премудростям, а с пуском первого трамвая стал преподавать Правила дорожного движения и принципы торможения на курсах вагоновожатых. За 42 года  он обучил более 600 человек.

Перед Великой Отечественной войной готовил шоферов, танкистов, мотоциклистов, автомобилистов для РККА, за что после войны был награжден почетными грамотами от маршалов Буденного и Покрышкина - трижды героя Советского Союза.

А вот в годы Великой Отечественной войны какая-то невиданная сила, как выразился Черненко, отвела его от беды. Один из воскресных дней ему запомнился навсегда. За ним срочно прислали машину, дали час на сборы в дорогу. Он должен был вместе с автоинспектором сопровождать на фронт 42 машины с людьми, но в последний момент его оставили в городе. С душевной болью В.А. Черненко вспоминает о том, что ту машину, на которой он должен был ехать, вместе с людьми разбомбили по дороге к месту боевых действий, и никто не остался в живых.

Работа отряда ЮИД «Зеленый свет» школы №33,

г. Златоуст, Челябинская область.

 

II место

Посвящается всем водителям

Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.

О верной подруге веду свой рассказ,

Хочу рассказать все о ней без прикрас,

Как с ней воевали, к Победе мы шли,

Как знамя Победы в Берлин привезли.

Родился в двадцатых я в русской

деревне,

Назвали Андреем, и род был наш древним.

Колхоз возводили, учиться пошел,

Права получил и вступил в комсомол.

Казалось - вся жизнь впереди,

нет преграды.

Я - первый водитель, в колхозе награды

Вручали работникам лучшим и мне

Судьбой был своей я доволен вполне.

Свой дом начал строить - о детях мечтал

И девушку Валю в селе повстречал,

Ее я всем сердцем своим полюбил

Ей руку и сердце свои предложил.

Построили дом, летом свадьбу сыграли,

И дни наши в счастье, любви побежали,

Родился сынишка, его из роддома

Я вез как святыню до нашего дома.

И счастьем наполнился славный наш дом

Мечтали, что лучше еще заживем.

Но год сорок первый вступил на порог-

Война началась и птичий гомон умолк.

Деревня на фронт мужиков провожала,

В то утро скорбящим село наше стало.

Простился с родною семьею и я

Призвали на фронт в 41-ом меня.

В июле служить под Смоленск я попал

Я ада такого нигде не видал.

Земля содрогалась, ревела земля,

Машина с «Катюшей» дождалась меня.

Машина моя - боевая подруга,

Мы с ней прокатились от центра до юга.

Не раз попадали под пули, обстрел,

Но я в той войне вместе с ней уцелел.

Сначала снаряды солдатам возил.

Они не жалели ни жизни, ни сил.

Бои продолжались недели подряд

Не кончился б только у наших снаряд.

Машина от смерти меня сберегла.

Я только уехал - взрывная волна

Все сразу вокруг разнесла на куски

И чудом остались с ней целыми мы.

«Катюшу» поставили мне на машину

Все пахло огнем, гарью, и шины

Горели живьем, мы не спали ночами

И словно родными с машиной мы стали.

Я с ней о семье своей говорил,

Ее с поля боя уехать просил,

Просил, чтобы к немцам мы не попали,

Просил, чтоб на помощь своим успевали.

Затем под Москвой я, друзья, воевал

Фашисту Москву наш солдат не отдал.

В санчасть я бойцов с поля боя возил

С машиной своей я в медроте служил.

На Юго-Западный фронт

мы с машиной попали,

Под Сталинградом ночами не спали.

Врагу не отдали ни пяди земли,

Мы Русь от врагов для детей сберегли.

Машина моя - боевая подруга,

Была мне верна в дождь, морозы и вьюги,

От смерти второй раз машина спасла,

Когда в Сталинграде от врагов увезла.

Я помню - попали тогда в окруженье.

До смерти мы бились все в этом сраженьи,

Снаряды мне нужно своим довезти,

Но встали враги у меня на пути.

Попал я в засаду, меня окружили.

И крикнул машине своей, что есть силы:

«Врагам мы с тобою сейчас не сдадимся!»,

И сквозь окруженье с подругой мы мчимся.

Тут пули свистели, строчил пулемет,

Прорвались к своим и спасен был наш взвод,

Снаряды ко времени мы подвезли,

За бой тот все были награждены.

Война полыхала не первый уж год.

Вздохнул уж немного советский народ,

Врага мы с позором к границе прогнали,


На землях чужих мы уже воевали.

На запад война всех бойцов привела.

Осталась цела и машина моя.

Мы Польшу от немцев освободили.

На землю врага мы впервые ступили.

Берлин нас, конечно, неласково встретил.

А мы все мечтали о скорой Победе,

Одно лишь меня огорчало, друзья,

Три года без писем из дома жил я.

Как наши живут, как мой сын подрастает?

И ждет ли жена, вспоминает, скучает?

Как немцев деревня смогла пережить,

Успели посеять и смогут ль косить?

И как там мои старики поживают?

Вот еду по трассе и в мыслях мечтаю

Увидеть Валюшу свою наяву

Сказать, как скучаю и как всех люблю.

И вот я свернул на какую-то «штрассе»

Себя представляю шофером в запасе,

Я в очередь встал за машинами вряд,

Смотрю - вот проходит армейский наряд,

Вот едет машина, уже перекресток,

А там - из ОРУДа девица-наперсток

Так жезлом умело она управляет

Машины и танки на площадь пускает.

Я глянул, и сердце мое обмерло -

Да разве поверит мне наше село,

Что в дальнем Берлине жену повстречал,

Ее по движениям рук я узнал.

Подъехал я ближе, боюсь обознаться,

А сердце колотится -

страшно признаться,

Откуда и как нашей сельской девчонке

Орудовать жезлом и транспортом ловко.

Но все же я ближе к жене подъезжаю

Кричу: «Как проехать, скажите, -

не знаю

К родимой сторонке, к супруге своей?»

Она повернулась и стала бледней,

Чем тот лист с расписанием улиц,

А я говорю ей, немного прищурясь,

«В Германии как оказалась же ты?»

Не веря, что сбылись о встрече мечты.

И плача, смеясь, Валя мне рассказала,

Как регулировщицей стала,

Как немцы пришли и угнали ее

И долго не мог успокоить ее.

А после узнал, что живой наш сынок,

Пошел ему уже пятый годок

И дом уцелел и живы мать с отцом

И стали мечтать, как потом заживем.

А встреча 8 мая была

От счастья рыдала вся наша страна,

Ведь мы победили, победа у нас.

Пришел долгожданный,

счастливый наш час.

Вернулись с Валюшей в родное село

Дождалось не всех с фронта оно.

И вновь на машине работать я стал

Из пепла со всеми колхоз возрождал

Ну а моя боевая подруга -

полуторка милая,

С ней зной и вьюги

Войны лихолетья я вместе прошел

И лет через пять ее снова нашел.

Смотрели кино мы с женой про войну,

И вдруг я увидел машину свою,

Ее через годы сумел я узнать,

По фарам своим смог ее распознать.

С машиной расстались в тот год

мы в Москве,

Прощаться с родной было тяжко и мне.

По акту ее в автобат передали,

А после «Мосфильму» на съемки отдали.

И встретились в фильме с машиной моей

И вспомнилось все, до самих мелочей.

Как с ней воевали, к Победе мы шли,

Как знамя Победы в Берлин привезли.

Слагаю я гимн всем машинам войны,

Которые нас от беды сберегли,

Которые с нами войну прошагали,

И те, что не раз нас от пули спасали.

В войне победили не только солдаты,

Как сестры машины, и танки, как братья,

Стояли насмерть в том нелегком бою.

О вас, дорогие, я гимны пою.

Мы будем вас вечно в памяти чтить,

Вы нам помогли врага победить.

Мы вам благодарны за это

За то, что дошли до Победы!

Работа Виктора Кайсина,

пос. Чернянка, Чернянского р-на Белгородской обл.

 

III место

РАССКАЗ ВЕТЕРАНА

Много приходилось работать с началом войны. В первые месяцы войны быстрыми темпами возрастали грабежи. Люди в панике покидали свои дома, а имущество оставалось незащищенным.

ГАИ отвечала помимо сопровождения грузов еще и за раскрытие преступлений, произошедших в нашем районе.

17 июня 1942 года, в 18 часов 42 минуты, на 39-м километре Калужского шоссе, произошло столкновение «ГАЗ-62» и легкового автомобиля. В результате столкновения погибли водитель легкового автомобиля гражданин Герман Долго-Сабуров и неопознанная женщина-пассажирка.

Происшествие было вызвано погоней за этой машиной оперативной группы, возглавляемой сотрудником Прокуратуры СССР, следователем по особо важным делам.

В 18 часов 15 минут у поста № 7 на Калужском шоссе дежурным 4-го отдела ОРУД-ГАИ капитаном П.Р. Сергеевым был остановлен за превышение скорости водитель легкового автомобиля с номерным знаком МКЦ-22-57 Герман Долго-Сабуров. Поскольку утром того же дня были розданы всем работникам ГАИ установки на розыск и задержание данного лица, капитан Сергеев принял решение доставить водителя Долго-Сабурова в 4-ый отдел ОРУД-ГАИ. Однако Долго-Сабуров не выполнил указание дежурного и скрылся с места задержания, в виду чего Сергеев стал преследовать разыскиваемого преступника. Одновременно к погоне подключилась оперативная группа в составе трех автомобилей. Пытаясь уйти от погони, Долго-Сабуров, следуя по Калужскому шоссе, развил предельную скорость, вышел на полосу встречного движения и врезался в прицеп ГАЗ-62. В результате столкновения тела пострадавших были изуродованы до неузнаваемости, и произвести опознание личности погибшей пассажирки по чертам лица было невозможно. При осмотре останков автомобиля найдена в багажнике картонная коробка из-под лекарственных препаратов, в которой оказались важные документы «О ходе боевых действий Красной Армии». Дорожное движение соблюдалось и в военное время. На всех участках дороги, где проезжала военная техника, стояли регулировщики. Они устанавливали интервал движения между автомобилями. Отслеживали скоростной режим, а нарушителей наказывали. В городах регулировщики стояли на перекрестках.

Работа Андрея Гусева,

Детско-юношеский центр «КРОСС», г. Нефтеюганск

 

< Пред.   След. >
Сегодня 28 марта 2024 года
Популярные публикации
Архив номеров
2006
1 2 3 4
5 6 7 8
9 13 14 15
16 17 18
2005
1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21
22 23
2004
1 2-3 4-6 7
8 9-10 11 12
13 14 15-16 17
18 19 20 21-22
23-24
2003
1 2 3 4
7 8 9-10 11
12 13 14 15-16
17 19-20 21 22
23-24
2002
21 22 23-24
© 2002—2005 газета «Добрая Дорога Детства»
г. Москва, Страстной бульвар, 6, стр. 2, офис 5
e-mail: stopgazeta@aic.ru
Телефон/факс: (095) 209-51-26, 209-41-07